Гражданское дело № ФИО7 Мотивированное решение изготовлено ФИО8 декабря 2014 года |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ФИО9 декабря 2014 года |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Некрасовой Е.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к закрытому акционерному обществу «ФИО2» о возложении обязанности по предоставлению документов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ЗАО «ФИО2» о защите прав потребителей. В обоснование требований указала, что между истцом и ЗАО «ФИО2» были заключены договора на выдачу кредитной карты № ФИО10, № ФИО11,
№ ФИО12. ФИО13 года в адрес ответчика истцом была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, а именно: копии приложений к кредитному договору, расширенной выписки по лицевым счетам с момента заключения договора на выпуск кредитных карт № ФИО14, № ФИО15, № ФИО16 до момента подачи искового заявления в суд, однако, данная претензия ответчиком оставлена без удовлетворения. В связи с этим ФИО1 просит обязать ЗАО «ФИО2» предоставить копии документов по кредитному делу заемщика.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, была извещена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ЗАО «ФИО2» ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что вся необходимая и достоверная информация по оказанию ФИО2 финансовых услуг заемщику в рамках кредитного договора была предоставлена еще до заключения договора. Кроме того, представитель ответчика указывает, что истец своей подписью в заявлении на предоставление кредита подтвердила, что понимает и соглашается с тем, что составными и неотъемлемыми частями кредитного договора будут являться заявление, условия предоставления потребительских кредитов «ФИО2» и график платежей, с которыми истец ознакомлена, а также собственноручной подписью подтвердила получение на руки одной копии заявления, а также по одному экземпляру условий предоставления потребительских кредитов и графика платежей. Таким образом, доводы истца о не предоставлении ФИО2 информации об услуге, обязательность предоставления и момент предоставления которой предусмотрена ст.ФИО17, ФИО18 Закона РФ «О защите прав потребителей», являются не основанными на законе. Кроме того, истцом не предоставлено надлежащих доказательств отправки претензии с требованием о предоставлении испрашиваемых документов и ее получения ФИО2, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения прав истца как потребителя действиями ответчика.
Заслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ФИО19 ст. ФИО20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с преамбулой Закон Российской Федерации от ФИО21 февраля 1992 года
№ ФИО22 «О защите прав потребителей» данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу разъяснений, содержащихся в п. ФИО23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ФИО24 июня 2012 года № ФИО25 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
С учетом изложенного предоставление ФИО2 гражданину (клиенту-заемщику) денежных средств должно осуществляться с соблюдением соответствующих требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ФИО26 декабря 1990 года № ФИО27 «О ФИО2 и банковской деятельности», Закона Российской Федерации от ФИО28 февраля 1992 года № ФИО29 «О защите прав потребителей».
В соответствии с п. ФИО30 ст. ФИО31 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. ФИО32 с. ФИО33 Закона РФ «О защите прав потребителей» Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Согласно ч. ФИО34 ст. ФИО35 Гражданского кодекса РФ и ст. ФИО36 Федерального закона «О ФИО2 и банковской деятельности» от ФИО37 № ФИО38, кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, а равно содержащие ее документы предоставляются ФИО2 в порядке, предусмотренным законодательством РФ. В соответствии с п.ФИО39 ст.ФИО40 ГК РФ, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В силу ч. ФИО41 ст. ФИО42 Закона о ФИО2 и банковской деятельности предусмотрено, что кредитная организация, ФИО2 России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (ч. ФИО43 названной статьи).
Таким образом, к информации, составляющей банковскую тайну, относятся сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиенте.
Положениями данной нормы также определен объем предоставляемой информации и установлен круг лиц, которым кредитные организации и ФИО2 могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц.
В пункте ФИО44 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ФИО45 мая 2003 года № ФИО46-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность ФИО2, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
По смыслу Конституции Российской Федерации, институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц.
В пункте ФИО47 названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, ФИО2 гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения ФИО2 сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от ФИО2 возмещения причиненных убытков (п. ФИО48 ст. ФИО49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Банковская тайна, таким образом, означает защиту ФИО2 в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность ФИО2 обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность,
В материалы дела представлена копия претензии ФИО50ФИО50 г. с требованием, в том числе, о предоставлении копий документов по кредитному делу заемщика, приложений к договору и расширенной выписки по лицевому счету за весь период ввиду их отсутствия у заемщика. При этом в качестве доказательств направления данной претензии в адрес ответчика, представлена копия почтового реестра ФИО51ФИО51 г. Однако, ни из почтового штемпеля, ни из почтового реестра, ни из копии почтой квитанции невозможно установить отделение почтовой связи, принявшее почтовую корреспонденцию. При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт направления и вручения ФИО2 претензии от ФИО52.
Вместе с тем, соблюдение предусмотренной договором процедуры проверки обращения клиента о выдаче соответствующих документов является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны. ФИО2 в целях защиты банковской тайны обязан проверить и идентифицировать поданные заявления, однако доказательств обращения самой ФИО1 либо ее уполномоченного представителя в ФИО2 за предоставлением информации, составляющей банковскую тайну, в материалах дела не имеется.
Как видно из материалов дела, вся информация, предусмотренная ч. ФИО53 ст. ФИО54 Федерального закона от ФИО55 № ФИО56 «О ФИО2 и банковской деятельности», предоставлена заемщику кредитной организацией в соответствии с положениями указанной статьи до заключения договора, о чем свидетельствует содержание документов, послуживших основанием для принятия ФИО2 решения о предоставлении истцу суммы кредита, а также и то, что истцом не оспариваются какие-либо действия ФИО2, связанные с непредставлением указанной информации до заключения договора.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств нарушения прав истца действиями ответчика, на которого в силу закона возложена обязанность по сохранению банковской тайны в интересах самого клиента (ст. ФИО57 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ФИО58 Закона о ФИО2 и банковской деятельности), оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
При этом ФИО1 не лишена возможности самостоятельно либо посредством уполномоченного на то представителя обратиться за получением информации, составляющей банковскую тайну, в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями ФИО59 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении иска ФИО3 закрытому акционерному обществу «ФИО2» о возложении обязанности по предоставлению документов.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Некрасова Е.С.