40RS0011-01-2021-000666-90
Дело №2а-1-401/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Козельск 23 июня 2021 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего Груздова С.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области к Трошиной Г.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
24 мая 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области обратилась в суд с административным иском к Трошиной Г.В., в котором просила восстановить срок на подачу административного иска и взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 3628 рублей, пени в размере 59 рублей 89 копеек, на общую сумму 3687 рублей 89 копеек, указав в обоснование, что согласно сведений, предоставленных в налоговый орган, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ГИБДД налогоплательщику Трошиной Г.В. за 2014-2017 годы исчислен транспортный налог, также налоговым органом в отношении Трошиной Г.В. выставлены требования от 10 ноября 2015 года №, от 22 декабря 2016 года №, от 15 февраля 2018 года №, от 30 января 2019 года № об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности, до настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступали. Поскольку мировым судьей судебного участка №45 Козельского судебного района Калужской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области вынесено определение от 22 мая 2020 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Трошиной Г.В. задолженности по налогам, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для обращения с настоящим административным исковым заявлением, так как отказ налоговому органу в осуществлении правосудия, в связи с пропуском срока на обращение с заявлением, повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и, как следствие, приведет к неполному его формированию.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен своевременно, надлежащим образом.
Административный ответчик Трошина Г.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена своевременно, надлежащим образом.
Рассмотрев административное исковое заявление, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В порядке пункта 1 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (пункт 1 абзац 5 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном производстве (абзац 1 пункта 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения с судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункт 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, за налогоплательщиком Трошиной Г.В. 12 октября 2013 года было зарегистрировано на праве собственности транспортное средство - автомобиль легковой ВАЗ 21103, государственный регистрационный знак №
За 2014 год налоговым органом за указанное транспортное средство был начислен транспортный налог в размере 907 рублей, о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от 06 мая 2015 года об оплате транспортного налога в срок не позднее 01 октября 2015 года.
По состоянию на 10 ноября 2015 года налоговым органом Трошиной Г.В. было выставлено требование № об уплате задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 907 рублей и пени в размере 22 рублей 83 копеек в срок до 27 января 2016 года.
За 2015 год налоговым органом за указанное транспортное средство был начислен транспортный налог в размере 907 рублей, о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от 05 августа 2016 года об оплате транспортного налога в срок не позднее 01 декабря 2016 года.
По состоянию на 22 декабря 2016 года налоговым органом Трошиной Г.В. было выставлено требование № об уплате задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 907 рублей и пени в размере 6 рублей 05 копеек в срок до 14 февраля 2017 года.
За 2016 год налоговым органом за указанное транспортное средство был начислен транспортный налог в размере 907 рублей, о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от 23 августа 2017 года об оплате транспортного налога в срок не позднее 01 декабря 2017 года.
По состоянию на 15 февраля 2018 года налоговым органом Трошиной Г.В. было выставлено требование № об уплате задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 907 рублей и пени в размере 17 рублей 79 копеек в срок до 05 апреля 2018 года.
За 2017 год налоговым органом за указанные транспортное средство был начислен транспортный налог в размере 907 рублей, о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от 08 июля 2018 года об оплате транспортного налога в срок не позднее 03 декабря 2018 года.
По состоянию на 30 января 2019 года налоговым органом Трошиной Г.В. было выставлено требование № об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 907 рублей и пени в размере 13 рублей 26 копеек в срок до 26 марта 2019 года. На указанную дату, задолженность по транспортному налогу за 2014-2017 годы на сумму 3628 рублей и пени на сумму 59 рублей 93 копеек, то есть на общую сумму 3687 рублей 93 копейки, Трошиной Г.В. уплачены не были.
Судом установлено, что срок исполнения требования истек 26 марта 2019 года, следовательно налоговый орган должен был обратиться в суд с данными требованиями в течение шести месяцев, с момента истечения срока установленного для добровольного исполнения, а именно, не позднее 26 сентября 2019 года, тогда как фактически обратился только 24 мая 2021 года, направив исковое заявление в Козельский районный суд Калужской области по почте 21 мая 2021 года, то есть за пределами установленного законом срока.
Из материалов дела следует, что 22 мая 2020 года в судебный участок №29 Козельского судебного района Калужской области поступило заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с Трошиной Г.В., которое было доставлено курьером.
22 мая 2020 года мировым судьей судебного участка №45 Козельского судебного района Калужской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с Трошиной Г.В., поскольку указанное заявление было подано мировому судье по истечении шестимесячного срока, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с требованиями о взыскании с Трошиной Г.В. транспортного налога с физических лиц и пени за 2014-2017 годы налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения 24 мая 2021 года (направлено 21 мая 2021 года почтой России) в Козельский районный суд Калужской области с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц и пени за 2014-2017 годы с Трошиной Г.В. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание указанной выше суммы в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, правовых оснований для его восстановления не усматривается, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области в восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением к Трошиной Г.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Калужской области к Трошиной Г.В. о взыскании задолженности по налогам и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд Калужской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: