Дело № 2-5464/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Куликовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Батраковой Т.И.,
с участием в деле: истца Илькаева Д. В.,
представителя истца Илькаева В. Д., действующего по доверенности от 03 августа 2012 года, зарегистрированной в реестре за № 3-3975,
ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, в лице представителя Лопатникова А. Н., действующего на основании доверенности № 07-3855 от 16 декабря 2014 года,
третьего лица Администрации Курнинского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Илькаева Д. В. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа №10-5105-Г от 10.07.2014г. в выплате единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Илькаев Д.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа №10-5105-Г от 10.07.2014г. в выплате единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, согласно договора купли - продажи от 22.03.1991 года, реестр № 10. В апреле 2012 г. произошло подтопление данного жилого дома вследствие подъема уровня паводковых вод, в результате которого ему был причинен значительный материальный ущерб.
16 апреля 2012 г. комиссией был составлен акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка, согласно которому комиссия пришла к заключению, о том, что он нуждается в выплате единовременной материальной помощи (10 000 рублей) и финансовой помощи за утраченное имущество (100 000 рублей).
15 августа 2012 г. он включен в список собственников, пострадавших в результате паводка, на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере 100 000 рублей.
30 июня 2014 г. он обратился в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 10 июля 2014 г. № 10-5105-Г ему было отказано, в связи с тем, что выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости собственникам жилого помещения не предусмотрены.
Считает отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия незаконным по тем основаниям, что выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
До настоящего времени выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не произведена.
На основании изложенного просил суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 10 июля 2014 г. № 10-5105-Г в выплате единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года, обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и выплатить единовременную материальную помощь в сумме 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей в течение 30 дней с момента поступления бюджетных ассигнований на счет Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В судебное заседание истец Илькаев Д.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Ильева В.Д..
В судебном заседании представитель истца Илькаев В.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. исковые требования Илькаев Д.В. не признал, просил отказать в удовлетворении.
В судебное заседание п третьего лицо Администрация Курнинского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суд не известила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК Российской Федерации), поскольку представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора не сообщил суду о причинах неявки.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО2, пояснила, что они с Илькаевым Д.В. проживают на одной улице. Илькаев Д.В. проживает в <адрес>, с женой и детьми, ведёт подсобное хозяйство.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1, пояснила, что она <данные изъяты> и может подтвердить тот факт, что Илькаев Д.В. проживает вместе со своей семьей в <адрес>, имеет хозяйство, так как она приносит им газеты.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно договора купли - продажи от 22.03.1991 года, зарегистрированного в реестре за № 2-1169 Илькаев Д.В. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 5).
Право собственности Илькаева Д.В. на жилой дом и земельный участок расположенных по адресу: <адрес> зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия 03 декабря 2014 года о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации № 13ГА 916912 и № 13ГА 916913.
Судом установлено, что в период весеннего паводка в апреле 2012 года Илькаев Д.В. проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данный факт подтвержден письменными документами, имеющимися в материалах дела, а именно, справкой № 272 от 21 июля 2014 года, выданной Администрацией Курнинского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, а также показаниями свидетелей.
Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года, зафиксировано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было затоплено в результате произошедшего паводка. Согласно заключению комиссии, размер единовременной материальной помощи составляет 10 000 рублей, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере 100 000 рублей (л.д. 6).
Илькаев Д.В. обратился в Министерство социальной защиты населения по Республике Мордовия с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Письмом Министерства социальной защиты населения по Республике Мордовия от 10 июля 2014 года № 10 – 5105-Г Илькаеву Д.В. было разъяснено, что Администрацией Ковылкинского муниципального района он был включен в список граждан, пострадавших в результате паводка в апреле 2012 года на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей. Также было сообщено, что согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 710-р выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены.
Кроме того, Министерство разъяснило, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 9 октября 2012 года № 43-4912-22 разъяснило, что для граждан, являющихся собственниками жилья, данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимся единственным местом жительства и, согласно статьи 210 и 211 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья.
Данный отказ суд находит незаконным по следующим основаниям.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия и размер устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом № 82-УГ от 11 мая 2012 г. Главы Республики Мордовия "О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия" постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия:
1) единовременную материальную помощь в сумме 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 г. N 180 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия ( далее - Порядка).
Таким образом, Порядок предоставления мер социальной поддержки пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, утвержден постановлением Правительства Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики.
Внесенными в данный Порядок изменениями от 02 июля 2012 г. N 238 постановлением Правительства Республики Мордовия правом на получение мер социальной поддержки также обладают и собственники жилых помещений, признанные пострадавшими в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее - Министерство) (пункт 2 Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка для рассмотрения вопроса о получении мер социальной поддержки граждане Российской Федерации (в том числе их законные представители) представляют в государственные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия (далее - государственные учреждения) по месту жительства для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека, следующие документы:
заявление с указанием номера лицевого счета, открытого в кредитной организации, и согласием на обработку персональных данных;
копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
копии документов, подтверждающих факт постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
акт обследования имущества граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, подтверждающий степень утраты имущества первой необходимости, выданный администрацией соответствующего муниципального района в Республике Мордовия.
Согласно пункту 5 Порядка основаниями для предоставления мер социальной поддержки являются:
представление заявителем документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка;
составленные и утвержденные администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия, а также согласованные с УФМС по Республике Мордовия и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, которым предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки).
Включение и согласование с соответствующими органами списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, осуществляется в установленном администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия порядке.
Согласно пунктам 6, 7, 8, 9, 10 Порядка, государственные учреждения на основании представленных документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, проверяют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, формируют реестр на выплату мер социальной поддержки и направляют его в Министерство.
Министерство проверяет представленные документы и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки, которое оформляется соответствующим приказом.
Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки заявитель может обжаловать в суде.
Основаниями для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, за исключением свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
отсутствие факта постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
отсутствие заявителя в списках граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и реестре на выплату мер социальной поддержки.
Содержанием приведенных норм, устанавливается определенный порядок реализации прав граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, на получение мер социальной поддержки гарантированные государством.
При этом в пункте 10 Порядка определены основания для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, перечень которых является исчерпывающим.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Администрацией Ковылкинского муниципального района Илькаев Д.В. был включен в список граждан, пострадавших в результате паводка в апреле 2012 года на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей под номером 62.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что следует обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении Илькаеву Д. В. мер социальной поддержки и выплатить единовременную материальную помощь в сумме 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Довод представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. о том, что решение в форме приказа о выплате принимается после поступления федеральных средств для осуществления выплат вышеуказанным категориям граждан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Республике Мордовия суд находит несостоятельным, поскольку из проведенного анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность принять соответствующее решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки возникает у ответчика после проверки представленных документов и оформляется соответствующим приказом.
Следовательно, принятие данного решения не связано с не выделением федеральных средств для осуществления выплат вышеуказанным категориям граждан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Республике Мордовия. Законодателем также определено, что выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Ссылка представителя ответчика на положения Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 г. N 750, как основание для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении мер социальной поддержки истцу, также необоснованна.
Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 158, от 17 августа 2010 г. N 624) определяется порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила).
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Правил Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
В соответствии с пунктом 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека); (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 августа 2010 н. N 624).
В соответствии с пунктом 6 Правил разработаны Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2010 г. N 2-4-60-12-22 (далее-Методические рекомендации).
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом "д" пункта 9 Правил регулируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 9.2.1 Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в пункте 9.2.2 Методических рекомендаций конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
В списках указываются все граждане (включая детей) при чрезвычайных ситуациях - постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Исходя из проведенного анализа, суд находит, что вышеуказанными правовыми актами определяется порядок оформления документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий и включение в данный список, подтверждает право граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера при выделении соответствующих средств.
Следовательно, обязанность принять соответствующее решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, данных мер социальной поддержки в форме приказа, предусмотренная в пункте 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, не противоречит вышеуказанным нормам.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 710-р в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Республики Мордовия в весенний период 2012 года (далее - паводок), принято решение осуществить выплаты указанным гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750.
Данным распоряжением Правительству Республики Мордовия указано представить в МЧС России список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; список граждан, пострадавших в результате паводка, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Выделить Правительству Республики Мордовия на основании списков, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере до 620 млн. рублей для осуществления выплат, предусмотренных пунктом 1 настоящего распоряжения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец Илькаев Д.В., имеет право на получение выплат гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 г. на территории Республики Мордовия при выделении соответствующих средств, а следовательно, исковые требования Илькаева Д.В. к Министерству социальной защиты населения Республики о признании незаконным отказа №10-5105-Г от 10.07.2014г. в выплате единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Илькаева Д. В. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа №10-5105-Г от 10.07.2014г. в выплате единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года и понуждении принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей, удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства социальной зашиты населения Республики Мордовия от 10 июля 2014года №10-5105-Г об отказе Илькаеву Д. В. в выплате единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате паводка 2012 года.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить Илькаеву Д. В. единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей, как гражданину, пострадавшему в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Председательствующий
Судья И.В Куликова