Судья Анисимова В.С. 22-8459/2012
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кудымкар 14 ноября 2012 года
Судебная коллегия по уголовным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Семенова А.П.,
судей Фирсова А.Л. и Ивановой Т.Г.,
при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании от 14 ноября 2012 года кассационную жалобу осужденного Лузгина В.С. на приговор Верещагинского районного суда Пермского края от 14 сентября 2012 года, которым
Лузгин В.С., дата рождения, уроженец ****, проживающий по адресу: ****, ранее судимый:
7 мая 2009 года мировым судьей судебного участка № 89 Верещагинского муниципального района Пермского края по ч.1 ст.112, ч.1 ст.117, ч.1 ст.119 (3 преступления), ч.1 ст.116 (2 преступления) УК РФ, с применением ч.2 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы;
освободившийся 4 мая 2010 года условно-досрочно по постановлению Чусовского городского суда Пермского края от 23 апреля 2010 года на неотбытый срок 1 год 9 месяцев 24 дня;
осужден по ч.1 ст.117 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы; по п.п. «а», «г» ч.2 ст.117 УК РФ к 3 годам лишения свободы; по ст. 156 УК РФ к 1 году лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по совокупности преступлений в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ к 4 годам лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В соответствии со ст.70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 89 Верещагинского района от 7 мая 2009 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 6 месяцев без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Лузгину В.С. до вступления приговора в законную силу избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, Лузгин В.С. заключен под стражу в зале суда.
Наказание постановлено исчислять с 14 сентября 2012 года. В срок лишения свободы зачтено время нахождения под стражей с 10 июня 2012 года по 12 июня 2012 года включительно.
С Лузгина В.С. взысканы уголовно-процессуальные издержки на предварительном следствии в размере 17 499 рублей 63 копейки.
Заслушав доклад судьи Фирсова А.Л., объяснение осужденного Лузгина В.С., выступление адвоката Засухина И.В. в его интересах, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Аверьяновой Н.П. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия
установила:
по приговору Лузгин В.С. признан виновным и осужден:
- за истязание, то есть причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев и иных насильственных действий, не повлекших последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ, совершенное в декабре 2011 года, в январе 2012 года, в конце января 2012 года, в начале февраля 2012 года, в ночь с 9 февраля 2012 года на 10 февраля 2012 года, в отношении двух заведомо несовершеннолетних лиц - Л., дата рождения, и Л1., дата рождения, и заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии и в материальной и иной зависимости от виновного;
за ненадлежащее исполнение родителем обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей Л., дата рождения, и Л1., дата рождения, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетними, совершенное в период с октября 2011 года до февраля 2012 года;
- за истязание П1., то есть причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев и иных насильственных действий, не повлекших последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ, совершенное в июле 2011 года, 30 августа 2011 года, в сентябре 2011 года, в ночь с 7 на 8 февраля 2012 года, в ночь на 10 февраля 2012 года.
Преступления совершены в **** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Лузгин В.С., считая себя невиновным, утверждает, что вынужденно применял насилие к детям в воспитательных целях, так как они его не слушались. Полагает, что осужден только на основании показаний жены и ее родственников, которые с ними не проживают, побои не подтверждены справками. Указывает, что он болен туберкулезом. Полагая, что приговор является незаконным и суровым, ставит вопрос о пересмотре дела.
В возражениях на кассационную жалобу потерпевшая П1. считает, что Лузгин В.С. осужден обоснованно.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель, полагая что постановленный приговор является законным и обоснованным, просит кассационную жалобу осужденного Лузгина В.С. оставить без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы осужденного Лузгина В.С. и возражения на нее, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Выводы суда о виновности Лузгина В.С. в совершении преступлений при установленных приговором обстоятельствах являются правильными, объективно подтверждаются совокупностью доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании, подробно приведенных в приговоре и получивших надлежащую оценку в соответствии со ст.ст. 87, 88 УПК РФ.
Доводы осужденного Лузгина В.С., приведенные в кассационной жалобе, о незаконности осуждения нельзя признать обоснованными, поскольку они опровергаются исследованными доказательствами.
Так, сам осужденный вину в содеянном признал частично, показал, что потерпевшая его провоцирует, в связи с чем он наносит ей удары. Сыновья растут непослушными, поэтому им достаются подзатыльники и оплеухи, он применяет к ним мужские методы воспитания.
Потерпевшая П1. пояснила, что после освобождения из мест лишения свободы Лузгин В.С. стал терроризировать ее, ее мать, которая проживает с ними, и детей. В июле 2011 года Лузгин В.С. учинил с ней ссору, в ходе которой нанес ей удар ногой по левой голени ноги, отчего она испытала сильную физическую боль. Днем 30 августа 2011 года около 14 часов из личных неприязненных отношений в ходе ссоры Лузгин В.С. нанес ей удары кулаками и ногами по лицу и телу, отчего она испытала физическую боль и моральные страдания, во время ударов она защищалась руками, Лузгин В.С. ногой хотел ударить ее по лицу, удар пришелся по мизинцу правой руки, которой она закрывала лицо, в результате чего Лузгин В.С. сломал ей первую фалангу мизинца, палец в настоящее время не функционирует. В сентябре 2011 года Лузгин В.С. ножом порезал ей левое предплечье, отчего остался шрам. 7 февраля 2012 года у нее в гостях был брат с женой, Лузгин В.С. потерял 500 рублей, подошел к старшему сыну, руками потряс его за грудь, спросил, не он ли взял деньги, тот ответил, что не брал. Тогда Лузгин В.С. ударил младшего сына по голове, отчего тот заплакал и забрался к ней в кровать. Лузгин В.С. решил ударить ее ногой, замахнулся, но попал по сыну, тогда Лузгин В.С. со всей силы ударил ее кулаком по голове, отчего она почувствовала сильную физическую боль. 8 февраля 2012 года утром она стала собирать детей в школу, у младшего сына не могла найти одежду: ботинки, верхнюю одежду, шапку. Одежду нашла во дворе, принесла домой, сказала детям собираться в школу, сама ушла на работу. Со слов сына Д. знает, что Лузгин В.С. пригрозил ему, что он его изобьет, если он пойдет в школу. 10 февраля 2012 года вечером Лузгин В.С. разбудил детей и стал их шантажировать тем, что если она не пойдет с ним спать, то он их побьет. Ночью Лузгин В.С. ударил ее локтем по спине, кулаком по животу, по голове, от ударов она испытала сильную физическую боль. В адрес ее, детей и ее матери Лузгин В.С. выражается нецензурными словами, постоянно их унижает, заставляет старшего сына убить бабушку, бьет детей.
Потерпевшие Л. и Л1. подтвердили показания потерпевшей П1. об обстоятельствах нанесения ей ударов Лузгиным В.С., пояснили, что отец их избивает, унижает, выражается в их адрес нецензурными и обидными словами, матом.
Потерпевший Л. пояснил, что осенью 2011 года Лузгин В.С. стянул его за руку с дивана, он упал на пол, ударился плечом, отец таскал его по полу за руку, затем поднял его и швырнул на диван, отчего ему было очень больно. Через некоторое время отец вытащил его за плечо на крыльцо дома, там нанес удары: бил в спину и лицо, разбил нос, отчего у него пошла кровь. В декабре 2011 года отец предложил его младшему брату М. убить бабушку, за это он пообещал ему подарить сотовый телефон. В начале января 2012 года Лузгин В.С. подарил М. сотовый телефон и спросил его, почему он до сих пор не убил бабушку, М. сказал, что не знает, как это сделать, тогда Лузгин В.С. начал ему объяснять, что ее достаточно толкнуть или стукнуть. Отец не раз предлагал ему и М. покурить или выпить. В январе 2012 года они пришли с братом поздно с прогулки, Лузгин В.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, накричал на них, ударил М., тот заплакал. В конце января 2012 года он с М. играл на приставке, пьяный отец стал их ругать, наступил М. на ногу своей ногой, обутой в ботинок, тот закричал, отец ударил его кулаком по животу. В начале февраля 2012 года он с братом лег спать, пьяный отец ударил его один раз кулаком по спине, он проснулся от боли. 7 февраля 2012 года у них в гостях был мамин брат с женой, отец обвинил их, что они украли у него деньги, Лузгин В.С. хотел ударить мать, но попал ногой М., затем отец избил мать, а ему наступил на ногу, отчего он испытал боль. На следующий день отец забрал его одежду, и он не пошел в школу, так как ему нечего было надеть. В больницу они ни разу не обращались, так как боялись Лузгина В.С., который запрещал им обращаться в больницу, говорил, что он их убьет.
Потерпевший Л1. пояснил, что в октябре 2011 года его брат Д. рассказал, что отец стукнул его рукой по лицу, отчего из носа пошла кровь, ругал его за то, что он пошел в школу. В декабре 2011 года отец сказал ему (Л1.) убить бабушку, за это пообещал подарить ему сотовый телефон. В начале февраля отец подарил ему сотовый телефон, при этом спросил, «почему он до сих пор не убил старуху». На его вопрос о том, как он должен это сделать, отец ответил: «Толкни, много ли ей надо», пояснил, что если он не убьет бабушку, то он больше ему ничего не купит. Во время зимних каникул в связи с тем, что он с братом вернулся домой поздно, отец накричал на них и стукнул его, он заплакал, ушел в другую комнату и лег спать, при этом слышал, как отец выражается матом в адрес брата Д., и как мама сделала замечание отцу за то, что он его ударил. В конце января 2012 года он с братом играл в приставку, отец сказал им прекращать играть, при этом наступил ему ногой, обутой в ботинок, а Д. ударил в живот. В конце февраля 2012 года, когда он с братом уже лег спать, отец стал их ругать за то, что рано легли спать, ударил спящего Д. кулаком по спине, отчего Д. проснулся, заплакал и убежал в другую комнату. 7 февраля 2011 года к ним в гости приехали дядя Яша (П2.) и тетя Фая (П3.), когда они легли спать, отец стал искать деньги и ругаться, подошел к лежащей матери, нанес ей удар ногой, но удар пришелся по нему, он испугался и заплакал, ему было очень больно. Затем Лузгин В.С. стал кричать на Д., отец выражался в их адрес матом, обзывал, спрятал одежду, из-за этого они не пошли на следующий день в школу. Отец обзывает их обидными словами, не разрешает общаться с мамой и бабушкой, не разрешает им кушать то, что приготовила бабушка, заставляет их курить. Он очень боится отца, в больницу они не обращались, так как боялись, что будет еще хуже.
Свидетель П4. показала, что Лузгин В.С. постоянно издевается над ее дочерью П1., ее детьми и над ней, оскорблял их нецензурными словами, заставляял внуков выражаться нецензурной бранью в адрес ее и матери, не дает им называть ее бабушкой, заставляет называть старухой и разными нецензурными словами. Внуку М. Лузгин В.С. сказал: «Ты убей старуху, я тебе сотовый куплю». Лузгин В.С. старается дочь бить так, чтобы не было видно кровоподтеков, и бьет ее без свидетелей. Со слов дочери знает, что в июле 2011 года в ходе ссоры Лузгин В.С. ударил ее ногой по левой голени ноги, она видела на теле дочери кровоподтек. Летом 2011 года осужденный неоднократно избивал ее дочь, со слов которой ей известно, что в конце августа 2011 года Лузгин В.С. в ходе ссоры в доме ее избил, нанеся удары руками и ногами. На теле дочери она видела кровоподтеки. В ночь на 8 февраля 2012 года Лузгин В.С. ударил кулаком ее дочь по голове, отчего она закричала, в это время у них в гостях был сын с женой, все проснулись, дочь рассказала, что Лузгин В.С. ударил ее по голове, отчего на голове появилась «шишка». На следующее утро Лузгин В.С. спрятал одежду у внука Д., в результате чего Д. не пошел в школу. Лузгин В.С. всех их держит в страхе, говорит, что если они напишут на него заявление, то он их убьет.
Свидетель П2. пояснил, что в феврале 2012 года приехал в гости к матери в с. **** на день рождения сестры П1., которая живет вместе с матерью, двумя несовершеннолетними детьми и осужденным. Со слов сестры знает, что у нее с Лузгиным В.С. плохие отношения, Лузгин В.С. сестре и матери постоянно устраивает скандалы, бьет сестру и детей. 9 февраля 2012 года он проснулся от плача сестры, которая рассказала, что Лузгин В.С. обвиняет детей в пропаже 500 рублей, со всей силы ударил ее по голове, нанес удары ногами по телу. На следующий день он видел на голове сестры «шишку». 9 февраля 2012 года дети сестры собрались идти в школу, Лузгин В.С. спрятал одежду Д., отчего Д. не смог пойти в школу В ночь на 10 февраля 2012 года Лузгин В.С. ударил сестру локтем по телу, так как она не ложилась с ним спать. Со слов матери ему известно, что Лузгин В.С. высказывает в ее адрес и адрес сестры угрозы убийством, заставляет детей обзывать бабушку матом. Ранее ему сестра неоднократно показывала кровоподтеки на руках, ногах, теле. Со слов матери и сестры он знает, что Лузгин В.С. заставляет детей выражаться нецензурной бранью в адрес его сестры и матери, запрещает детям помогать матери и бабушке по хозяйству, Лузгин В.С. всех держит в страхе, угнетает его сестру и мать, своих детей. Покупает детям вещи и игрушки и шантажирует их этим.
Свидетель П3. полностью подтвердила показания свидетеля П2. об обстоятельствах нанесения ударов Лузгиным В.С. П1. и ее детям и о методах их воспитания в феврале 2012 года, когда они находились в гостях у матери П2.
Свидетель П5. пояснила, что со слов П4. и П1. ей известно о том, что Лузгин В.С. постоянно устраивает скандалы, бьет потерпевшую, обижает ее детей и мать, угрожает им расправой и поджогом дома, они все его боятся. Лузгин В.С. прятал у детей одежду, чтобы они не ходили в школу, заставляет детей курить, ругаться матом.
Показания потерпевших и свидетелей П., которые были очевидцами преступных действий Лузгина В.С., обоснованно признаны судом достоверными, поскольку оснований для оговора осужденного не установлено, их показания подробны, последовательны, по обстоятельствам дела согласуются между собой и взаимодополняют друг друга, не содержат противоречий, подтверждаются другими исследованными доказательствами.
В частности, свидетель Л2. пояснил, что проживает по соседству с П4., ее дочерью, двумя внуками и зятем Лузгиным В.С. Он часто слышит, как Лузгин В.С. кричит нецензурной бранью на членов своей семьи. П4. жалуется, что Лузгин В.С. избивает ее дочь и детей, оскорбляет их.
Свидетель Н. пояснила, что работает в *** школе педагогом-психологом, с Д. проводились групповые занятия, а с М. занимались индивидуально, психика у детей неуравновешенна. М. по характеру скрытный, на контакт не идет.
Заключением судебно-медицинского эксперта от 16 февраля 2012 года установлено, что у П1. имеется кровоподтек в поясничной области, который образовался от ударного воздействия тупого предмета, данное повреждение не влечет за собой кратковременного расстройства здоровья и не квалифицируется как вред здоровью.
Заключением судебно-медицинского эксперта от 5 марта 2012 года установлено, что у П1. имеется рубец на наружной поверхности левого плеча, который сформировался на месте бывшей раны, время формирования рубца может составлять период времени более 3-х месяцев. Рана, приведшая к формированию рубца, не повлекла за собой кратковременного расстройства здоровья и незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, поэтому как вред здоровью не квалифицируется.
Вопреки доводам жалобы осужденного, все исследованные судом доказательства получили в приговоре надлежащую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела.
Как установлено судом и следует из материалов уголовного дела, побои и иные насильственные действия Лузгин В.С. наносил П1. и детям систематически, что потерпевшие воспринимали как что-то непрекращающееся, непрерывное и постоянное, отчего испытывали, кроме физических переживаний, психические морально-нравственные страдания, которые характеризуются проявлениями стрессового состояния. Насильственные действия осужденного не повлекли за собой причинение потерпевшим тяжкого или средней степени вреда здоровью, характер наносимых потерпевшим побоев и иных насильственных действий свидетельствует о том, что Лузгин В.С. осознавал общественную опасность своих действий и желал их причинения, знал о несовершеннолетнем возрасте своих двух детей, а также то, что они находятся в материальной и иной зависимости от него.
Доводы осужденного, приведенные в кассационной жалобе, о том, что он применял насилие к детям в воспитательных целях, нельзя признать обоснованными, поскольку действия Лузгина В.С. по воспитанию детей не соответствуют общепризнанным и установленным в обществе нормам и условиям воспитания и морали. В результате действий осужденного несовершеннолетние Л. и Л1. были лишены нормального отдыха и распорядка дня, спокойного сна, находились в постоянном страхе и стрессовом состоянии.
С доводами осужденного о том, что потерпевшая П1. его провоцировала, также нельзя согласиться, поскольку такие обстоятельства судом не установлены и материалами уголовного дела не подтверждаются. Как следует из показаний потерпевших и свидетелей, Лузгин В.С. беспричинно, либо используя незначительный повод, систематически устраивал скандалы и ссоры, в ходе которых неоднократно наносил удары руками и ногами по различным частям тела потерпевшей.
Таким образом, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд правильно установил фактические обстоятельства дела, мотивированно отверг доводы осужденного, аналогичные приведенным в кассационной жалобе, и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Лузгина В.С. в истязании своей сожительницы П1. и своих двух несовершеннолетних детей Л. и Л1., находящихся в беспомощном состоянии, в материальной и иной зависимости от него, а также в ненадлежащем исполнении своих обязанностей по их воспитанию.
Действия осужденного Лузгина В.С. квалифицированы правильно.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, обстоятельств дела, данных о личности Лузгина В.С., который ранее судим, отрицательно характеризуется, страдает хроническим заболеванием, а также с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Решение суда о назначении наказания в виде лишения свободы на определенный срок, без назначения дополнительного наказания, в том числе по правилам п. «в» ч.7 ст.79, ст.70 УК РФ, и отсутствии оснований для применения ч.6 ст. 15 УК РФ в приговоре достаточно подробно и убедительно мотивировано, является правильным.
Таким образом, судебная коллегия находит, что Лузгину В.С. назначено справедливое наказание, которое соответствует содеянному и личности виновного, оснований для его смягчения не усматривается.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Верещагинского районного суда Пермского края от 14 сентября 2012 года в отношении Лузгина В.С. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Лузгина В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.П.Семенов
Судьи: Т.Г.Иванова
А.Л.Фирсов