66RS0001-01-2019-001122-25
Решение изготовлено в окончательной форме 28.05.2019.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2019 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
в составе председательствующего судьи Морозовой М.М.,
при секретаре Иргит С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Курбанова Фаниса Муфлияновича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной Службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам об оспаривании решения комиссии ФСИН России от 21.06.2016 в части отказа истцу в постановке на учет для получения ЕСВ, признании права истца на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с 27.02.2014, взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, общая продолжительность службы истца в органах уголовно-исполнительной системы составляет более 29 лет. 27.02.2014 истец обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по СО с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369. Решением комиссии ГУФСИН России по СО от 19.03.2014 принято решение о направлении пакета документов в ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты. Решением ФСИН России от 21.06.2016, истцу отказано в постановке на учет по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., не представления истцом выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях.
Данный отказ истец считает незаконным, так как полагает, что предоставил все документы, необходимые для постановки на учет, кроме того, не имеет жилых помещений ни по договору социального найма, ни на праве собственности. Проживает в служебной квартире.
В исковом заявлении истец просит признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 21.06.2016 об отказе истцу в постановке на учет для получения ЕСВ, признать за истцом права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с 27.02.2014, взыскать с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. 00 коп. (л.д.5-6, 21-23).
В судебном заседании истец, его представитель Матяж К.А., действующая по доверенности от 30.01.2019 (л.д.24), исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что с 1997 года истец проживает в служебной квартире по адресу <адрес>. При обращении истца в администрацию Ачитского городского округа по вопросу заключения договора социального найма в отношении данной квартиры, как и по вопросу снятия статуса служебного жилья, истцу было отказано в этом. Иного жилья истец не имел и не имеет. При обращении с заявлением о постановке его на учет в целях получения ЕСВ, им был предоставлен полный пакет документов, в том числе выписка из ЕГРП об отсутствии у истца недвижимого имущества. Данное обстоятельство подтверждается решением комиссии ГУФСИН России по СО, в котором перечислены все представленные истцом документы, в том числе и те, на которые указано в решении ФСИН об отказе в постановке истца на учет в целях получения ЕСВ.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по СО – Сазонова О.В., действующая по доверенностям от 25.12.2018, 19.06.2018 (л.д.79-81), исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала возражения, представленные в письменном отзыве на исковое заявление истца (л.д.84-90).
Третье лицо Курбанов Р.Ф., требования истца поддержал, суду пояснил, что проживал вместе с истцом в служебной квартире до 2004 года, после чего ушел в армию. После службы в армии женился, проживал и проживает со своей семьей в съемном жилье.
Третье лицо Курбанов Р.Ф., представитель Администрации Ачитского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 5 ст. 4 данного Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Федерального закона).
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Также данным пунктом определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится, в том числе, Федеральная служба исполнения наказаний (п. 3 Правил).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец являлся сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы до 02.09.2014, имеет стаж работы в данной системе более 29 лет (л.д.15).
Данное обстоятельство не оспорено представителем ответчиков.
27.02.2014, в период прохождения службы, истец обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д.42).Решением территориальной подкомисии ГУФСИН России по СО от 19.03.2014 № 6 принято решение о направлении пакета документов Курбанова Ф.М. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет (л.д.8-9).
При этом, в описательной части решения перечислены все документы, представленные истцом, в том числе имеется указание на уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений на Курбанова Ф.М. от 17.01.2014, справку БТИ от 16.12.2013 заказ №
Кроме того, в п. 1 резолютивной части решения от 19.03.2014 содержится вывод о том, что истцом представлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения ЕСВ, в полном объеме (л.д.8-об. стор., 9).
Более того, в описи документов учетного дела истца, также указаны, как справка БТИ №, так и выписки из ЕГРП (л.д.41).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что 27.02.2014, при подаче заявления о постановке на учет в целях получения ЕСВ, истцом были представлены все необходимые для этого документы в полном объеме, в том числе и справки компетентных органов (БТИ, ЕГРП) об отсутствии у него недвижимого имущества.
То обстоятельство, что в настоящее время вышеуказанные документы отсутствуют в учетном деле истца не свидетельствует о том, что истец их не предоставлял, так как факт представления вышеуказанных документов истцом подтверждается доказательствами, представленными в материалы гражданского дела.
Таким образом, возражения ответчиков о не предоставлении истцом выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, опровергаются материалами дела, вследствие чего судом отклоняются.
Что касается основания отказа, указанного в оспариваемом истцом решении – обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., суд приходит к следующему.
Ранее судом указано, что ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
Из материалов дела усматривается, что истец с 25.11.1997 зарегистрирован и проживает в квартире по адресу <адрес>.
Согласно ответу на судебный запрос, данная квартира является муниципальной (л.д.77), включена в число служебных на основании постановления Главы Администрации муниципального образования <адрес> от 1997 № (л.д.74) и по служебному ордеру предоставлена истцу, как участковому инспектору Ачитского РОВД (л.д.75).
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями закона служебное жилье отнесено к специализированному жилому фонду, в отношении которого действуют специальные правовые нормы.
Следовательно, предоставление истцу служебного жилья, не может быть расценено как предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Подтверждением этому являются и ответы Администрации Ачитского городского округа как об отказе истцу в выдаче договора социального найма на служебное жилье (л.д.14), так и снятии статуса служебного жилья с квартиры по адресу <адрес> (л.д.107).
Совокупность изложенных данных свидетельствует о том, что как на момент подачи заявления о постановке на учет для получения ЕСВ (27.02.2012), на момент принятия решения ФСИН России от 21.06.2016, так и в настоящее время истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Доказательств обратному представителем ответчиков суду не представлено, материалы дела не содержат.
Факт отсутствия у истца жилья по договору социального найма был подтвержден копией служебного ордера (л.д.61), находящегося в учетном деле истца.
Несмотря на это, решением комиссии ФСИН России от 21.06.2016 истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду считать незаконным решение комиссии ФСИН России по Свердловской области от 21.06.2016 об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты и как следствие отменить его.
Таким образом, суд считает установленным, что истец имеет стаж службы более 10 лет, не имеет жилого помещения по договору социального найма, либо на праве собственности, представил все необходимые документы для принятия на учет и соответствует условиям, указанным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Поскольку суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России от 21.06.2016 в части отказа истцу в постановке на учет для получения ЕСВ, подлежат удовлетворению требования истца о признании права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты подачи рапорта о постановке на учет с 27.02.2012.
С учетом изложенного суд удовлетворяет исковые требования Курбанова Фаниса Муфлияновича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной Службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, признает незаконным решение комиссии ФСИН России от 21.06.2016 в части отказа Курбанову Фанису Муфлияновичу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признает за Курбановым Фанисом Муфлияновичем право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.02.2014.
Исковые требования Курбанова Фаниса Муфлияновича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной Службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда суд оставляет без удовлетворения, в связи с недоказанностью доводов истца о несении нравственных и физических страданий (ст. 151 ГК РФ).
Иных требований, либо требований по иным основаниям сторонами на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 12,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Курбанова Фаниса Муфлияновича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной Службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 21.06.2016 в части отказа Курбанову Фанису Муфлияновичу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Признать за Курбановым Фанисом Муфлияновичем право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.02.2014.
Исковые требования Курбанова Фаниса Муфлияновича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, Федеральной Службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления, через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий