Дело № 2-112/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе
председательствующего Кузиной И.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации <адрес> о признании недействительными распоряжения администрации МСУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления специализированного жилого фонда за муниципальным образованием пгт. Тура и отнесении к виду специализированного жилого фонда – «служебное жилое помещение», расположенное в <адрес> А <адрес>, о признании отказа в приватизации незаконным, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации (с уточенными исковыми требованиями от ДД.ММ.ГГГГ),
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании недействительными распоряжения администрации МСУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления специализированного жилого фонда за муниципальным образованием пгт. Тура и отнесении к виду специализированного жилого фонда – «служебное жилое помещение», расположенное в <адрес> А <адрес>, о признании отказа в приватизации незаконным, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации (с уточенными исковыми требованиями от ДД.ММ.ГГГГ).
В обоснование исковых требований указал, что с 2004 года состоял в трудовых отношениях с ГП ЭАО «Торгово-закупочный центр «Эвенкия», по ходатайству работодателя ему был выдан ордер на служебное жилое помещение по адресу <адрес> А <адрес>. Считает, что данное жилое помещение ему должно было быть выдано по ордеру найма жилого помещения, а не служебного жилого помещения, с ним был заключен договор соцнайма на жилое помещение, а не на служебное, поэтому считает, что распоряжение администрации МСУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему жилого помещения как служебного должно быть признано недействительным. Кроме того, после принятия нового жилищного кодекса администрация <адрес> решения о включении данного жилого помещения в качестве служебного жилья не принимала, следовательно, статус служебного жилья ничем не подтвержден. Таким образом, выделенная квартира не является служебной. При обращении в администрацию <адрес> с просьбой заключить договор передачи жилого помещения в собственность ему был дан ответ о том, что оснований для заключения договора не имеется, поскольку служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Просит суд признать недействительными распоряжение администрации МСУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления специализированного жилого фонда за муниципальным образованием пгт. Тура и отнесении к виду специализированного жилого фонда – «служебное жилое помещение», расположенное в <адрес> А <адрес>, отказа в приватизации незаконным, право собственности на квартиру в порядке приватизации (с уточенными исковыми требованиями от ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО3 в судебном заседании исковые требования с уточенными от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60) поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении также поддержал, дополнив, что распоряжение администрации МСУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ должны быть признаны судом недействительными в той части, что <адрес> А по <адрес> в <адрес> была предоставлена ему как служебное жилое помещение, тогда как квартира должна была быть предоставлена ему по договору социального найма.
Представитель администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что истец ошибочно полагает, что спорное жилое помещение не является служебным, жилое помещение зарегистрировано в установленном законе порядке как служебное, администрация <адрес>, как собственник квартиры, обладает полномочиями в принятии решения о приватизации, однако, собственник отказал ФИО3 в безвозмездной передаче квартиры, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МКУ «ДЭЗ» администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью, поддержав представителя ответчика ФИО5
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 101 ЖК ФИО2 служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО2 народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии со ст. 105 ЖК ФИО2 порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО2.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО2 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается ФИО2.
Согласно ст. 106 ЖК ФИО2 с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса.
Как установлено в суде, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность заместителя директора по торговле и общественному питанию в ГП ЭАО «Торгово-закупочный центр «Эвенкия» ( далее по тексту ГП ЭАО «ТЗЦ «Эвенкия»), с ДД.ММ.ГГГГ ГП ЭАО «ТЗЦ «Эвенкия» переименовано в МП Эвенкийского муниципального района «Торгово-закупочный центр Эвенкия», с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 переведен на должность исполнительного директора, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность главного экономиста в МП ЭМР «Эвенкийская база снабжения» пгт. Тура (л.д. 84-89).
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО3 выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилое помещение по адресу <адрес> А <адрес>, которое находилось в хозяйственном ведении МУ «Коммунальник» администрации МСУ пгт. Тура на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 заключен договор найма служебного жилого помещения № (л.д. 18).
Из чего следует, что спорная квартира была предоставлена ФИО3 в связи с трудовыми правоотношениями, порядок выдачи ордера на служебное жилое помещение и заключение договора найма служебного жилого помещения, предусмотренный действовавшим в то время Жилищным кодексом ФИО2 не был нарушен.
А потому и доводы ФИО3 о том, что квартира по адресу <адрес> А <адрес> должна была быть предоставлена ему по ордеру на жилое помещение, с ним должен был быть заключен договор социального найма жилого помещения, а не служебного жилого помещения, в связи с чем следует признать недействительными распоряжения администрации МСУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ордера № от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты судом во внимание и в удовлетворении данных требований ему следует отказать.
Также не подлежат удовлетворению требования ФИО3 о признании недействительным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления специализированного жилого фонда за муниципальным образованием пгт. Тура и отнесении к виду специализированного жилого фонда – «служебное жилое помещение», расположенное в <адрес> А <адрес>, о признании отказа в приватизации незаконным, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Так, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации N 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ч. 2 ст. 4 того же Закона только собственник вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
На основании ч. 2 ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с п. 5.2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования пгт. Тура» для исключения жилого помещения из числа служебной жилой площади граждане, проработавшие не менее 10 лет в пгт. Тура с момента выделения служебной квартиры, подают заявление в орган, являющийся работодателем заявителя, а также заявитель, замещающий выборную должность в органах местного самоуправления муниципального образования пгт. Тура, которому администрацией пгт. Тура выделено служебное помещение или его правоприемнику (л.д. 98-73).
На основании постановления Администрации ЭАО от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О передаче объектов собственности <адрес> в собственность Эвенкийского муниципального района» утвержден перечень объектов собственности ЭАО, подлежащих передаче в муниципальную собственность Эвенкийского муниципального района, согласно которому ГП ЭАО «Торгово-закупочный центр Эвенкия», где работал истец, передан Эвенкийскому муниципальному району и на основании постановления администрации ЭМР ЭАО принят в муниципальную собственность (л.д. 94-103).
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р спорное жилое помещение принято администрацией МО <адрес> в муниципальную собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).
ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор МП ЭМР «Торгово-закупочный центр Эвенкия» обратился в администрацию МО <адрес> с просьбой вывести спорную квартиру из разряда служебных (л.д. 63).
Однако, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО пгт. Тура было отказано в выводе <адрес> А по <адрес> в <адрес> из разряда служебных (л.д. 64).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о приватизации данного служебного жилого помещения (л.д. 115).
ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в приватизации согласно ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» с указанием, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат (л.д. 29).
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд, указав, что в связи с тем, что занимаемая им квартира передана в муниципальную собственность, а после передачи служебных жилых помещений в муниципальную собственность к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, следовательно, его квартира не относится к категории служебной и отказ администрации <адрес> в приватизации по основанию, что служебное жилое помещение не подлежит приватизации является незаконным.
С данными доводами истца суд не может согласиться и признает их несостоятельными.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации N 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" - граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ч. 2 ст. 4 указанного Закона, собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Указанное положение содержится и в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также в ст. 99 ЖК РФ.
Из положений ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу <адрес> А <адрес> находится в муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, и на основании Постановления МО пгт. Тура от ДД.ММ.ГГГГ №-п в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись об отнесении указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонда (л.д. 59, 81, 106).
Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение, в качестве общей нормы он устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений (ч. 1 ст. 4), и только при определенных обстоятельствах законодатель допускает передачу служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (ч. 2 ст. 4).
По смыслу вышеуказанных правовых норм, служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.
А, судом установлено и что подтверждается материалами дела, спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, спорное жилое помещение не исключено из разряда специализированного жилого фонда, решение собственника жилого помещения на изменение его правового режима отсутствует, договор социального найма не заключен.
Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют и в иске ФИО3 следует отказать.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации <адрес> о признании недействительными распоряжения администрации МСУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления специализированного жилого фонда за муниципальным образованием пгт. Тура и отнесении к виду специализированного жилого фонда – «служебное жилое помещение», расположенное в <адрес> А <адрес>, о признании отказа в приватизации незаконным, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации (с уточенными исковыми требованиями от ДД.ММ.ГГГГ) – ОТКАЗАТЬ.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Илимпийский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кузина И.В.