Дело № 2-273/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 января 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Брюховой Ю.В.,
с участием помощника Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Зебзеевой Т.С.,
представителя ответчика Миковой Ю.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности привести помещение отряда «карантин» в надлежащее состояние, а именно демонтировать в помещении отсекающие решетки,
УСТАНОВИЛ:
Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности привести помещение отряда «карантин» в надлежащее состояние, а именно демонтировать в помещении отсекающие решетки в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование исковых требований указано, что в июне-июле 2013 года в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства. В ходе проверки установлено, что ФКУ ПВК нарушаются требования уголовно-исполнительного законодательства РФ при размещении осужденных в карантинном отделении. Помещение отряда «карантин» представляет собой запираемой помещение с отсекающими решетками, то есть осужденные фактически находились в строгих условиях отбывания наказания. По результатам проверки в адрес начальника внесено представление. Из ответа на представление следует, что администрация ФКУ ПВК не усматривает нарушения прав осужденных, находящихся в карантинном отделении, так как в дневное время осужденные имеют право свободного передвижения во всех помещениях карантинного отделения и, по мнению администрации ФКУ ПВК, находятся в обычных условиях отбывания наказания. В ходе комплексной проверки в декабре 2013 года установлено, что прибывшие в данное исправительное учреждение осужденные по-прежнему размещаются в запираемом помещении.
Помощник Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Зебзеева Т.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Микова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что отсекающие решетки в карантинном отделении в дневное время не запираются, осужденные имеют право свободного передвижения во всех помещениях карантина. Указанные решетки запираются в ночное время в целях осуществления противопобеговых мер, а также обеспечения безопасности персонала.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, об обоснованности заявленных исковых требований, которые подлежат удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В справке по результатам проверки порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и происшествиях, дисциплинарного изолятора и других запираемых помещений ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ указано, что выявлены нарушения закона в части размещения осужденных в отряде «карантин». Администрацией ФКУ ПВК требования уголовно-исполнительного закона не исполняются, так как фактически помещение отряда «карантин» представляет собой запираемое помещение с отсекающими решетками (л.д. 5-8).
На имя начальника ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации (л.д. 9-12).
Из ответа на указанное представление следует, что осужденные, прибывшие в исправительное учреждение, помещаются в карантинное отделение, где находятся в обычных условиях отбывания наказания. Отсекающие решки выполняют функцию разделения проходного коридора от спального отделения осужденных, в дневное время, осужденные, содержащиеся в карантинном отделении, имеют право свободного посещения всех предназначенных для них помещений, в рамках соблюдения распорядка дня, плана воспитательной работы и правил внутреннего распорядка колонии (л.д. 13-19).
В справке по результатам комплексной проверки исполнения уголовно-исполнительного наказания законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в процессе проведения проверки установлено, что прибывшие в данное исправительное учреждение осужденные по-прежнему размещаются в запираемом помещении. Отсекающие решетки не демонтированы (л.д. 20-29).
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
Европейский суд по правам человека постановлением от 23.10.2012 года (дело «Дмитрий Рожин против Российской Федерации») постановил, что имело место нарушение требований подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Конвенции. Поскольку по прибытии в исправительное учреждение осужденные помещаются в карантин. Однако отделение карантина, в котором содержался заявитель, находилось в штрафном изоляторе, условия содержания в котором приближались к условиям тюрьмы, то есть условия содержания в карантинном отделении были аналогичны условиям, предусмотренным для штрафного изолятора, что противоречило применимым национальным правилам.
В соответствии со статьями 21, 45, 55 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека (статья 1). Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Российской Федерации (статья 9). Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы (статья 13).
В соответствии с Положением о Федеральной службы исполнения наказания, утвержденной Указом Президента РФ от 13.102004 года за № 1314 Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (пункт1). Основными задачами ФСИН России являются, обеспечение охраны прав, свобод, законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам содержащимся под стражей условия содержания соответствующим нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов, управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. ФСИН России осуществляет следующие полномочия: обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказание, и следственных изоляторах, осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся по стражей, из одних учреждений, исполняющих наказание, и следственных изоляторов другие в порядке, установленным законодательством РФ, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений, исполняющих наказание, а также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивает функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
На основании статьи 79 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделение осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания.
В силу части 1 статьи 133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время (часть 5 статьи 133 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Положениями части 5 статьи 132 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.10.2006 года № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» установлены особенности содержания осужденных в различных помещениях: содержание осужденных в карантинном отделении (статьи 82-86 раздела 12, где перечислены условия и особенности содержания осужденных в обычных условиях) и содержание осужденных отбывающих наказание в строгих условиях отбывания наказания (раздел 13, где отличительной особенностью указано проживание осужденных в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы и работы время).
Судом установлено, что при проведении прокуратурой проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, выявлены нарушения ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю – помещение отряда «карантин» представляет собой запираемое помещение с отсекающими решетками, что соответствует нахождению осужденных при строгих условиях отбывания наказания. Выявленные нарушения нарушают основные принципы, цели и задачи Федеральной службы исполнения наказания, влекут нарушение прав осужденных, помещенных в карантинное отделение на их нахождение в обычных условиях отбывания наказания.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, доказательств устранения ответчиком названных нарушений суду не представлено, при таких обстоятельствах, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает, что заявленный истцом срок, в течение которого ответчик ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю обязан привести помещение отряда «карантин» в надлежащее состояние до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности привести помещение отряда «карантин» в надлежащее состояние, а именно демонтировать в помещении отсекающие решетки – удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещение отряда «карантин» в надлежащее состояние, а именно демонтировать в помещении отсекающие решетки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья Р.В. Буланков
Справка
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Р.В. Буланков