Решение по делу № 2-305/2013 ~ М-192/2013 от 01.02.2013

Дело № 2-305/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Зайцева С.Б.

при секретаре У

рассмотрев 15 мая 2013 года в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковым требованиям А к Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязании поставить на учет его и членов его семьи, как нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Истец А обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации МО ГО «Усинск» в постановке его, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, просит обязать Администрацию МО ГО «Усинск» поставить его с учетом членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование своих требований истец указывает, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., нуждается в улучшении жилищных условий, так как имеет право на улучшение жилищных условий в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ. Постановлением Администрации МОГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с не предоставлением документа, о признании его малоимущим.

Однако с позицией Администрации МО ГО «Усинск» не согласен и считает, что имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании того, что он являлся участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и нуждается в улучшении жилищных условий. Ранее воспользоваться своим правом на компенсации льготы установленные Законом Российской Федерации от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имел возможности, так как удостоверение участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС получил только 26.042012 года, так как, проходя воинскую службу в рядах вооруженных сил, был демобилизован по окончании срочной службы и выполнения работ в зоне отчуждения без выдачи соответствующих подтверждающих документов.

В судебном заседании истец на своих требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, при этом также пояснил, что проживает с семьей, состоящей из 4 человек в жилом помещении, расположенной по адресу: г. Усинск, ..., общая площадь которого составляет 44,55 кв.м., а жилая 27,2 кв.м. С отказом в постановке на учет, в связи с отсутствием документа, подтверждающего, что его семья не признана малоимущей, не согласен, поскольку имеет право на улучшение жилищных в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», независимо от признания его или не признания малоимущим.

Представитель Администрации МО ГО «Усинск» К, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не согласилась с предъявленными требованиями, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которого основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены ст. ст. 49,51,52 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими граждане признаются органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи и подлежащего налогообложению. А не представил документы, свидетельствующие о том, что он является малоимущим.

Кроме того, на основании п.10 ч.2 ст. 14 и ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в ч.3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещениями муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация МОГО к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Таким образом, администрация МОГО «Усинск» не наделена полномочиями на обеспечение жилыми помещениями граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следовательно, оснований для постановки А администрацией МОГО «Усинск» на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на сегодняшний день не имеется.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с заявленными требованиями А не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором правовая позиция аналогична правовой позиции Администрации МОГО «Усинск».

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N1244-1 от 15.05.1991.

В силу п. 3 ст. 13 указанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Как установлено в судебном заседании, а именно согласно архивной справки Центрального архива внутренних войск МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, начальник электростанции инженерно-технической роты рядовой А в составе войсковой части 3152 участвовал в ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30 километровой зоне) с 05.05.1986 по 13.09.1986 (на л.д. 4), и 26 апреля 2012 года ему было выдано удостоверение участника ликвидаций катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г. (л.д. 5).

Таким образом, А имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N1244-1 от 15.05.1991.

На основании ст. 15 данного Закона, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12,14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п.1 ч.1 ст.15 указанного Закона).

Ст. 5 Закона №1244-1 закрепляет положение о том, что финансирование меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных настоящим Законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что формой финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст.1). Этим же нормативно-правовым актом утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее Правила).

Подпунктом "е" пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на граждан из подразделений особого риска.

Согласно п.п. "а" п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы.

В силу п.п. "в" п. 18 этих же Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п. "е" п. 5 настоящих Правил, выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получении субсидии).

Пункт 19 данных Правил устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1). к которому, в числе прочих документов, прилагают выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях).

Таким образом, для участия в данной программе А должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма перечислены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Однако, согласно положений ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Анализ положений ч. 3 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи свидетельствует о том, что право граждан, относящихся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории, состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не ставится в зависимость от того признаны ли они малоимущими, поскольку является самостоятельным основанием для постановки на учет.

Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС относятся именно к такой категории граждан.

При изложенных обстоятельствах, суд находит необоснованным отказ Администрации МОГО «Усинск» в принятии на учет истца и членов его семьи, в качестве нуждающихся, в улучшении жилищных условий в связи с не предоставлением документа, о признании его малоимущим, поскольку отсутствие документов, подтверждающих статус его семьи как малоимущей, противоречит действующему законодательству.

Кроме того, Решением Совета МО «Город Усинск» от 2 июня 2005 г. N 142 «Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров, для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что семья А состоит из 4 человек: А, ФИО1 - супруга, дети - ФИО2, 2001 года рождения, ФИО3, 1992 года рождения. Все члены семьи А, включая его самого, зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., г. Усинск, ..., принадлежащем на праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО3 Общая площадь указанного жилого помещения составляет 44,55 кв.м. (л.д.6,7,8), что значительно меньше учетной нормы установленной органами местного самоуправления.

Доводы представителя Администрации МОГО «Усинск» о том, что поскольку жилое помещение, в котором проживает истец и члены его семьи, передано в порядке приватизации ФИО1 (супруге), с которой зарегистрирован брак в 1991 году, и ФИО3 (дочери) ДД.ММ.ГГГГ, то истец реализовал свое право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения его как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, судом не могут быть рассмотрены при принятии рассмотрении данного дела, поскольку требований о предоставлении жилого помещения не является предметом спора.

На основании изложенного и. руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» N1244-1 от 15.05.1991,ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования А к Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязании поставить на учет его и членов его семьи, как нуждающихся в улучшении жилищных условий - удовлетворить.

Признать отказ Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» поставить А на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» поставить А, с учетом членов его семьи, на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2013

Председательствующий - подпись

Копия верна: судья -                                                                                    С.Б. Зайцев

2-305/2013 ~ М-192/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абрамов Валерий Германович
Ответчики
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми
Администрация МОГО " Усинск"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Зайцев Сергей Борисович
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
01.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2013Передача материалов судье
06.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2013Предварительное судебное заседание
09.04.2013Судебное заседание
22.04.2013Судебное заседание
15.05.2013Судебное заседание
16.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее