Дело № 2-4740/2023
УИД 73RS0001-01-2023-004958-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Шабинской Е. А.,
при секретаре Махмутовой Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в интересах Рахматуллова Рашита Хайдаровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах Рахматуллова Р.Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы следующим. Истцу Рахматуллову Р.Х. установлена инвалидность <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллову Р.Х. оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № (к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которой ему положено следующее техническое средство реабилитации: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по Ульяновской области поступило заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению Рахматулллова Р.Х. указанным техническим средством реабилитации.
Данным техническим средством реабилитации Рахматуллов Р.Х. до настоящего времени не обеспечен, чем нарушаются его права.
Прокурор в иске просит в судебном порядке обязать ответчика обеспечить истца Рахматуллова Р.Х. <данные изъяты> согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №, обратив решение суда в данной части к немедленному исполнению. Прокурор также просит взыскать с ответчика в пользу истца Рахматуллова Р.Х. компенсацию морального вреда в сумме 80 000 руб.
Представитель истца, истец в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения гражданского дела. Представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллов Р.Х. обратился в Отделение с заявлением, путем подачи через личный кабинет, на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллову Р.Х. рекомендовано ТСР: <данные изъяты>. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллов Р.Х. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении указанного выше ТСР. По государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № на поставку <данные изъяты>, сформировать направление Рахматуллову Р.Х. не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц. Кроме того, истцом не представлено доказательств ухудшения состояния здоровья и нравственных страданий инвалида вследствие несвоевременного обеспечения Рахматуллова Р.Х., основания для компенсации морального вреда отсутствуют. В этой связи, в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме, рассмотреть гражданское дело в своё отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть гражданское дело в своё отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть гражданское дело в своё отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон.
Исследовав представленные доказательства, дело освидетельствования в МСЭ в отношении Рахматуллова Р.Х., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Из материалов дела усматривается, что истец Рахматуллов Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> по общему заболеванию, бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ № Рахматуллову Р.Х. полагается техническое средство реабилитации: <данные изъяты>
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статья 5.1 этого федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее также - Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к техническим средствам реабилитации инвалидов протезы.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации находятся в ведении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Поскольку до настоящего времени Рахматуллов Р.Х. не обеспечен техническим средством реабилитации: <данные изъяты> шт., суд считает необходимым в судебном порядке возложить на ответчика указанную обязанность по обеспечению Рахматуллова Р.Х. данным техническим средством реабилитации.
Доводы, приведённые стороной ответчика в письменных возражениях на иск, не могут служить основанием для отказа в обеспечении Рахматуллова Р.Х. техническим средством реабилитации, которое полагается ему к выдаче в соответствии с нормами действующего законодательства.
По мнению суда, имеются основания для частичного удовлетворения иска в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
При рассмотрении дела по существу, суд принимает во внимание, что предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
При этом, в силу положения статей 7, 39 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" исковые требования о компенсации морального вреда связаны с не обеспечением истца Пантелеева А.Е., как инвалида, техническим средством реабилитации, которое необходимо ему для полноценной жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст истца, характер имеющегося у него заболевания, группу инвалидности, необходимость в техническом средстве реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании в пользу истца Рахматуллова Р.Х. с ответчика компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ предусмотрено право суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст.212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Разрешая заявленное стороной истца ходатайство в части обеспечения инвалида техническим средством реабилитации, суд учитывает состояние здоровья Рахматуллова Р.Х., его возраст, характер заболевания, необходимость в регулярном использовании вышеуказанного технического средства реабилитации, риск возможных последствий в случае его не применении и по мнению суда, является особым обстоятельством, при наличии которого промедление исполнения решения суда может повлечь причинение крайне негативных последствий. Тем самым, ходатайство истца в данной части подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в интересах Рахматуллова Рашита Хайдаровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Рахматуллова Рашита Хайдаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации: <данные изъяты>. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Рахматуллова Рашита Хайдаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение в части обеспечения техническими средствами реабилитации обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е. А. Шабинская