РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2020 года                                     город Радужный

    Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Студеникиной Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-306/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Селиной Евгении Николаевне о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 6 по ХМАО - Югре обратилась в суд с административным исковым заявлением к Селиной Е.Н. о взыскании обязательных платежей, указывая в обоснование заявленных требований, что административный ответчик состоит на налоговом учете и является плательщиком минимального налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации. По состоянию на 30 марта 2020 за ней числится недоимка по налогу и пени в общей сумме 166 783, 79 рублей. Представить доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика уведомления о необходимости уплаты налога и требования не представляется возможным по причине отсутствия подтверждающих документов. Неисполнение налогоплательщиком установленных законом налоговых обязанностей в установленные сроки негативно сказывается на финансово хозяйственной деятельности государства в целом, а именно исполнение государством своих социальных обязательств перед обществом будет затруднено или невозможно при неисполнении гражданами налоговых обязательств. Нарушение налоговым органом сроков бесспорного взыскания задолженности по налогам и пеням само по себе не влечет прекращения обязанности налогоплательщика по уплате задолженности. Ссылаясь на ст.ст. 23, 31, 44, 45, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета задолженность по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 165 932 руб., пени в размере 851, 79 руб., всего 166 783, 79 руб. (л.д. 3-5).

    Копия административного искового заявления направлена налоговым органом административному ответчику 02 апреля 2020 года (л.д. 14); копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда направлена административному ответчику 07 мая 2020 года (л.д. 19).

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 6 по ХМАО - Югре не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 26), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 3-5).

В судебном заседании административный ответчик Селина Е.Н. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещалась по месту регистрации по месту жительства (л.д. 21, 23), почтовое отправление возвращено в адрес суда по истечении срока хранения в организации почтовой связи (л.д. 23).

С учетом положений ч. 4 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд признает извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги установлена также п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.

Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога (п.п. 1 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно выписке из Единого реестра индивидуальных предпринимателей от 06 мая 2020 года, административный ответчик Селина Е.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29 сентября 2011 года, прекратила деятельность 25 января 2016 года (л.д. 16-18), таким образом, рассмотрение административного дела относится к компетенции суда общей юрисдикции.

Особенности использования упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима предусмотрены положениями ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации. Лица, перешедшие на уплату налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, по общему правилу освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц), указанные лица не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Для налогоплательщика переход на упрощенную систему налогообложения (в случае его соответствия установленным критериям) является добровольным.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Как предусмотрено п. 1 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Пункт 6 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, обязанность уплачивать минимальный налог в размере одного процента от учитываемых ими доходов в случае, если за налоговый период сумма исчисленного налога будет меньше суммы установленного минимального налога.

В силу ч. 2 ст. 346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Пунктом 7 ст. 346.21 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации ст. 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Селина Е.Н. состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 29 сентября 2011 года по 25 января 2016 года (л.д. 16-18), 14 апреля 2016 года налоговым органом ей выставлено требование № 7450 об уплате недоимки по минимальному налогу в бюджеты субъектов РФ за 2014 года, в размере 165 935 руб., пени в размере 851,79 руб., в срок до 26 апреля 2016 года (л.д. 9).

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие направление налоговым органом в адрес административного ответчика требования об уплате налога, то есть соблюдение установленного законодательством о налогах и сборах порядка взыскания недоимки по налогу и пени.

Согласно изложенным в административном исковом заявлении доводам, представить сведения о направлении в адрес административного ответчика требования об уплате налога и пени не представляется возможным (л.д. 3-5).

Представленные административным истцом сведения о наличии задолженности по налогу и пени (л.д. 6-7) не свидетельствуют об исполнении налоговым органом предусмотренной законом обязанности по направлению в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, в связи с недоказанностью соблюдения порядка взыскания задолженности, основания для ее взыскания в судебном порядке отсутствуют.

     В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

    Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филиппова Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации», принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

В рамках настоящего дела административным истцом заявлены требования о взыскании с административного ответчика задолженности по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ и пени в общей сумме 166 783, 79 руб., срок уплаты которых по требованию установлен до 26 апреля 2016 года (л.д. 9).

С административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 28 апреля 2020 года (л.д. 3-5, 15), то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.

Сведений об обращении административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу и пени суду не представлено, между тем, возможность рассмотрения вопроса о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд в рамках приказного производства не предусмотрена.

В обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока обращения в суд административным истцом каких-либо доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока, не представлено.

Суд также учитывает, что налоговый орган является государственным органом, осуществляющим контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, и обязан исполнять требования закона в части порядка и сроков обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Поскольку при рассмотрении дела не установлено обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения налогового органа в установленный законом срок к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а в последующем с административным исковым заявлением, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока.

При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Селиной Евгении Николаевне о взыскании задолженности по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                             Н.В. Студеникина

2а-306/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Ответчики
Селина Евгения Николаевна
Другие
Задесенцев Александр Викторович
Суд
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Студеникина Н.В.
Дело на сайте суда
rdj.hmao.sudrf.ru
28.04.2020Регистрация административного искового заявления
29.04.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2020Судебное заседание
03.06.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
03.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2020Дело оформлено
10.08.2020Дело передано в архив
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее