Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1477/2013 ~ М-1829/2013 от 07.11.2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 декабря 2013 года                          город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Чебан К.И.

с участием прокурора Самойловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1477/2013 по иску Соловьевой Г.И. к Государственному учреждению Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» о признании приказа об увольнении и сокращения штатной единицы незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

с ДД.ММ.ГГГГ. Соловьева Г.И. работала заместителем директора по воспитательной и реабилитационной работе ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» (ранее- МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г.Тулы», ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г.Тулы», ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения №3»), о чем внесены сведения в трудовую книжку работника.

Приказом ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» от 07ДД.ММ.ГГГГ. Соловьева Г.И. уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников.

Полагая увольнение произведенным с нарушением требований закона, Соловьева Г.И. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» о признании незаконными приказа об ее увольнении и сокращения штатной единицы- заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула- <данные изъяты>. и компенсации морального вреда- <данные изъяты>.

В судебном заседании истец Соловьева Г.И. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представители ответчика ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы»- директор ФИО5 и по доверенности ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, полагая их необоснованными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования неподлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 37 (часть 1) Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст. 37 Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе РФ, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений.

К числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, причем перевод на эту работу возможен лишь с его согласия (ч. 3 ст. 81, ч. 1 и ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ).

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривалось, что изначально Соловьева Г.И. ДД.ММ.ГГГГ. была принята на работу заведующей стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних 14 разряда в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г.Тулы».

ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ. Соловьева Г.И. была переведена на должность заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе.

На основании Постановления администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и Приказа департамента социального развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г.Тулы» было переименовано в ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г.Тулы».

Приказом министерства здравоохранения и социального развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г.Тулы» переименовано в ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3».

Приказом министерства здравоохранения и социального развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение постановления правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» было реорганизовано в форме присоединения к нему ГУ ТО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.Тулы», с сохранением у ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» наименования и типа учреждения- бюджетное.

Приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения реализации государственными учреждениями социального обслуживания Тульской области задач, определенных их уставами, установлена предельная штатная численность работников в ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3»- 546 единиц.

На основании вышеуказанного приказа министерства труда и социальной защиты Тульской области директором ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» ФИО5 издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении штатного расписания данного учреждения с предельной штатной численностью 546 штатных единиц и введении его в действие с 04.07.2013г.

Приказом директора ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение вышеуказанного приказа был сокращен ряд штатных единиц, в том числе и заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе.

Вышеуказанные приказы министерства труда и социальной защиты Тульской области, а также директора ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» в установленном порядке не изменялись и не отменялись.

О принятом решении о проведении мероприятий по сокращению штата работников был уведомлен выборный орган первичной профсоюзной организации Центра, также в соответствии с требованиями Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) о предстоящем высвобождении работников были уведомлены органы службы занятости населения.

Также из материалов дела усматривается, что приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с оптимизацией государственных учреждений социального обслуживания населения Тульской области ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» было переименовано в ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы», что вопреки доводам истца не влечет юридических последствий реорганизации.

Соответствующие сведения о переименовании работодателя внесены в трудовую книжку Соловьевой Г.И.

На основании приказа министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ директором ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» ФИО5 были осуществлены действия по регистрации в установленном порядке Устава данной организации в новой редакции (от ДД.ММ.ГГГГ.).

Доводы Соловьевой Г.И. о неправомочности директора Центра по принятию решения о сокращении штатных единиц несостоятельны. В соответствии с п. 7.4 Устава Центра, в действующей на тот период редакции, директор вносит учредителю (коим являлось министерство труда и социальной защиты Тульской области) предложения о структуре и штатном расписании учреждения, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников учреждения в соответствии с трудовым законодательством. Аналогичные по сути положения содержатся и в п. 7.4 Устава Центра в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ. П. 2.2 должностной инструкции директора предусмотрено, что последний по согласованию с учредителем определяет перспективы и направления развития учреждения, разрабатывает и утверждает штатное расписание. Действия директора Центра по изданию вышеуказанных приказов соответствуют требованиям закона, согласованы с министерством труда и социальной защиты Тульской области, соответствуют функциональным обязанностям руководителя (директора), направлены на исполнение решения министерства с целью обеспечения реализации уставных задач учреждения.

Работодатель в целях осуществления эффективной деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности исключения из штата той или иной должности, а работники не вправе оспаривать решение о сокращении численности или штата, а лишь порядок произведенного в связи с сокращением увольнения. Доводы Соловьевой Г.И. в данной части основаны на ее предположениях и неправильном толковании норм материального права. Разрешение вопроса целесообразности сокращения конкретной должности является прерогативой работодателя.

Согласно штатному расписанию ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» (после переименования- ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы») по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в данном учреждении имелись 2 штатные единицы заместителя директора, 1 штатная единица заместителя директора по научно-методической работе, 1 штатная единица заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе.

Приказом директора ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения № 3» от ДД.ММ.ГГГГ. . были сокращены: 1 из 2-х имевшихся штатная единица заместителя директора, 1 из 1 штатной единицы заместителя директора по научно-методической работе, 1 из 1 штатной единицы заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, которую занимала Соловьева Г.И.

Таким образом, доводы истца о том, что должность заместителя директора была вновь образованной после сокращения и вакантной, являются несостоятельными. Так как штатным расписанием Центра была предусмотрена одна должность заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, ответчиком обоснованно не рассматривался вопрос о преимущественном праве на оставление на работе Соловьевой Г.И. (ст. 179 Трудового кодекса РФ).

Доводы истца о том, что она имела преимущественное право оставления на работе в должности заместителя директора, которую на момент сокращения она не занимала, необоснованны. Судом установлено и истцом не оспаривалось, что на день сокращения должности заместителей директора (2 штатные единицы) занимали ФИО7 и ФИО8, в отношении которых работодателем и рассматривался вопрос о преимущественном праве оставления на работе в данной должности (протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Соловьевой Г.И. работодателем было вручено уведомление о сокращении занимаемой истцом должности со списком вакантных должностей и разъяснением последствий отказа от замещения предложенных должностей- расторжении трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Перечень вакантных должностей, с которым Соловьева Г.И. также ознакомилась под роспись, был предложен ей и ДД.ММ.ГГГГ.

Факты получения указанного уведомления, ознакомления с перечнем всех вакантных должностей и отказа от замещения предложенных должностей подтверждены письменными материалами дела, истцом не оспаривались.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с п. 3.9 коллективного договора Соловьевой Г.И. неоднократно с сохранением средней заработной платы предоставлялось время для поиска новой работы в связи с сокращением (приказы от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.).

ДД.ММ.ГГГГ. (после отказа истца от предложенных вакантных должностей) ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» в порядке ст. 82 Трудового кодекса РФ сообщило председателю первичной профсоюзной организации данного учреждения о планируемом расторжении трудового договора с Соловьевой Г.И. по п. 2 ч. 1 ст. 81 указанного Кодекса и представило проект приказа о расторжении трудового договора с истцом, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (приказов . и . от ДД.ММ.ГГГГ., штатного расписания).

Постановлениями профкома первичной профсоюзной организации ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ. даны мотивированные мнения о правомерности проекта приказа о расторжении трудового договора с Соловьевой Г.И. в связи с сокращением численности или штата работников в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ и соответствии проекта приказа требованиям ст.ст. 81, 179, 180 данного Кодекса, коллективному договору.

Поскольку Соловьева Г.И. отказалась от замещения всех предложенных ей вакантных должностей, она была уволена приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ. на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия согласно ст. 178 указанного Кодекса.

Ознакомление с приказом, получение в день увольнения трудовой книжки и окончательного расчета, а также его размер Соловьевой Г.И. не оспаривались.

Таким образом, исследованными доказательствами, оцененными по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, достоверно подтверждено, что процедура увольнения истца была соблюдена в полном объеме, с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст.ст. 82, 373 Трудового кодекса РФ), с предоставлением установленных законом компенсаций (ст. 178 Трудового кодекса РФ), сокращение штата работников ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» в действительности имело место (помимо должности истца сокращалось более 50 штатных единиц), Соловьева Г.И. была своевременно уведомлена о предстоящем сокращении (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ), преимущественного права на оставление на работе не имела (ст. 179 Трудового кодекса РФ).

Доводы истца о незаконности увольнения не нашли своего подтверждения также и в ходе проверок, проведенных Государственной инспекцией труда в Тульской области (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ ) и прокуратурой Зареченского района г.Тулы (материал проверки ) по обращениям Соловьевой Г.И.

Таким образом, установленные обстоятельства применительно к приведенным правовым нормам с учетом положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Соловьевой Г.И. к Государственному учреждению Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Тулы» о признании приказа об увольнении и сокращения штатной единицы незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-

2-1477/2013 ~ М-1829/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соловьева Галина Ивановна
Ответчики
Государственное учреждение Тульской области "Комплексный центр социального обслуживания населения города Тулы"
Суд
Зареченский районный суд г.Тулы
Судья
Старовойтова Н. Г.
Дело на сайте суда
zarechensky--tula.sudrf.ru
07.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2013Передача материалов судье
12.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2013Подготовка дела (собеседование)
02.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.12.2013Предварительное судебное заседание
25.12.2013Судебное заседание
30.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2014Дело оформлено
20.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее