Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сызрань 11 августа 2016 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.А.
при секретаре Бирюковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 3096/2016 по иску Орешина В. А. к Администрации г.о. Сызрань об оспаривании решения по отказу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Орешин В.А. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о признании незаконным и отмене постановления Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> об отказе ему во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, так же просил обязать Администрацию г.о. Сызрань включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда со дня письменного обращения.
В обоснование своих требований истец указал на то, что он <дата> года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители: ФИО3 и отец ФИО4 лишены в отношении него родительских прав. На основании приказа № *** от <дата> Администрации г. Сызрань он был помещен в муниципальный территориальный центр коррекционного образования социальной помощи семье, детям и молодежи в отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, где находился на полном государственном и медицинском обеспечении до <дата> года. С <дата> по <дата> он находился в специальном (коррекционном) детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии г. Сызрани. После детского дома он проходил обучение в Губернском колледже г. Сызрани, где находился на полном государственном обеспечении. Он собственного жильтя не имеет, зарегистрирован в квартире общей площадью 36,7 кв.м., где кроме него зарегистрированы еще 9 человек. Ему приходится в квартире только 3,7 кв.м. В июне 2016 года он обратился в Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань. Однако постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> ему в этом было отказано на основании п. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в связи с достижением на дату обращения с заявлением о включении в список 23-летнего возраста. Считает, что ему отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань необоснованно и незаконно. Никакого имущества на праве собственности он не имеет. Свое право на обеспечение жилым помещением по статусу лица, оставшегося без попечения родителей, он не реализовал, поскольку не был проинформирован ни со стороны органов опеки и попечительства, ни со стороны администрации учреждения, в котором он проживал, по вопросу обеспечения жильем, должного содействия в данном вопросе ему оказано не было. Считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании Орешин В.А. и его представитель по доверенности Дерягина О.В. исковые требования полностью поддержали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что когда Орешину В.А. было 22 года жилье, которое было закреплено за Орешиным В.А. было признано непригодным. Площадь закрепленного за истцом жилого помещения не соответствовала учетной норме. Когда закрепляли за Орешиным В.А. жилье, ему было только 13 лет и он не понимал, что нарушаются его права. Только в 2016 году Орешин В.А. узнал, что имеет право на внеочередное предоставление жилья. Так как за Орешиным В.А было закреплено жилье, то ему сказали, что не имеет право на внеочередное получение жилья, тем самым ввели Орешина В.А. в заблуждение. В жилищный отдел о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, он не обращался.
Представитель Администрации г.о. Сызрань Рудаева Ю.М. против исковых требований Орешина В.А. возражала, показала, что Орешин В.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент исполнения Орешину В.А 18 лет (2007 год) за ним было закреплено жилье и согласно законодательства, действовавшего в то время, он не был включен в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. Орешин В.А. обратился в опеку лишь в июне 2016 года. На 2013 год Орешин В.А. достиг возраста 24 лет и оснований для включения его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда не имеется. Жилое помещение, закрепленное за Орешиным В.А. признано непригодным в 2011 году, в связи с чем ему будет предоставлено взамен другое жилое помещение по программе аварийного и подлежащего сносу жилого помещения.
Представитель Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань Аширова А.А. исковые требования не признала, поддержала позицию представителя Администрации г.о. Сызрань, у них есть обязанность собирать документы детям в возрасте от 14 до 18 лет, до ухода их в детский дом или образовательное учреждение, если дети находятся в детском доме или образовательном учреждении, то именно данные учреждения должны собирать необходимы документы для обеспечения детей-сирот жилым помещением.
Представитель ГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Искра» г.о. Сызрань (коррекционный)» в лице Сорокиной О.П. показала, что после коррекционного дома Орешин В.А. поступил в Губернский колледж г. Сызрани и все документы ( личное дело) были переданы в колледж. За Орешиным В.А. было закреплено жилье, поэтому он не мог быть включен в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жильем.
Проверив дело, заслушав стороны, исследовав письменные материалы по делу, суд полагает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 ГПК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Положения абзаца третьего статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из положений вышеприведенного Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
…2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем, согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
…дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке…
В силу ст. 8 названного выше Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм…
Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от <дата> ФИО3 и ФИО4 были лишены родительских прав в отношении Орешина В.А., <дата> года рождения.
Орешин В.А. с <дата> и по настоящее время зарегистрирован по адресу: г. Сызрань, <адрес> <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации от <дата>.
Орешин В.А. с <дата> по <дата> находился в муниципальном учреждении Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Островок», из которого был отчислен в связи с переводом в специальный (коррекционный) детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Сызрани, где находился по <дата>. Орешин В.А. выбыл <дата> на учебу в Губернский колледж г. Сызрани (технический профиль). Все это время Орешин В.А. находился на полном государственном обеспечении.
Так же судом установлено, что на основании распоряжения Администрации г.о. Сызрань от <дата> жилое помещение по адресу: г. Сызрань, <адрес> было закреплено за несовершеннолетними Орешиными, в том числе истцом Орешиным В.А.
На основании акта специального (коррекционного) детского дома детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии г. Сызрани от <дата> за Орешиным В.А. было сохранено жилье по адресу: г. Сызрань, <адрес>.
На основании постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> жилой дом по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, граждане проживающие в данном доме, подлежат отселению в срок до 2015 года.
Судом также установлено, что при обращении в Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Орешину В.А. было отказано 07.06.2016г. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань Самарской области в связи с достижением на дату обращения с заявлением о включении в список 23-летнего возраста.
Согласно уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области и ГУП ЦТИ Сызранского филиала за Орешиным В.А. недвижимости не числится.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Управлением семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань обоснованно и на законных основаниях отказано Орешину В.А. во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку в судебном заседании установлено и не оспаривается истцом, что на момент обращения его в органы опеки и попечительства с указанным выше заявлением он достиг возраста 26 лет, а потому предусмотренные законом основания для постановки его на очередь для внеочередного получения жилья в соответствии ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении настоящего иска.
Доводы истца в части того, что до достижения возраста 23 лет он обращался в Управление семьи, опеки и попечительства по вопросу постановки его на очередь для внеочередного получения жилья, но получил устный отказ, суд считает не состоятельными, поскольку как показал представитель Управления до достижения возраста 23 лет истец не обладал правом в силу действующего законодательства на постановку его на очередь для внеочередного получения жилья, поскольку за ним было закреплено жилое помещение на основании распоряжения Администрации г.о. Сызрань от <дата> по адресу: г. Сызрань, <адрес>. А доводы истца в части того, что данное закрепленное жилое помещение не отвечало необходимым требованиям, поскольку не соответствовало необходимой норме площади жилого помещения и с 2011г. было признано аварийным и подлежащим сносу, суд считает так же не состоятельной и основанной на неверном толковании действующего законодательства. Так согласно постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> жилой дом по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, граждане проживающие в данном доме, подлежат отселению в срок до 2015 года. В связи с чем истец в соответствии с действующей программой переселения из аварийного жилья, будет обеспечен соответствующим жилым помещением.
Каких-либо других объективные, допустимые и достаточные доказательства в подтверждение своих доводов истцом не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Орешина В. А. к Администрации г.о. Сызрань об оспаривании решения по отказу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Сорокина О.А.