Дело № 2-2380/2015
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
(заочное)
г. Балашиха Московской области 28 апреля 2015 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Щербинской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева И.Ю. к <данные изъяты> о признании права собственности на жилое помещение
в порядке приватизации,
Установил:
Киселева И.Ю. обратилась в суд с указанным иском, обосновывая его тем, что в 2005 году она была принята на работу в <данные изъяты>». В связи
с трудовыми отношениями ей была предоставлена жилая площадь – комната
в общежитии, расположенная по адресу: <адрес>,
<адрес>. С ней был заключен договор социального найма,
и она была зарегистрирована по указанному месту жительства.
Реализуя свое право на приватизацию комнаты, она обратилась
к руководству <данные изъяты> о передаче комнаты в собственность
в порядке приватизации, но получила отказ.
Она считает отказ в передаче ей комнаты в собственность в порядке приватизации незаконным.
По ее мнению, комната относится к федеральной (государственной) собственности, и должна находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
На основании изложенного просила суд признать за ней право собственности на жилое помещение, - комнату, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В судебное заседание истица Киселева И.Ю. не явилась, извещена надлежащим образом. Её представитель по доверенности (л.д. 6) – Паничева В.М. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования,
и просила суд иск удовлетворить. Дала объяснения, сходные по смыслу
и содержанию с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик – <данные изъяты>, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание своего представителя не направил,
о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
Третье лицо – Администрация г.о. Балашиха Московской области, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило, возражений на иск
не представило.
С учетом мнения представителя истца Паничевой В.М., суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц
в порядке заочного производства.
Выслушав мнение явившейся стороны, исследовав материалы дела,
суд приходит к следующему.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), которая к их числу относит,
в том числе, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся
в государственной или муниципальной собственности, может быть передано
его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного
и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г.) граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте
от 14 до 18 лет.
По смыслу ст. ст. 1 и 2 Закона, гражданам не может быть отказано
в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном
и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Статья 4 Закона содержит исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к которым относятся: жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Частью 2 названной выше статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия,
за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения,
и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд,
с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года
№ 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (утратил силу
с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, которым введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ)), действовавшего на момент приватизации
НПО «Криогенмаш», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при
их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Такие же требования содержит ст. 18 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г..
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года
№ 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий» (утратил силу с 29 марта 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 26 марта 2003 года
№ 370), действовавшим на момент приватизации НПО «Криогенмаш», предусмотрено, что при приватизации предприятий, находящихся
в федеральной (государственной собственности), в состав приватизируемого имущества не могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты жилищного фонда. Данные объекты относятся
к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
Согласно положениям ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, других федеральных законов и иных правовых актов, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами,
но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права
и обязанности возникают, в том числе, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации
в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесены: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. При этом, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных
для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных
с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования
в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме
или квартире.
В силу п. 1 ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено
для проживания граждан.
Как установлено ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости
от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
До введения в действие ЖК РФ действовал ЖК РСФСР, который утратил силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием указанного выше Федерального закона.
Как было установлено п. 1 ст. 47 ЖК РФ РСФСР, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст. 51 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления истцам спорного жилого помещения, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается
в письменной форме на основании ордера на жилое помещение с гражданином, на имя которого выдан ордер.
Договором социального найма определяются права и обязанности сторон, согласно которым наниматель обязан вносить ежемесячно квартирную плату
и коммунальные услуги (ст. 56, 57 ЖК РСФСР). Такие же требования содержат
и нормы нового жилищного законодательства ст. ст. 49, 61,67 ЖК РФ.
Действующим жилищным законодательством предусмотрены правила пользования общежитием по аналогии с правилами пользования жилыми помещениями по договору социального найма, и в случае предоставления его до 01 марта 2005г, оно подлежит приватизации по заявлению граждан.
Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 60 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган
или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное
им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания
в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения
по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 61 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество
в многоквартирном доме.
Решением совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 04 июня 2013 года № 53/443 утверждено Положение о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности г.о. Балашиха (далее Положение).
Положение определяет условия приватизации служебных жилых помещений, указанные в п. 2 данного Положения, согласно которым,
право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют граждане, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, при наличии следующих условий (в том числе): непрерывный стаж работы гражданина, в настоящее время работающего
в муниципальном или государственном учреждении, на муниципальном предприятии, в органах местного самоуправления (в том числе на выборных должностях) либо ушедшего на пенсию по старости из этих организаций,
не менее 10 лет; непрерывный стаж работы гражданина в организации,
по ходатайству которой предоставлялось служебное жилое помещение, более
10 лет.
Согласно материалам дела:
В 1993 году состоялась приватизация НПО «Криогенмаш» в акционерное общество «Криогенмаш», что подтверждается распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 21.07.1993г №1284-р, протоколами конференций трудового коллектива НПО «Криогенмаш», приказом НПО «Криогенмаш» № от ДД.ММ.ГГГГ, планом приватизации НПО «Криогенмаш», утвержденным распоряжением Государственного Комитета РФ по управлению государственным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53; 54-56; 57; 38-51).
Из представленных документов следует, что в результате приватизации ответчиком включено в уставный капитал жилое здание - дом №
по проспекту Ленина в г. Балашиха Московской области, в связи с чем, на имя ОАО «Криогенмаш» ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство
о государственной регистрации права собственности (л.д. 37).
Киселева И.Ю. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из домовой книги, финансовыми лицевыми счетом (л.д. 8;7).
Киселева И.Ю. осуществляет трудовую деятельность в ОАО «Криогенмаш» в должности специалиста по учету персонала. В данной организации осуществляет трудовую деятельность с 2005 года (л.д. 11-13).
Киселева И.Ю. вселена в спорное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № по решению администрации ОАО «Криогенмаш» (л.д. 9).
Истец обращался в ОАО «Криогенмаш» по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения, в чем им было отказано, как это усматривается из письменных сообщений ответчика (л.д. 10). При этом, истцу сообщено,
что ОАО «Криогенмаш» не является собственником жилого помещения,
в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что жилое помещение принадлежит ответчику по праву собственности.
Жилое помещение – комната, расположенная по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью (л.д. 14).
Из представленного технического паспорта на комнату, расположенную по указанному выше адресу, усматривается, что она является жилым помещением, общей площадью 18,4 кв.м., используется по назначению
(л.д. 34-35)
Истец не обладает правами на жилые помещения, приобретенные
в порядке приватизации, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(л.д. 15).
Иных доказательств по делу не представлено, и об их истребовании судом стороны ходатайств не заявляли.
Представленные по делу доказательства, суд считает их относимыми, допустимыми и достоверными, и в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Оценив в совокупности сведения письменных материалов дела, а также сообщенные сторонами в данных по делу объяснениях, суд считает установленными следующие фактические обстоятельства дела.
Истица Киселева И.Ю. пользуется спорным жилым помещением
на условиях договора социального найма, поскольку общежитие дома №,
по проспекту Ленина <адрес> незаконно включено ответчиком в план приватизации, и должно было быть передано
в момент приватизации <адрес>.
В силу ст. 12 ГК РФ суд не применяет План приватизации
НПО «Криогенмаш», утвержденный заместителем председателя Госкомимущества России А. Кохом ДД.ММ.ГГГГ в части включения
в состав приватизируемого имущества жилищного фонда здания общежития дома № по проспекту Ленина в <адрес>.
При таких обстоятельствах, Киселева И.Ю. имеет право на приобретение указанной комнаты в собственность в порядке приватизации. Сведений об ограничении в приватизации спорного жилого помещения не имеется, и суду
не представлено.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих доводы искового заявления,
и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд считает исковые требования Киселевой И.Ю. подлежащими удовлетворению в заявленном объеме.
Согласно требованиям ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав
на недвижимость и сделок с ней.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Киселева И.Ю. к <данные изъяты> о признании права собственности на жилое помещение
в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Киселева И.Ю. право собственности на жилое помещение – комнату, расположенную по адресу: <адрес>,
<адрес>, в порядке приватизации.
Решение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление
об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения
ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также
в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда
об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 05 мая 2015 г.
Судья Д.И. Лебедев