РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-3121/2015
г. Тюмень 09 апреля 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием заявителя Комаровой С.Е.,
представителя заявителя Быковой О.И., действующей на основании устного ходатайства,
представителя заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области Горностаева Д.А., действующего на основании доверенности № № выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3121/2015 по заявлению Комаровой С.Е. об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Комарова С.Е. обратилась в суд с заявлением об отмене решения Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: <адрес> об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области издать решение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположены элементы озеленения и благоустройства, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома <адрес> на кадастровом плане территории, в границах, определенных в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО Диалог – 2000».
Заявитель Комарова С.Е., ее представитель Быкова О.И. в судебном заседании доводы заявления поддержали, просили удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области Горностаев Д.А. не согласился с требованиями заявителя, полагает, отказ в утверждении схемы является законным и обоснованным, поскольку в результате обследования испрашиваемого земельного участка было установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет присвоением кадастрового номера №, указанный земельный участок находится в собственности ООО «Диалог - 2000». Поскольку закон связывает формирование земельного участка под многоквартирный жилой дом с нахождением на этом участке объекта недвижимости, Департаментом было принято решение об отказе в утверждении схемы.
Представитель заинтересованного лица ООО «Диалог – 2000» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили, возражений относительно требований Комаровой С.Е. не представил.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление Комаровой С.Е. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Заявитель Комарова С.Е. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес> (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Комарова С.Е. обратилась в Департамент имущественных отношений с заявлением о формировании земельного участка под указанный многоквартирный жилой дом (л.д. 13).
Письмом Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Комаровой С.Е. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. Отказ мотивирован тем, что земельный участок под многоквартирным жилым домом сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №. Указанный земельный участок находится в собственности (л.д. 16-17).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:021704:202, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д.39, является ООО «Диалог – 2000» (л.д. 40).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, площадь земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, составляет 2674 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующим жилым домом со встроенными нежилыми помещениями. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-46).
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения об отказе), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).
Таким образом, пока земельный участок не будет сформирован и в отношении него не будет проведен государственный кадастровый учет, собственники помещений не смогут в полном объеме осуществлять все правомочия собственника.
Согласно пункту 2.10.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Рассмотрение заявлений и принятие решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие оснований для переоформления права на земельный участок, установленных законодательством Российской Федерации; отсутствие у Департамента полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участков.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, признание судом незаконным решения органа местного самоуправления возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие решения закону и нарушение прав и свобод заявителя оспариваемым решением.
Поскольку отказ Департамента имущественных отношений нарушает права собственников жилых помещений, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д.39, а также противоречит положениям статьи 36 Жилищного кодекса РФ, суд считает возможным удовлетворить требование заявителя об отмене решения Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д.39.
В связи с тем, что требования от отмене решения удовлетворены, суд находит необходимым обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области издать решение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположены элементы озеленения и благоустройства, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома № 39 по улице Республики города Тюмени на кадастровом плане территории, в границах, определенных в соответствии с действующим законодательством
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 13, 56, 67, 194-199, 254, 255, 256, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление Комаровой С.Е. об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворить.
Отменить решение Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: <адрес>
Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области издать решение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположены элементы озеленения и благоустройства, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома <адрес>, на кадастровой карте территории, в границах, определенных в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2015 года.
Судья Е.А. Гарипова