Судья Ермаков А.Е. Дело № 33-4655/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Круковской А.В., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 29 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Усть - Вымский» и апелляционной жалобе Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 04 июня 2019 года, которым
иск Размановой М.В. удовлетворен частично.
На администрацию муниципального района «Усть-Вымский» возложена обязанность предоставить Размановой М.В. благоустроенное применительно к условиям пгт.Жешарт жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры на территории пгт.Жешарт, пригодной для постоянного проживания, на состав семьи из одного человека, общей площадью не менее 16 квадратных метров.
Исковые требования Размановой М.В. к администрации городского поселения «Жешарт» об обязании предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Разманова М.В. обратилась в суд с иском к администрации МР «Усть-Вымский» и администрации ГП «Жешарт», в котором просила обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение по договору социального найма по категории «ребенок – сирота» в ГП «Жешарт», ссылаясь на внеочередной порядок предоставления жилья по договору найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на отсутствие в пользовании жилого помещения.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Минтруд РК и Минобрнауки РК.
Ответчик администрация МР «Усть-Вымский» в письменном отзыве на иск просила в удовлетворении требований истца отказать.
Ответчик администрация ГП «Жешарт» в письменном отзыве просила оставить иск без удовлетворения.
Третье лицо Минтруд РК в отзыве на иск указало, что материально-правовой интерес в исходе дела у него отсутствует.
Третье лицо Минобрнауки РК в письменных возражениях указало, что Разманова М.В. не имеет преимущественного права получения жилья по сравнению с другими детьми, включенными в список ранее.
В судебном заседании суда первой инстанции Разманова М.В. на иске настаивала в полном объеме.
Представитель администрации МР «Усть-Вымский» в судебном заседании суда первой инстанции иск не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Соответчик и третьи лица в судебном заседании участия не приняли, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МР «Усть – Вымский» просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что предоставление истцу вне очереди жилого помещения в порядке исполнения решения суда нарушает права иных граждан из данной категории, которые поставлены на учет ранее истца. Невозможность предоставления истцу жилого помещения связана с недостаточным финансированием. Также указали, что суд в нарушение положений ч.3 ст.196 ГПК РФ вышел за пределы исковых требований истца.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Разманова М.В., <Дата обезличена> г.р., состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, на основании постановления администрации МР "Усть-Вымский" №364 от 30.04.2015.
За несовершеннолетней Размановой М.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> заключением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда ГП «Жешарт» от 24.12.2008 признано аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», регулирующими возникшие правоотношения, исходил из того, что, поскольку истец отнесен к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, жилое помещение ему не предоставлено, то нарушенное право подлежит судебной защите.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим установленным по делу обстоятельствам, которыми подтверждается объективная нуждаемость истца в пригодном для проживания жилом помещении.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доводы апелляционной жалобы ответчика и третьего лица о недопустимости внеочередного предоставления истцу жилого помещения с указанием на то, что в данном случае будут нарушены права тех детей-сирот, которые были зарегистрированы до включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые также подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом довод ответчика о том, что при разрешении спора суд вышел за пределы заявленных истцом требований, несостоятелен, поскольку данный довод жалобы опровергается материалами дела. Иск был предъявлен истцом к двум ответчикам, при разрешении спора суд определил надлежащего ответчика и разрешил заявленные требования.
Действительно, в соответствии со ст.ст.4,39,131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации формулирование предмета требований является правом истца.
В силу ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст.138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч.5 ст.198, ст.ст.204-207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Таким образом, решение суда должно быть исполнимым.
Как усматривается из содержания обжалуемого судебного акта, его резолютивная часть четко сформулирована в соответствии с обстоятельствами, положенными в основу иска, и не противоречит предмету иска, обозначенному Размановой М.В. в исковом заявлении.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Усть - Вымский» и апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи