Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1584/2016 ~ М-1602/2016 от 03.10.2016

Дело № 2-1584(1)/2016

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

         01 декабря 2016 года                                                                             г.Вольск

        

         Вольский районный суд Саратовской области в составе

:         председательствующегосудьи Маштаковой М.Н.,

          с участие представителя истца Головкова П.Н., представителя ответчика Пшеничной В.С.,

при секретаре Засыпкине И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> дело по исковому заявлению Саратовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вольского муниципального района <адрес> о понуждении к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

Саратовский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Вольского муниципального района <адрес> о понуждении органа местного самоуправления к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде автодорожного путепровода через железнодорожные пути, находящегося <адрес> указав, чтоСаратовской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации сооружений, в том числе, автодорожных путепроводов через железнодорожные пути в Саратовской регионе. В ходе проверки установлено, что на территории Вольского муниципального района расположен автодорожный путепровод через железнодорожные пути, находящийся <адрес> который не значится в реестрах государственного, федерального и муниципального имущества. В то же время он находится в неудовлетворительном состоянии: имеется массовое разрушение бетона по краям тротуаров с оголением рабочей арматуры, перильные заполнения моста отклонены в сторону откоса на железнодорожные пути. Конструкция моста имеет жесткое сопряжение с земельным участком.

Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пп.1,2,4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2003 года №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этих муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Отсутствие собственника и балансодержателя выше указанного автомобильного моста может привести к тяжким последствиям, в том числе его обрушению и гибели людей, как участников дорожного движения через него, так и пассажиров проходящих под ним поездов.

С учетом уточнения исковых требований, отказа от части исковых требований истец просит суд обязать администрацию Вольского муниципального района <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества автодорожного путепровода, находящегося <адрес>.

            В судебном заседании прокурор Головков П.Н. поддержал исковые требования, дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске, дополнив тем, что нереализация ответчиком права на обращение с заявлением о постановке на учет указанного в иске имущества как бесхозяйного приведет к негативным последствиям, так как ремонт и содержание автодорожного путепровода без собственника не может быть произведено, а его использование в ненадлежащем состоянии, ставит под угрозу безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика Пшеничная В.С. возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что автомобильная дорога, на которой находится путепровод, является автомобильной дорогой общего регионального значения, потому находится в собственности <адрес>.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, вынесение решения оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных отзывах на иск указывал, что автомобильная дорога <адрес> от автомобильной дороги «<адрес>» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения, находится в оперативном управлении Министерства транспорта и дорожного хозяйства области и стоит на балансе, за исключением путепровода через железнодорожные пути. Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов в состав автомобильной дороги «<адрес>» входят дорожное устройство и обстановка, трубы, ц/бетон, земляное полотно.

Третье лицо Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил суду сведения о том, что объект недвижимости- автодорожный путепровод через железнодорожные пути, находящийся на <адрес>, в реестре государственного имущества не значится.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Саратовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации сооружения, в том числе, автодорожных путепроводов через железнодорожные пути в Саратовской регионе. В ходе проверки установлено, что на территории Вольского муниципального района расположен автодорожный путепровод через железнодорожные пути, находящийся на 219 км ПК-3 перегона Вольск II- Шиханы Новая, который не значится в реестрах государственного, федерального и муниципального имущества. В то же время он находится в неудовлетворительном состоянии.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что автодорожный путепровод находится на автомобильной дороге «автоподъезд к <адрес>» от автомобильной дороги «Сызрань- Саратов- Волгоград».

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством.

Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).

Федеральный законодатель, вводя понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог и, в свою очередь, понимая под содержанием автомобильной дороги комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, одновременно предписывает (в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения) осуществлять содержание автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 12 указанного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

        Постановлением Правительства Саратовской области от 06.05.2008 года № 175-П утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, в соответствии с которым автомобильная дорога- <адрес> от автомобильной дороги «<адрес>», протяженностью 2, 092 км, идентификационный , относится к указанным дорогам ( Приложение ).

       В соответствии со сведениями, предоставленными суду Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (т.2, л.д.24), автомобильная дорога «автоподъезд к <адрес>» находится в оперативном управлении Министерства транспорта и дорожного хозяйства области и стоит на балансе. Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> 27 декабря 2013 года заключен государственный контракт на «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности. Содержание автомобильных дорог в Балаковском, Вольском, Духовницком и Хвалынском районах Саратовской области», срок действия контракта - до 31.12.2016 года. Подрядчиком по вышеуказанному контракту является ООО «Автотрасса».

       В ходе рассмотрения дела было установлено, что на а/п <адрес> находится искусственное сооружение в виде автодорожного путепровода. В соответствии со сведениями, поступившими из Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений <адрес>, указанный путепровод не находится в государственной собственности (т.2, л.д.83).

        Из объяснений представителя третьего лица ООО «Автотрасса», данных суду в ходе рассмотрения дела, следует, что «а/п <адрес>» в соответствии с заключенным договором субподряда обслуживает ООО «Атотрасса», мост на а/п <адрес> они не обслуживают, у них нет соответствующей лицензии.

. В соответствии со сведениями, предоставленными суду Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (т.2, л.д.85), следует, что автодорожный путепровод <адрес> на балансе у Министерства не состоит, сведения о собственнике автодорожного путепровода у них отсутствуют. Согласно инвентаризационной карточке учета нефинансовых активов в состав автомобильной дороги «а/п <адрес>» входит дорожное устройство и обстановка, трубы, ц/бетон, земляное полотно (т.1, л.д. 93-99, т.2, л.д.28). Автодорожный путепровод в карточках учета не занчится.

        Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> в адрес администрации Вольского муниципального района <адрес> 16.11.2016 года было направлено письмо (т.2, л.д.71), из которого следует, что подготовлен проект контракта на 2017-2019 годы на содержание данного путепровода, однако, по мнению суда, данное обстоятельство не подтверждает позицию стороны ответчика о нахождении путепровода в государственной собственности, а лишь свидетельствует о том, что в настоящее время в виду того, чтособственник путепровода отсутствует, его содержание не осуществляется.

        В ходе рассмотрения дела собственник или законный владелец путепровода не был установлен, в то время как в соответствии с материалами дела путепровод имеет неисправности в виде массового разрушения по краям тротуаров с оголением рабочей арматуры, отклонением перил в сторону откоса на железнодорожные пути, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Отсутствие на мостовые сооружения права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

В связи с отсутствием иной возможности постановки на учет указанного выше объекта недвижимости, в целях избежания угрозы жизни и здоровью граждан, и для последующего приведения путепровода в надлежащее состояние, суд приходит к выводу, что исковые требования следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

.

решил:

исковые требования Саратовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вольского муниципального района <адрес> о понуждении к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Вольского муниципального района <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества автодорожного путепровода, находящегося <адрес> (на автомобильной дороге «автоподъезд к <адрес>»).

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                М.Н. Маштакова.

2-1584/2016 ~ М-1602/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Головков Павел Николаевич
Куркин Федор Владимирович
Саратовский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация Вольского муниципального района Саратовской области
Другие
Шершнев Сергей Александрович
Пшеничная Виктория Сергеевна
Алексеева Яна Анатольевна
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
ООО Автотрасса
Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области
ОАО «Российские железные дороги»
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Маштакова Марина Николаевна
Дело на странице суда
volsky--sar.sudrf.ru
03.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2016Передача материалов судье
05.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2016Судебное заседание
01.11.2016Судебное заседание
07.11.2016Судебное заседание
08.11.2016Судебное заседание
22.11.2016Судебное заседание
01.12.2016Судебное заседание
06.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2017Дело оформлено
10.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее