Судья – Салалыкин К.В. Дело № 33а-31703/21
(№2а-1227/21)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Кривцова А.С.,
судей: Золотова Д.В., Булата А.В.,
с участием прокурора Фащук А.Ю.,
при секретаре Поцепуновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю об установлении административного надзора в отношении осужденного Арутюняна В.Р.,
апелляционной жалобе Арутюняна В.Р. и апелляционном представлении прокурора Усть-Лабинского района на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2021 года,
заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» (сокращенное наименование - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю, далее - административный истец) обратилось в суд с административным иском к Арутюняну В.Р. (далее - административный ответчик) об установлении административного надзора и административных ограничений, в котором представитель административного истца просил установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком до погашения судимости с установлением следующих административных ограничений: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.; запрещение выезда за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел; обязательная явка два раза в месяц в Управление (Отдел) МВД Российской Федерации по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2021 года административный иск ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю к Арутюняну В.Р. об установлении административного надзора удовлетворен.
В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, Арутюнян В.Р. просит решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение. В обосновании требований указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В апелляционном представлении прокурор Усть-Лабинского района просит решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обосновании требований указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Арутюнян В.Р., представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора Фащук А.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд исправительным учреждением.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
На основании пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость, либо неснятую судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором.
Из материалов дела следует, Арутюнян В.Р. 15.05.2018 осужден Белореченским районным судом Краснодарского края по <...> УК РФ к 10 месяцам лишения свободы, 28.05.2018 Белореченским районным судом Краснодарского края по <...> УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ частично присоединен приговор от 15.05.2018 Белореченского районного суда Краснодарского края к отбытию 3 года лишения свободы. В действиях осужденного приговором суда установлено наличие опасного рецидива преступлений.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции из материалов
личного дела Арутюняна В.Р., а также данных, содержащихся в приговоре
Белореченского районного суда Краснодарского края от 28.05.2018, следует,
что Арутюнян В.Р., <Дата ...> года рождения, является лицом без гражданства.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 6 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Из анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими выяснению при разрешении вопроса об установлении административного надзора в отношении лиц без гражданства, является выяснение наличия законных оснований нахождения данных лиц на территории Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что документы, подтверждающие наличие законных оснований проживания (пребывания) Арутюняна В.Р. на территории Российской Федерации, в личном деле осужденного отсутствуют. В процессе рассмотрения дела наличие законных оснований проживания (пребывания) Арутюняна В.Р. на территории Российской Федерации не установлено и сторонами не представлено.
Временное проживание Арутюняна В.Р. без регистрации по адресу,
указанному в приговоре: <Адрес...>, не свидетельствует о законности
нахождения его на территории Российской Федерации и не может являться его местом жительства.
При таком положении, с учетом требований действующего
законодательства, установленных по делу обстоятельств, а также того, что
Арутюнян В.Р. является лицом без гражданства, визы, вида на жительство либо разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не имел, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для установления административного надзора в отношении Арутюняна В.Р.
Кроме того, судебная коллегия полагает оспариваемое решение суда неисполнимым в связи с тем, что обеспечить административный надзор на территории России лицам без гражданства не представляется возможным, поскольку после освобождения они, как правило, не имеют ни регистрации, ни места жительства, то есть отсутствуют обстоятельства, которые необходимы для установления административного надзора.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в -части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку при постановлении решения суд первой инстанции в
нарушение требований закона имеющим юридическое значение
обстоятельствам дал неверную оценку, неправильно применил нормы
материального права, вынесенное Усть-Лабинским районным судом решение
от 31.05.2021 подлежит отмене, как незаконное.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 31 мая 2021 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-2 УФСИН России по Краснодарскому краю об установлении административного надзора в отношении осужденного Арутюняна В.Р. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: