Гражданское дело № 2-318/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,
при секретаре Житковой А.В.,
с участием представителя заявителей ФИО1 (доверенность в деле),
представителя администрации <адрес> ФИО2 (доверенность в деле),
рассмотрев в судебном заседании заявление Петрова Дмитрия Анатольевича, Петровой Елены Сергеевны о признании незаконным отказ администрации Сухобузимского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в признании молодой семьи Петровых участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы» и возложении на администрацию Сухобузимского района обязанности признать молодую семью Петровых участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы»,
У С Т А Н О В И Л:
Петров Д.А. и Петрова Е.С. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказ администрации Сухобузимского района Красноярского края в признании молодой семьи Петровых участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы».
Требования заявления мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в администрацию Сухобузимского района с заявлением о включении их молодой семьи в составе: Петрова Дмитрия Анатольевича, Петровой Елены Сергеевны, ФИО4 (сын), ФИО5 (дочь) в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы». Заявителями был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 подпрограммы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Сухобузимского района фактически отказала в признании молодой семьи Петровых участником подпрограммы, порекомендовав обратиться в администрацию <адрес>, распоряжением которой семья Петровых признана нуждающейся в жилом помещении. Заявители полагают, что отказ является незаконным, так как заявители проживают в Сухобузимском районе, а в случае сомнений у администрации Сухобузимского района о ранее нереализованном праве, администрация в порядке подпункта 4 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 подпрограммы вправе была получить информацию о ранее реализованном (нереализованном) праве молодой семьи на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального, краевого и местного бюджетов, направив соответствующие запросы в муниципальные образования по месту предыдущего жительства членов молодой семьи. Просит признать молодую семью Петровых в составе четырех человек участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы».
В судебном заседании представитель заявителей ФИО1 доводы заявления поддержал. Пояснил, что семья Петровых состоит из 4-х человек, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы», предоставив полный пакет документов: копии паспортов, копии свидетельства о рождении детей, распоряжения администрации <адрес> о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании семьи имеющей достаточные доходы для участия в вышеуказанной подпрограмме, об изменении состава семьи в связи с рождением второго ребенка, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о проживании на условиях безвозмездного найма по адресу: <адрес>, заключенное с ФИО10 Заявители ранее проживали в <адрес> в квартире по <адрес> на условиях социального найма, впоследствии указанная квартира была признана непригодной для проживания и заявителям была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, ул. 9 мая, <адрес>, общей площадью 38 кв. метров, в которой в настоящее время проживает мать заявителя -ФИО6 В подтверждение доходов молодой семьи в администрацию <адрес> заявителями был предоставлен Отчет об оценке автомобиля, принадлежащего заявителям.
Представитель ответчика администрации Сухобузимского района ФИО2 в судебном заседании требования заявления не признала. Пояснила, что на заявление семьи ФИО12 о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы» администрацией Сухобузимского района был дан ответ, в котором заявителям было рекомендовано обратиться с указанным заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства заявителей, так как в приложенных копиях паспортов Петрова Д.А. и Петровой Е.С. была указана их регистрация по месту жительства – <адрес>, то есть территория <адрес>. Кроме того, поступившее заявление не было оформлено надлежащим образом, не указан способ приобретения жилья, не поставлена дата в заявлении, не представлены документы, подтверждающие собственные средства заявителей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 519-п утверждена государственная программа Красноярского края «Молодежь Красноярского края в XXI веке на 2014 - 2016 годы, которая включает в себя три подпрограммы, в том числе подпрограмму № 3 «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» (далее – Подпрограмма № 3).
Пунктом 2.3.2. подраздела 2.3 раздела 2 Подпрограммы № 3 предусмотрен Порядок признания молодой семьи участником подпрограммы и формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В соответствии с подпунктом 1 п. 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 Подпрограммы № 3, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с абзацами вторым - шестым подпункта 4 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 подпрограммы молодая семья до 1 июля года, предшествующего планируемому, подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № 4 к подпрограмме в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копию свидетельства о заключении брака (на неполную семью не распространяется).
Дополнительно заявитель вправе по собственной инициативе представить в орган местного самоуправления по месту жительства:
выписку из решения органа местного самоуправления о постановке молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или документ о признании молодой семьи органом местного самоуправления по месту ее постоянного жительства нуждающейся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
документ органа местного самоуправления, подтверждающий признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в соответствии с Законом края.
При непредставлении заявителем по собственной инициативе документов, указанных в абзацах шестом, седьмом настоящего подпункта, орган местного самоуправления запрашивает их по истечении 2 рабочих дней после получения документов, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего подпункта, у органов местного самоуправления, признавших молодую семью нуждающейся в жилых помещениях и имеющей достаточные доходы.
Согласно подпункту 4 п. 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 Подпрограммы № 3, социальная выплата может быть использована:
на оплату части цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
на осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после чего жилое помещение, приобретенное кооперативом для молодой семьи, переходит в собственность данной молодой семьи;
на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
на оплату договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Подпункт 6 п. 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 Подпрограммы № 3, содержит условия, при которых молодая семья может стать участником подпрограммы, одним из которых является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с подпунктом 7 настоящего пункта.
Согласно подпункту 7 п. 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 Подпрограммы № 3, применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи: поставленные на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с подпунктом 5 п. 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 Подпрограммы № 3, основаниями для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в подпункте 6 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 подпрограммы;
б) непредставление или неполное представление документов, предусмотренных подпунктами "а" - "в" подпункта 1, подпунктами "а" - "д" настоящего пункта;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов;
д) несоответствие приобретенного с помощью кредитных (заемных) средств жилого помещения требованиям подпунктов 16, 17 пункта 2.3.6 подраздела 2.3 раздела 2 подпрограммы, в случае намерения молодой семьи использовать социальную выплату на погашение основного долга и процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам.
Согласно подпункту «б» подпункта 14 п. 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 Подпрограммы № 3, решение о снятии молодой семьи с учета (исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы) принимается органом местного самоуправления в случае переезда в другое муниципальное образование на постоянное место жительства.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Красноярского края установлен Законом Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 (далее - Закон Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751).
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. Заявление о принятии на учет подается по форме, установленной приложением 1 к настоящему Закону. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, указанные в статье 6 настоящего Закона, подтверждающие право состоять на учете, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751, при изменениях состава семьи, места жительства и других данных, влияющих на право гражданина состоять на учете, гражданин обязан в течение трех месяцев с момента таких изменений, кроме предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, представить в орган, осуществляющий принятие на учет, документы, подтверждающие происшедшие изменения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статьей 15 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 предусмотрены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые предусмотрены частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, в том числе и в случае их выезда на постоянное жительство в другое муниципальное образование (пункт 3).
Учитывая вышеизложенное законодательство, суд приходит к выводу, что для того, чтобы стать участником подпрограммы № 3 «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с пакетом установленных законодательством документов. Признание молодой семьи в качестве нуждающейся в жилых помещениях осуществляется по месту жительства молодой семьи.
Заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не по месту своего жительства граждане могут подать только в а порядке и в установленных законодательством случаях.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу ст. 3 вышеуказанного Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Часть 1 ст. 6 вышеназванного Закона устанавливает обязанность гражданина Российской Федерации, изменившего место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Учитывая требования Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также требования ст. 50 Жилищного кодекса РФ об учетной норме площади жилого помещения, норме предоставления площади жилого помещения, которые устанавливаются органами местного самоуправления, и отличаются на территориях разных муниципальных районов, суд приходит к выводу, что место жительства гражданина при принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также для участия в Подпрограмме № 3 «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» должно подтверждаться его регистрацией по месту жительства.
Как установлено в судебном заседании, для принятия участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы», Петровым Д.А. и Петровой Е.С. в администрацию Сухобузимского района было почтой направлено заявление, которое поступило ДД.ММ.ГГГГ года, к заявлению были приложены следующие документы:
- копия свидетельства о заключении брака Петрова Д.А. и ФИО9;
- копия паспорта Петрова Д.А. с отметкой о регистрации по месту жительства: <адрес>;
- копия паспорта Петровой Е.С. с отметкой о регистрации по месту жительства: <адрес>;
- копии свидетельств о рождении детей ФИО4 и ФИО5;
- Распоряжение администрации <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о признании семьи Петрова Д.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах на основании решения Ленинского районного суда <адрес>, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года;
- Распоряжение администрации <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о признании семьи Петрова Д.А. имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах на основании решения Ленинского районного суда <адрес>, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года;
- Распоряжение администрации <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение администрации <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения состава семьи ФИО12;
- Распоряжение администрации <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение администрации <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения состава семьи ФИО12;
- Соглашение о проживании в жилом помещении, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между собственником жилого помещения ФИО10 и Петровым Д.А., состоящим на регистрационном учете по адресу: <адрес>, из которого следует, что ФИО10 передала в безвозмездное пользование семье Петрова Д.А., состоящей из его супруги Петровой Е.С. и двух детей, жилой дом, общей площадью 25,5 кв. метров, по адресу: <адрес>.
Из ответа администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, направленного заявителю Петрову Д.А., следует, что для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» заявителям рекомендовано обратиться в администрацию <адрес> в <адрес>, распоряжением которой заявители признаны нуждающимися в жилом помещении, на основании пункта 6 указанной подпрограммы.
В судебное заседание представителем заявителей ФИО1 были предоставлены: - копия договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между администрацией <адрес> в <адрес> и ФИО6, из которого следует, что нанимателю ФИО6 и членам её семьи Петрову Дмитрию Анатольевичу, Петровой Елене Сергеевне, ФИО4, ФИО5 передана в бессрочное пользование двухкомнатная квартира, общей площадью 53,0 кв. метров, в том числе жилой – 29,0 кв. метров по адресу: <адрес>; - копии паспортов заявителей Петрова Д.А. и Петровой Е.С., в которых указана их регистрация по месту жительства: <адрес>, ул. 9 мая, <адрес>, в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что местом жительства заявителей Петрова Д.А. и Петровой Е.С. на момент подачи ими заявления в администрацию Сухобузимского района для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы», является <адрес>. Указанное обстоятельство заявители скрыли, направив в администрацию Сухобузимского района копии своих паспортов с отметкой об их регистрации по месту жительства на территории <адрес> в <адрес>, в связи с чем администрацией Сухобузимского района заявителям было рекомендовано обратиться с заявлением об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» в администрацию <адрес> в <адрес>.
Судом не принимается представленное заявителями Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об их проживании в жилом помещении по адресу: <адрес>, так как заявители по указанному в Соглашении адресу не зарегистрированы.
Вместе с тем, учитывая, что заявители на момент обращения в администрацию Сухобузимского района с вышеуказанным заявлением не имели места жительства на территории Сухобузимского района, и не имеют его в настоящее время, органами местного самоуправления Сухобузимского района не принималось решение о признании семьи Петровых нуждающейся в жилых помещениях, оснований для удовлетворения требований заявления Петрова Д.А. и Петровой Е.С. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Петрова Дмитрия Анатольевича, Петровой Елены Сергеевны о признании незаконным отказ администрации Сухобузимского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в признании молодой семьи Петровых участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы» и возложении на администрацию Сухобузимского района обязанности признать молодую семью Петровых участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края «Молодежь Красноярского края в ХХ1 веке на 2014-2016 годы», – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Созыкина
Копия верна:
Судья
Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина