РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2022 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
с участием административного ответчика – Тимофеева А.И.
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-785/22 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Тимофеевой Анастасии Ивановне о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с административного ответчика Тимофеева А.И. задолженность по транспортному налогу и пени за 2015-2019 гг на общую сумму 13947,64 руб.
В обоснование иска указано, что административный ответчик является собственником транспортного средства и, соответственно, налогоплательщиком транспортного налога.
В связи с неуплатой налога административному ответчику направлялось требование, в котором сообщалось о наличии у него задолженности, что послужило причиной обращения налогового органа к мировому судье с требованиями о взыскании задолженности. <дата> года мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен по заявлению административного ответчика, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебное заседание административный истец не явился, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный истец возражала против иска, указав, что истцом пропущен срок для обращения в суд, а автомобиль находится с 2015 года у бывшего мужа, ей неизвестно местонахождение автомобиля, она им не пользуется, снять с учета не может, так как бывшим мужем наложен арест.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.
Из материалов дела следует, что ответчице принадлежало следующие транспортное средство: в 2015-2016 гг – ЛАДА217230 гос. номер №, Чери В14 госномер №; в 2017-2019 гг – ЛАДА217230 гос. номер №.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления от <дата>, <дата>, <дата> об уплате транспортного налога.
Также административному ответчику направлялись требование: № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогам в размере 13947 руб 64 коп, со сроком уплаты до <дата>.
В установленный срок административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца <дата> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам.
<дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который определением от <дата> отменен по заявлению ответчика.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование № по состоянию на <дата> содержит указание необходимость погашения задолженности по транспортному налогу за 2015-2019 гг.
Несмотря на то, что размер транспортного налога за 2015 года, подлежащий уплате до <дата>, составлял 6963 руб, то есть превышал 3000 рублей, требование ответчику направлено только <дата>. Соответственно, задолженность по транспортному налогу за 2016-2018 гг также превышала 3000 рублей, что обязывало налоговый орган направлять требования об уплате задолженности
Сроки уплаты транспортного налога за 2015-2018 гг с учетом положений ст.363 НК РФ истекали <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 3000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Между тем, срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным и нарушение налоговым органом данного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры о взыскания соответствующего платежа с налогоплательщика.
Федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, установил только сроки направления требования налогоплательщику, иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.
Из разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года N 822-О следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты его направления.
Поскольку доказательства направления в адрес ответчика требований об уплате транспортного налога за 2015-2018 гг. отсутствуют, то срок обращения налогового органа в суд в данном случае подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (до <дата> по налогу за 2015 год, <дата> по налогу за 2016 год, <дата> по налогу за 2017 год, <дата> по налогу за 2018 год,), срока направления и получения требования (6 дней – ч.6 ст.69 НК РФ) и минимального срока на исполнение требования (8 дней), установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Задолженность по пени в силу ст.69 НК РФ подлежали включению в требование по уплате транспортного налога.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд по заявленным требованиям по транспортному налогу за 2015-2018 гг, с учетом суммы задолженности свыше 3000 рублей, подлежит исчислению с <дата> (налог за 2015 год), <дата> (налог за 2016 год), <дата> (налог за 2017), <дата> (налог за 2018 год) и истек <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, соответственно.
Налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа <дата>, то есть с пропуском установленного срока, ходатайств о восстановлении срока не заявлено, в связи с чем, иск в части требований по транспортному налогу за 2015-2018 гг подлежит отклонению.
Выставление требования № по состоянию на <дата> не продлевает сроки для обращения в суд в части задолженности за 2015-2018 гг.
При этом, заявленные требования о взыскании транспортного налога за 2019 год суд считает обоснованными.
Административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа <дата>, то есть с соблюдением шестимесячного срока со дня, установленного в требовании №.
Требование также предъявлено и направленно в предусмотренные законом сроки, так как задолженность по транспортному налога за 2019 год не превышает 3000 рублей.
В районный суд с административным иском заявитель обратился <дата>, то есть в пределах 6 месячного срока с момента отмены судебного приказа (<дата>), в связи с чем, в данной части административный иск является обоснованным.
Доводы заявителя о том, что фактически автомобиль находится во владении бывшего мужа, не влияют на ее обязанность оплачивать транспортный налог за автомобиль, зарегистрированный в органах ГИБДД на ее имя.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворённым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично административный иск Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области к Тимофеевой Анастасии Ивановне.
Взыскать с Тимофеевой Анастасии Ивановны, ИНН № проживающей <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 1565 руб, пени 32 руб 87коп; а всего взыскать 1597 руб 87 коп.
В удовлетворении требований к Тимофеевой Анастасии Ивановне о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015-2018 гг. - отказать.
Взыскать с Тимофеевой Анастасии Ивановны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 06.09.2022.