Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-256/2020 ~ М-1-186/2020 от 12.05.2020

Дело № 2-1-256/2020

УИД 73RS0011-01-2020-000232-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Майна 19 июня 2020 года     

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Веткасова А.С.,

при секретаре Чагаевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Кошкиной Анастасии Владимировны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о взысканию денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Кошкиной А.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района проведена проверка по обращению Кошкиной А.В., *** года рождения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Проведенной проверкой установлено, что за период с 9 января 2020 года по 18 февраля 2020 года Кошкиной А.В. лечащим врачом в ГУЗ «Майнская районная больница» выписаны 2 рецепта на лекарственный препарат по торговому наименованию «Валганцикловир» 450 мг. *** серии *** *** от 9 января 2020 года, серии 732060 *** от 18 февраля 2020 года.

До настоящего времени Кошкиной А.В. указанный лекарственный препарат не выдан.

Данное обстоятельство связано с тем, что в аптеку *** (АО «УльяновскФармация»), расположенную по адресу: ***, ***, за истекший период 2020 года лекарственный препарат с торговым наименованием «Валганцикловир» не поступал.

В связи с этим Кошкина А.В. не обеспечивалась жизненно необходимым лекарственным препаратом, выписанным по льготным рецептам, была вынуждена приобретать их за счет собственных денежных средств на общую сумму 17 200 рублей.

Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами определено разделом II Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Предоставление льгот гражданину является нормой прямого действия и не может быть поставлено в зависимость от иных договорных отношений.

Прокурор просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области, Акционерного общества «УльяновскФармация», Государственного учреждения здравоохранения «Майнская районная больница» в пользу Кошкиной Анастасии Владимировны расходы на приобретение лекарственных средств, в связи с неполучением лекарственного препарата «Валганцикловир» 450 мг. № 60 по рецептам от 9 января 2020 года серии *** ***, от 18 февраля 2020 года серии *** ***, в сумме 17 200 рублей.

Истица Кошкина А.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Веткасов А.С. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва следует, что Кошкина А.В. является инвалидом и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета. За назначение, дозировку препарата несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата. Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системе лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» Кошкиной А.В. льготный рецепт на лекарственный препарат «Валганцикловир» в марте 2020 года не выписывался. Обязательство по возмещению Кошкиной А.В. денежных средств, затраченных ею 29 марта 2020 года на приобретение лекарственного препарата «Валганцикловир», у Министерство не возникало. Кошкина А.В. приобретала 29 марта 2020 года лекарственный препарат «Валганцикловир» в период отсутствия действующего выписанного льготного рецепта на данный лекарственный препарат, т.е. приобретала по своему усмотрению. Согласно п. 22 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н, рецепты на бумажном носителе в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л), действительны 30 дней со дня оформления. Тем самым Министерство не имеет возможности выдать истцу лекарственный препарат «Валганцикловир» по льготным рецептам от 9 января 2020 года и 18 февраля 2020 года вследствие истечения срока годности данных льготных рецептов. Обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Полагает, что требования прокуратуры незаконные и необоснованные. Медицинские показания могут изменяться, и Кошкина А.В., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика АО «УльяновскФармация» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве представитель ответчика указал, что АО «УльяновскФармация» является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно федеральному законодательству лекарственное обеспечение граждан возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья. В настоящее время АО «УльяновскФармация» является исполнителем услуги по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан. Поставка осуществляется по итогам проведения Министерством здравоохранения аукционов различными поставщиками – победителями аукционов. Отпуск лекарственных препаратов осуществляется при наличии их поставки на склад на основании выписанных рецептов. В период действия рецептов от 9 января 2020 года, 18 февраля 2020 года лекарственный препарат «Валганцикловир» в аптечной сети АО «УльяновскФармация» отсутствовал.

Представитель ответчика ГУЗ «Майнская районная больница» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не известил, объяснений и возражений не представил.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Кошкина А.В., *** года рождения, является инвалидом 1 группы бессрочно, имеет право на лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета.

Лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» Кошкиной А.В. выписаны 2 рецепта на лекарственный препарат по торговому наименованию «Валганцикловир» 450 мг. № 60 серии *** *** от ***, серии *** *** от 18 февраля 2020 года.

При обращении Кошкиной А.В. в аптеку № 11 АО «УльяновскФармация» с указанными рецептами, лекарственными препаратами по ним не обеспечена, что подтверждено представленным отчетом о получении истцом лекарственных препаратов, журналом рецептов, принятых на отсроченное обеспечение и не оспаривается ответчиками.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

На данные органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области, в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Кошкина А.В.

Факт нарушения прав Кошкиной А.В. по рассматриваемому спору установлен, в январе, феврале 2020 года Кошкина А.В. лекарственным препаратом Валганцикловир» 450 мг. № 60 по льготным рецептам серии *** *** от 9 января 2020 года, серии *** от 18 февраля 2020 года не обеспечена.

Расходы истицы на приобретение лекарственного препарата «Валганцикловир» 450 мг. № 60, в связи с необеспечением жизненно необходимым лекарственным препаратом, выписанным по льготным рецептам в сумме 17 200 рублей, подтверждены накладной *** от 3 марта 2020 года, кассовыми чеками от 3 марта 2020 года 29 марта 2020 года.

Принимая во внимание, что Кошкина А.В. вынуждена была приобретать лекарственные препараты за свой счет, в связи с необеспечением ее лекарственным препаратом в январе, феврале 2020 года, учитывая, что Кошкина А.В. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача, с Министерства здравоохранения Ульяновской области подлежит взысканию в пользу истицы компенсация за самостоятельно приобретенное лекарственное средство «Валганцикловир» 450 мг. № 60 в марте 2020 года в размере 17 200 рублей.

Доводы Министерства о приобретении Кошкиной А.В. лекарственного препарата «Валганцикловир» в марте 2020 года в период отсутствия действующего выписанного льготного рецепта, т.е. по своему усмотрению, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку нуждаемость Кошкиной А.В. в указанном лекарственном препарате носит постоянный характер. Понесенные истцом в марте 2020 года расходы имели вынужденный характер, в связи с необеспечением ее в январе, феврале 2020 года лекарственным средством «Валганцикловир», и на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации законные и обоснованные.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Кошкиной Анастасии Владимировны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о взыскании денежных средств удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Кошкиной Анастасии Владимировны за самостоятельно приобретенное лекарственное средство «Валганцикловир» в марте 2020 года денежные средства в размере 17 200 рублей.

В иске прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Кошкиной Анастасии Владимировны к Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы или представления через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья                                Н.В. Сизова

2-1-256/2020 ~ М-1-186/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кошкина А.В.
Прокурор Майнского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
ГУЗ "Майнская районная больница"
АО "УльяновскФармация"
Суд
Майнский районный суд Ульяновской области
Судья
Сизова Н. В.
Дело на странице суда
mainskiy--uln.sudrf.ru
12.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее