Судья Кудряшова Н.Н. Дело № 33а-35548/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2016 года апелляционное представление Раменского городского прокурора на решение Раменского городского суда Московской области от 29 августа 2016 года по делу по административному иску Раменского городского прокурора к администрации Раменского муниципального района Московской области о признании недействительными постановлений главы Раменского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения прокурора Ковалева Е.А., представителя администрации Раменского муниципального района Московской области - Божкевич С.В., представителя ООО «Кутузовские холмы», Саталина А.А. – Петухова Д.В.,
установила:
Раменский городской прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Раменского муниципального района Московской области о признании недействительными постановлений главы Раменского муниципального района Московской области от 6 сентября 2011 года № 1988 «О предварительном согласовании места размещения зоны отдыха, утверждении акта о выборе земельного участка ООО «Кутузовские холмы» на территории сельского поселения Чулковское Раменского муниципального района» в отношении земельного участка площадью 10967 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и от 28 августа 2012 года № 2616 «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Кутузовские холмы» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что Раменской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Савельева Д.В. о нарушении земельного законодательства при формировании и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки установлено, что администрацией Раменского муниципального района Московской области не был соблюден порядок оформления спорного земельного участка <данные изъяты> для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, регламентированный статьями 30 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 21 июля 2011 года, действовавшей на момент предоставления земельного участка).
Так, при утверждении акта о выборе земельного участка ООО «Кутузовские холмы», предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, вынесении оспариваемого постановления от 6 сентября 2011 года № 1988 не была соблюдена процедура по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Сведения о предстоящем предоставлении указанного земельного участка в аренду в порядке пункта 3 статьи 31 ЗК РФ администрацией Раменского муниципального района опубликованы не были.
Информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства до утверждения акта о выборе земельного участка в установленном порядке не опубликовывалась.
В нарушение пункта 3 статьи 31 ЗК РФ акт выбора земельного участка подготовлен и составлен комиссией, сформированной администрацией Раменского муниципального района Московской области, и утвержден без предварительного публичного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под зону отдыха.
В нарушение положений статей 31, 32 ЗК РФ в акте выбора уже был решен вопрос об обладателе представленного к выбору земельного участка - ООО «Кутузовские холмы».
Таким образом, оспариваемые постановления администрации Раменского муниципального района Московской области от 6 сентября 2011 года № 1988 и от 28 августа 2012 года № 2616 не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Абаимова Е.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Божкевич С.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 39-43).
Представитель заинтересованных лиц - ООО «Кутузовские холмы» и Саталина А.А. - Петухов Д.В. просил в удовлетворении административного иска отказать, представлены письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 60, 93).
Решением Раменского городского суда Московской области от 29 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Раменского городского прокурора отказано.
Не согласившись с указанным решением, Раменский городской прокурор принес апелляционное представление, в котором поставлен вопрос об отмене судебного постановления как незаконного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Саталин А.А. не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционного представления уведомлен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав объяснения прокурора Ковалева Е.А., представителя администрации Раменского муниципального района Московской области - Божкевич С.В., представителя ООО «Кутузовские холмы», Саталина А.А. – Петухова Д.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ было установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что постановлением главы Раменского муниципального района Московской области от 19 мая 2011 года № 1043 были назначены публичные слушания по вопросу установления вида разрешенного использования спорного земельного участка. Данное постановление опубликовано в общественно-политической газете Раменского муниципального района «Родник» № 21(16904) от 1 июня 2011 года.
Постановлением главы Раменского муниципального района Московской области от 27 июля 2011 года № 1661 установлен вид разрешенного использования земельного участка - «под зону отдыха». Постановление опубликовано в общественно-политической газете Раменского муниципального района «Родник» № 36 (16915) от 10 августа 2011 года.
19 августа 2011 года было издано постановление № 1846 «О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории».
После проведения публичных слушаний по проекту планировки территории главой Раменского муниципального района Московской области принято постановление от 6 сентября 2011 года № 1988 «О предварительном согласовании места размещения зоны отдыха, утверждении акта о выборе земельного участка ООО «Кутузовские холмы» на территории сельского поселения Чулковское Раменского муниципального района Московской области», которым предварительно согласовано место размещения земельного участка площадью 10967 кв. м по адресу: <данные изъяты> под зону отдыха ООО «Кутузовские холмы».
Постановлением главы Раменского муниципального района Московской области от 18 ноября 2011 года № 2999 утвержден проект планировки территории коттеджного поселка «Кутузовские холмы» по адресу: <данные изъяты>, который был полностью размещен в средствах массовой информации с указанием зон жилой застройки, общественной застройки, а также рекреационных зон для активного отдыха, в которую входит спорный земельный участок <данные изъяты>, местоположение которого отражено в утвержденном проекте планировки коттеджного поселка «Кутузовские холмы».
Таким образом, все сведения о спорном земельном участке были опубликованы в средствах массовой информации.
На основании постановления главы Раменского муниципального района Московской области от 28 августа 2012 года № 2616 «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Кутузовские холмы» между Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района (арендодателем) и ООО «Кутузовские холмы» (арендатором) 3 сентября 2012 года был заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты> площадью 10967 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, под зону отдыха. Срок аренды установлен с 3 сентября 2012 года по 2 сентября 2037 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных Раменским городским прокурором требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые постановления изданы органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства.
Доказательств нарушения данными постановлениями прав и законных интересов неопределенного круга лиц административным истцом также не представлено
Как видно из акта обследования от 27 июня 2016 года, подготовленного кадастровым инженером Шунько Е.М. в результате выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, данный участок не огорожен забором и предназначен для свободного доступа отдыхающих; участок представляет собой ровную поверхность, проведены работы по его благоустройству, берегоукрепительные работы, построены причальные сооружения, что также подтверждается фотоматериалами.
Сведения об иных лицах, обращавшихся в администрацию Раменского муниципального района Московской области с заявлениями о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в деле отсутствуют.
Кроме того, административным истцом без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установленный статьей 219 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как установил суд, в соответствии с запросом Раменской городской прокуратуры от 11 сентября 2012 года <данные изъяты> администрация Раменского муниципального района Московской области направила в Раменскую городскую прокуратуру заверенные копии постановлений главы Раменского муниципального района Московской области о предоставлении земельных участков, принятых в период с 1 января 2012 года по 10 сентября 2012 года (сопроводительное письмо от 19 сентября 2012 года <данные изъяты> Однако в суд прокурор обратился только 23 июня 2016 года.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене правильного по существу решения.
Доводы апелляционного представления Раменского городского прокурора аналогичны доводам, приводившимся в административном исковом заявлении, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 29 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление Раменского городского прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: