Дело № 2-380/2020
11RS0009-01-2020-000571-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишиной О.Н..,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А., Новиковой Е.М.,
с участием прокурора Щербина Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми 03 августа 2020 года гражданское дело по иску Терехова Александра Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании незаконным приказа МВД по Республике Коми №81л/с от 27 января 2020 года, приказа №455 л/с от 17 апреля 2020года в части изменения изменении даты увольнения, взыскании денежного довольствия за дни вынужденного прогула, за работу отработанную сверх нормальной продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда, недоплаченного денежного содержания при увольнении,
установил:
Терехов А.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании незаконным приказа МВД по Республике Коми №81л/с от 27 января 2020 года о зачислении его в распоряжение МВД по Республике Коми, приказа №455 л/с от 17 апреля 2020года об увольнении, изменении даты увольнения на 30 апреля 2020 года, взыскании денежного довольствия за дни вынужденного прогула, за работу отработанную сверх нормальной продолжительности рабочего времени в количестве 13 часов, компенсации морального вреда в размере 250 000 руб., недоплаченного денежного содержания при увольнении в сумме 58 574 руб. 88 коп.
В обоснование указано, он с 16 апреля 2002 года проходил службу в органах внутренних дел, последняя должность, которую он занимал, <данные изъяты> ОУР ОМВД России по Княжпогостскому району. 26 августа 2019 года ВВК ФКУЗ МСЧ МВД России по Республике Коми признало его ограниченно годным к прохождению службы в органах внутренних дел, степень ограничения -4. Не годен к <данные изъяты> ОУР ОМВД России по Княжпогостскому району.
Был уволен со службы 12 ноября 2019 года по п.8 ч.2 ст.82 ФЗ от 30.11.2011 №342- ФЗ, решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 19 декабря 2019 года приказ об его увольнении признан незаконным, он восстановлен в должности. Решение вступило в законную силу. Ему была предложена 16 января 2020 должность специалиста тылового обеспечения ОМВД России по Троицко - Печорскому району. После ознакомления с данным предложением он 17 февраля 2020 года написал рапорт, в котором просил предоставить срок для принятия решения до 01 февраля2020 года. С 23 января по 04 марта 2020 года он был на листе нетрудоспособсности. В феврале 2020 года ему стало известно, из полученного по почте письма, отправленного ему 05 февраля 2020 года, что 27 января 2020 года издан приказ о выведении его в распоряжение МВД по РК в связи с проведением процедуры увольнения. Считает, что ответчиком нарушены сроки ознакомления с данным приказом, установленные ст.261 приказа МВД России от 01.02.2018 года №50 «Об утверждении Порядка организации прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации», а также с ним до издания данного приказа не проводилась беседа, что является нарушением ст. 262 приказа МВД России от 01.02.2018 года №50 «Об утверждении Порядка организации прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации»; кроме того на момент издания данного приказа не истек срок для принятия решения по предлагаемой должности, следовательно, основание для зачисления в штат МВД по РК предусмотрено п.2 ч.10 ст.36 Федерального закона от 30.11.2011 года №342 – ФЗ, а не п.3 ч.10 ст.36 данного закона.
Истец 17 марта 2020 года подал рапорт о расторжении контракта и увольнении его со службы по п.4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), 06 апреля 2020 года подал рапорт о переносе даты увольнения с 17 апреля на 30 апреля 2020 года. С представлением к увольнению ознакомлен 16 апреля 2020 года, в котором стаж работы рассчитан на 30 апреля 2020 года, следовательно, он полагал, что дата его увольнения 30 апреля 2020 года. Однако, 17 апреля 2020 года ему сообщили, что он уволен, при этом уведомление о расторжении с ним контракта и увольнении из органов внутренних дел ему не было вручено, срок нахождения в распоряжении МВД по РК не истек.
В приказе об увольнении указано о выплате единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания, однако выплачено пять окладов. Считает это незаконным, поскольку при увольнения его на основании приказа от 11.11.2019 года ему действительно выплатили два оклада, но после признании данного приказа об увольнении данная сумма не была с него взыскана, своего согласия на удержание спорной суммы он не давал.
Согласно графику учета рабочего времени за январь 2020 года переработка составляет 37 часов, однако, ему была выплачена компенсация за 3 дня, что составляет 24 часа, поэтому просит взыскать денежные средства за 13 часов рабочего времени.
Полагает, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 250 000 руб., поскольку неоднократно нарушались его права, в связи с чем он нервничал, испытывал постоянно стресс, что отрицательно сказалось на его здоровье.
В дальнейшем истец в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличил требования, просил взыскать с ответчика компенсацию за время отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени в ходе выполнения служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие дни равное 52 час. 15 мин.
На основании определения суда к участию с деле в качестве третьего лица привлечено ОМВД России по Княжпогостскому району.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил восстановить срок на обжалование приказа №81 л/с от 27 января 2020 года, поскольку он до 05 марта 2020 года был на больничном, потом не смог обратиться в суд из – за введения режима повышенной готовности, установленного Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16 «О введении режима повышенной готовности» и Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Представитель МВД по РК в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В представленном отзыве указано о несогласии с заявленными требованиями.
Представитель ОМВД России по Княжпогостскому району Солодова Т.В. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым признать незаконным приказ об увольнении со службы истца, изменить дату увольнения на 30 апреля 2020 года, оценив доказательства в совокупности, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, Терехов А.А. на основании контракта, заключенного 26 августа 2015 года с ОМВД России по Княжпогостскому району на неопределенный срок, проходил службу в должности <данные изъяты> ОМВД России по Княжпогостскому району.
Заключением военно-врачебной комиссии от 26 августа 2019 года Терехов А.А. признан ограничено годным к службе в органах внутренних дел РФ (В), не годен к службе в должности <данные изъяты> ОМВД России по Княжпогостскому району, степень ограничения-4. В связи с этим, на основании части 1 статьи 85 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 29 августа 2019 года Терехову А.А. вручено уведомление о предстоящем расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ на основании пункта 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»- по состоянию здоровья и при отсутствии возможности перемещения по службе.
Приказом ОМВД России по Княжпогостскому району от 11 ноября 2019 года № 166 л/с Терехов А.А. был уволен со службы по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 12 ноября 2019 года.
Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 19 декабря 2019 года вышеуказанный приказ об увольнении от 11 ноября 2019 года признан незаконным. Терехов А.А. восстановлен на службе в должности старшего оперуполномоченного отделения УР ОМВД России по Княжпогостскому району. Решение вступило в законную силу (л.д.23-27).
года врио начальника ОМВД России по Княжпогостскому району подполковником полиции ФИО1 начальнику УРЛС МВД по Республике Коми полковнику внутренней службы ФИО2 направлено письмо о предоставлении в ОМВД списка вакантных должностей в территориальных органах МВД ФИО1 на районном уровне в Республике Коми по состоянию на январь 2020 года и относящихся к 4 группе предназначения в целях предложения их <данные изъяты> майору полиции Терехову А.А., который по результатам освидетельствования ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» от 26.08.2019 признан ограниченно годным к службе в органах внутренних дел.
За подписью заместителя начальника УРЛС МВД по Республике Коми в ОМВД предоставлен соответствующий список, согласно которого в ОМВД России по Троицко - Печорскому району имеется вакантная должность по 4 группе предназначения - специалист группы тылового обеспечения (л.д.58-59).
ОМВД России по Княжпогостскому району 16.01.2020 года для истца подготовлена информация, в которой указано о наличии одной вакантной должности (специалиста тылового обеспечения) отнесенной к 4 группе предназначения по состоянию здоровья, о чем имеется его подпись. В тексте данной информации указано, что Терехову А.А. предложено в срок до 20.01.2020 подать рапорт, в случае согласия, о переводе на предложенную должностью либо рапорт об отказе от перевода на предложенную должность, разъяснены правовые основания подачи рапорта.(л.д.61).
Терехов А.А. 16.01.2020 года ознакомлен с вышеуказанным документом, о чем имеется его подпись (л.д.60).
года от Терехова А.А. в ОМВД поступил рапорт, в котором истец сообщает, что с целью принятия решения о согласии либо отказе к переводу на предложенную должность ему необходимо изучить социальную инфраструктуру Троицко - Печорского района, наличие и стоимость аренды жилых помещений, возможность трудоустройства супруги и другую значимую информацию, в связи с чем, подача соответствующего рапорта возможна к 01.02.2020 (л.д.62).
года в МВД по Республике Коми от врио начальника ОМВД поступило ходатайство о зачислении в распоряжение МВД по Республике Коми Терехова А.А. в соответствии с п.3 ч.10 ст36 Федерального Закона от 30.11.2011 №342-ФЗ с 17 января 2020 года. В тексте данного ходатайство указано о наличии рапорта Терехова А.А. от 17.01.2020 года и его обязательство в срок до 01 февраля 2020 года подать рапорт о переводе либо отказ от перевода с предложенной должностью(л.д.63-64).
года на основании вышеуказанного ходатайства МВД по Республике Коми издан приказ № 81 л/с о зачислении Терехова А.А. в распоряжение МВД по Республике Коми по п. 3 ч. 10 ст. 36 Закона о службе (проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел) с 17.01.2020 с выполнением отдельных поручений, место дислокации - ОМВД России по Княжпогостскому району (л.д.65).
Года Терехов А.А. в кабинете начальника ОМВД отказался ознакомиться с приказом МВД по Республике Коми от 27.01.2020 № 81 л/с, о чем составлен акт (л.д.66-67).
Также из материалов дела следует, что Терехов А.А. в период с 23.01.2020 года по 25.01.2020 года находился на амбулаторном лечении в <данные изъяты> (л.д.14).
С 28.01.2020 года по 04.03.2020 года и с 28.03.2020 по 15.04.2020 года находился на листе освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, выданным ГБУЗ «КЦРБ» (л.д.13, 15).
Истец не согласен с вышеуказанным приказом о его зачислении в распоряжение МВД по Республике Коми по п. 3 ч. 10 ст. 36 Закона о службе (проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел), поскольку он полагает, что на момент издания данного приказа вопрос о его увольнении не стоял, а решался вопрос о его переводе на другую должность в соответствии с его группой здоровья, следовательно, основание для зачисления в распоряжение п.2 ч.10 ст.36 Федерального Закона от 30.11.2011 года №342 –ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае несоответствия требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 части 10 статьи 36 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае освобождения сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел в связи с переводом на иную должность в органах внутренних дел.
Пунктом 3 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел допускается зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
При этом денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 16 ст. 36 Федерального закона N 342-ФЗ).
Согласно ч. 23 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере.
При установленных обстоятельствах, 16.01.2020 года истцу предлагалось занять иную должность в органах внутренних дел в связи с переводом на другую должность при наличии у него заболевания, препятствующего прохождению службы в должности старшего оперуполномоченного отделения УР ОМВД России по Княжпогостскому району, Терехов А.А. в рапорте от 17.01.2020 года обязался в срок до 01 февраля 2020 года подать рапорт о согласии или отказе от предложенной должности; на момент издания обжалуемого приказа от 27.01.2020 года срок для подачи рапорта не истек; ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства подтверждающие, что на момент издания обжалуемого приказа в отношении истца проводилась процедура увольнения.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обжалование приказа №81 л/с от 27.01.2020 года.
Истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указав, что данный срок пропущен по уважительной причине, а именно в связи с нетрудоспособностью и из-за мер по борьбе с коронавирусом,
Рассматривая данное ходатайство, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из материалов дела следует, что 05 февраля 2020 года в адрес истца посредствам почтовой связи направлена выписка из приказа МВД по Республике Коми №82 л/с от 27 января 2020 года. Точную дату получения Тереховым А.А. данного приказа установить не представляется возможным, поскольку он направлен простым письмом без почтового уведомления.
Судом установлено, что с 25.01.2020 по 04.03.2020 года и с 18.03. по 02.04 2020 года Терехов А.А. находился на листе освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности (л.д.13-15).
С исковым заявлением, являющимся предметом рассмотрения данного дела, Терехов А.А. обратился в суд 14 мая 2020 года.
Согласно п.20 Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16 «О введении режима повышенной готовности» (в редакции от 30.04.2020), изданного во исполнение Постановления Главного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID – 2019» и Федерального закона от 21.12.1994 №68 –ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с 00.00 часов 31 марта 2020 г. до 24.00 часов 11 мая 2020 г. гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Республики Коми, не покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев:
Как указал Президиум ВС РФ, нерабочие дни включаются в процессуальные сроки. В то же время срок, который пропущен из-за мер по борьбе с коронавирусом, должен быть восстановлен.
При установленных обстоятельствах, суд признает причину пропуска уважительной, поскольку у истца имелись реальные обстоятельства, объективно препятствовавшие ему своевременно обратиться в суд с данными требованиями и приходит к выводу о восстановлении срока для обращения в суд с иском об оспаривании приказа МВД по РК №81 л/с от 27 января 2020 года.
Доводы ответчика, что на дату - 03.02.2020 от Терехова А.А. не поступило рапорта о согласии либо отказе от перевода на должность специалиста группы тылового обеспечения ОМВД России по Троицко - Печорскому району в ОМВД, следовательно, оспариваемый приказ по данному основанию перевода в распоряжение МВД по РК издан правомерно, судом не принимаются, поскольку на момент издания приказа у ответчика не имелось сведений о том, что истец отказался от предложенной должности, срок для получения данного ответа от Терехова А.А. не истек.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований о признании незаконным приказа №81 л/с от 27.01.2020 года о зачислении в распоряжение МВД по Республике Коми Терехова А.А. в соответствии с п.3 ч.10 ст36 Федерального Закона от 30.11.2011 №342-ФЗ.
Истец также просит признать незаконным приказ МВД по РК №455 л/с от 17 апреля 2020 года на основании которого с ним расторгнут контракт, он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ (л.д.72).
Из материалов дела следует и судом установлено, что:
Тереховым А.А. подан рапорт об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Закона о службе - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, указана дата увольнения - 17.04.2020 (л.д.70);.
Тереховым А.А. подан рапорт о переносе даты увольнения с 17.04 2020 года на 30.04.2020 (л.д.71):.
16.04.2020 Терехов А.А. ознакомлен с представлением к увольнению со службы в органах внутренних дел РФ. Из текста данного представления следует, что стаж службы истца произведен на 30 апреля 2020 года (л.д.75);.
17.04.2020 Терехов А.А. подписывает лист беседы, предусмотренный действующим законодательством при увольнении сотрудника со службы (л.д.73). В этот же день, 17.04.2020 года издан обжалуемый истцом приказ о его увольнении (л.д.72)
Также из материалов дела следует, что ответ на рапорт истца от 06 апреля 2020 года о переносе даты увольнения составлен 17 апреля 2020 года и направлен ему месту проживания. Из текста данного ответа следует, что рапорт Терехова А.А. о переносе даты увольнения рассмотрен. Учитывая заключение военно - врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» от 26.08.2019 года №1886 и решение Терехова А.А., выраженное в рапорте от 17.03.2020 года о выборе основания увольнения, рапорт от 06 апреля 2020 года о переносе даты увольнения на 30 апреля 2020 года удовлетворению не подлежит (л.д.76-77).
Пунктом 4 части 2 статьи Закона о службе в органах внутренних дел предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Частью 5 статьи 82 этого же Федерального закона предусмотрено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному в том числе пунктом 2 части 2 статьи 82 этого закона, осуществляется по инициативе сотрудника органов внутренних дел.
Порядок расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел определен статьей 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 84 названного закона сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
До истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность (часть 2 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Частью 1 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ установлено, что прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.
На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (частью 5 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет. В случае, если последний день службы сотрудника органов внутренних дел приходится на выходной или нерабочий праздничный день, выдача трудовой книжки и окончательный расчет производятся в день, непосредственно предшествующий выходному или нерабочему праздничному дню (часть 9 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 89 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Такой порядок установлен Приказом МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - Порядок).
Пунктом 340 указанного Порядка предусмотрено, что до увольнения сотрудника соответствующее кадровое подразделение с участием непосредственного руководителя (начальника) сотрудника готовит представление к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (рекомендуемый образец представления к увольнению - приложение N 52 к настоящему Порядку).
Согласно п. 341 Порядка представление к увольнению согласовывается с начальником подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и доводится до сведения сотрудника под расписку. В случае отказа сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению составляется соответствующий акт (рекомендуемый образец акта - приложение N 53 к настоящему Порядку).
Представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, имеющееся в материалах дела, в отношении Терехова А.А. подписано Врио начальника ОМВД России по Княжпогостскому району 16.04.2020 года, соответствует рекомендуемому Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации образцу. В указанном представлении имеется подпись Терехова А.А. об ознакомлении 16.04.2020 года.
Представитель ОМВД России по Княжпогостскому району в судебном заседании пояснил, что на момент составления представления, с которым ознакомлен истец, расчет стажа произведен на 30 апреля 2020 года с учетом рапорта Терехова А.А. от 06 апреля 2020 года о переносе даты. О том, что принято решение об увольнении Терехова А.А. 17 апреля 2020 года стало известно в день увольнения, выписка из обжалуемого приказа поступила также 17 апреля 2020 года.
Истец в судебном заседании пояснил, что рапорт о переносе даты увольнения был им подан, поскольку так практиковалось ранее сотрудниками. Это в законе не оговорено, но и не запрещено.
При установленных обстоятельствах, истец 17 марта 2020 года подал рапорт об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Закона о службе - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в котором указана дата увольнения - 17.04.2020; рапорт о переносе даты увольнения с 17.04 2020 года на 30.04.2020 им подан 06.04.2020 года; при составлении представления к увольнению со службы в органах внутренних дел РФ стаж истца посчитан на 30 апреля 2020 года, ответ на рапорт о переносе даты увольнения составлен ответчиком в день вынесения обжалуемого приказа об увольнении, а получен истцом после его увольнения; о решении ответчика об увольнении истца 17.04.2020 года стало известно в день увольнения. Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ не установлена норма о запрете переноса даты увольнения.
Прокурор в своем заключении указал, что заявленные истцом требования о признании приказа №455 л/с от 17 апреля 2020 года необходимо удовлетворить.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы, фактические обстоятельства дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Терехова А.А. о признании приказа №455 л/с от 17 апреля 2020 года подлежат удовлетворению, поскольку увольнение ответчиком произведено по инициативе сотрудника органов внутренних дел, но без учета даты увольнения указанной Тереховым А.А. в его рапорте от 06.04.2020 года, поскольку закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ и ТК РФ не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться правом о переносе даты увольнения при увольнении по его инициативе.
В части 1 статьи 394 Трудового кодекса РФ указано, что в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Признавая увольнение Терехова А.А. 17 апреля 2020 года незаконным, суд приходит к выводу о том, что подлежит изменению дата увольнения истца на 30 апреля 2020 года в соответствии с исковыми требованиями истца, без изменения формулировки основания увольнения.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Поскольку приказ об увольнении истца со службы от 17 апреля 2020 года № 455 л/с является незаконным, дата увольнения его перенесена на 30 апреля 2020 года, следовательно, с ответчика в пользу истца необходимо взыскать денежное довольствие за дни вынужденного прогула с 18 апреля 2020 года по день увольнения 30 апреля 2020 года.
Ответчиком представлена справка, согласно которой размер денежного довольствия истца за дни вынужденного прогула с 18 апреля 2020 года по день увольнения 30 апреля 2020 года составляет 35 826 руб. 39 коп.
В судебном заседании истец пояснил, что согласен с размером денежного довольствия за дни вынужденного прогула с 18 апреля 2020 года по день увольнения 30 апреля 2020 года в размере 35 826 руб. 39 коп.
С учетом вышеизложенного исковые требования Терехова А.А. о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула с 18 апреля по 30 апреля 2020 года подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца необходимо взыскать 35 826 руб. 39 коп.
Истцом также заявлены требования о взыскании двух окладов денежного содержания в сумме 58 574 руб. 88 коп.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФД «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.,
В соответствии с приказом МВД по Республике Коми от 17.04.2020 № 455л/с выслуга лет истца для выплаты единовременного пособия на 17 апреля 2020 года составила 20 лет 00 месяцев 10 дней. Указано, что выплату единовременного пособия производить Терехову А.А. с учетом выплат, произведенных приказом ОМВД России по Княжпогостскому району от 11.11.2019 №166 л/с. (л.д.11).
Приказом ОМВД России по Княжпогостскому району от 11 ноября 2019 года № 166 л/с Терехов А.А. был уволен со службы по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 12 ноября 2019 года.
Согласно данному приказу выслуга лет Терехова А.А. для выплаты единовременного пособия на 12 ноября 2019 года составила 19 лет 07 месяцев 5 дней.
При увольнении на основании приказа от 11.11.2019 года №166 Терехову А.А. выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания в размере 58 578 руб. (л.д.182-184).
Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 19.12.2019 года приказ ОМВД России по Княжпогостскому району от 11 ноября 2019 года № 166 л/с об увольнении со службы по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <данные изъяты> отдела МВД России по Княжпогостскому району Терехова Александра Александровича 12 ноября 2019 года признан незаконным.
Терехов А.А. восстановлен на службе в должности <данные изъяты> отдела МВД России по Княжпогостскому району.
В силу пункта 343 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел при составлении представления к увольнению кадровым подразделением уточняются и подтверждаются периоды (время), подлежащие зачету в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении и выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника.
Истец в судебном заседании пояснил, что не оспаривает размер назначенного единовременного пособия, указанного в приказе о его увольнении от 17 апреля 2020 года №455 л/с., а также того, что единовременное пособие в размере пяти окладов денежного содержания ему выплачено при увольнении на основании приказа от 17 апреля 2020 года №455л/с.
Частью третьей статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации регламентировано право работодателя в случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй данной статьи принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
При установленных обстоятельствах истец уволен из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и согласно материалам дела на момент увольнения по данному основанию, то есть по состоянию на 30 апреля 2020 года, его продолжительность службы в органах внутренних дел составила более 20 лет.
Терехову А.А. должно быть выплачено установленное пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
При увольнении на основании приказа от 11 ноября 2019 года № 166 л/с Терехову А.А выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, в дальнейшем данный приказ на основании решения суда признан незаконным, истец восстановлен в должности, после продолжения несения службы в органах МВД и издания приказа о его увольнении от 17 апреля 2020 года №455 л/с ему выплачено единовременное пособие в размере пяти окладов денежного содержания с учётом выплат, произведенных приказом ОМВД России по Княжпогостскому району от11.11.2019 года №166 л/с.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчик произвел истцу выплату установленную пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
Таким образом, исковые требования Терехова А.А. о взыскании с ответчика недоплаченного денежного содержания при увольнении в сумме 58 574 руб. 88 коп. не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что ответчик при его увольнении в 2020 году не имел право учитывать ранее выплаченную сумму в размере 58 574 руб. (два оклада денежного содержания) при увольнении в 2019 году, основано на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку единовременное пособие за выслугу лет выплачивается один раз при увольнении сотрудника МВД, размер выплаты установлен Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Истец также просил взыскать сумму компенсации за работу отработанную сверх нормальной продолжительности рабочего времени в количестве 13 часов. В дальнейшем истец увеличил требования, просил взыскать переработку в количестве 52 час.15 мин.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации..." сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха за исполнение служебных обязанностей в сверхурочное время ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с пунктом 10 статьи 53 указанного Федерального закона порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России N 65 от 31 января 2013 года, сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12 (пункт 59 Порядка).
Согласно пункту 61 Порядка, на основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата.
В силу пункта 62.1 указанного Порядка компенсационная выплата производится за каждый час работы в нерабочие праздничные дни в размере одинарной часовой ставки.
Согласно пункту 62.2 Порядка, компенсационная выплата производится в ночное время - 20 процентов часовой ставки.
Пунктом 275 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50 (отменившим действие Приказа Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961), предусмотрено, что сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку.
В соответствии с п. 274 указанного Порядка в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
В случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом Министру, заместителю Министра, руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющему право назначения сотрудников на должности. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность (пункт 276).
В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации (пункт 277).
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (пункт 284).
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (пункт 285).
Сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе (пункт 286).
Согласно пункту 290 указанного Порядка от 01 февраля 2018 года предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется:
Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности;
иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 291).
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием) (пункт 293).
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с приведенным Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
В силу пункта 4 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.
В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации).
Пункт 58 Порядка обеспечения денежным довольствием предусматривает, что количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
В соответствии с частью 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел установило оплату работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.
Истец в обоснование заявленных требований о взыскании денежных средств за работу отработанную сверх нормальной продолжительности рабочего времени в количестве 13 часов представил табель учета рабочего времени за январь - март 2020 года, предоставленный ему ОМВД России по Княжпогостскому району по его заявлению перед обращением в суд с данными требованиями, из которого следует, что в табеле за январь 2020 года указано, что переработка у Терехова А.А. составила 37 час. (л.д.22).
Представитель ОМВД России по Княжпогостскому району в судебном заседании пояснила, что должностное лицо, ответственное за ведение табеля учета рабочего времени в январе 2020 года табель надлежащим образом не направил, информацию об учете рабочего времени формировали на основании рапортов, составленных оперативным дежурным ОМВД России по Княжпогостскому району от 06.01.2020 года и 13.01.2020 года (л.д.92-93).
При этом данный представитель в своей речи ссылался на график работы подразделения ОУР ОМВД России по Княжпогостскому району за январь 2020 года, пояснил, что данный график взят ею из электронной базы ОМВД России по Княжпогостскому району (л.д.94).
Суд, в судебном заседании сопоставил табель учета рабочего времени за январь, представленный истцом и график работы подразделения ОУР ОМВД России по Княжпогостскому району за январь 2020 года, представленный представителем ОМВД России по Княжпогостскому району и пришел к выводу, что информация в данных документах одинаковая, а именно, что переработка у Терехова А.А. за январь составляет 37 час.
Приказом ОМВД Росси по Княжпогостскому району от 28 декабря 2017 года № 301 утверждены Правила внутреннего служебного (трудового) распорядка отдела МВД России по Княжпогостскому району (л.д.95-106).
Согласно данному приказу рабочий день в отделе устанавливается с 08 час.45 мин. (п.12); приемо – сдача дежурства сотрудникам дежурной части, СОГ, производится с 08 час.00 мин. до 08 час.30 мин. (п.18); ежедневно с 08 час.30 мин проводится совещание в режиме видеоконференсвязи по приему и сдаче дежурства при руководстве МВД по Республике Коми, с участием руководителей подразделений и служб ОМВД России по Княжпогостскому району, ответственных от руководства и служб, оперативных дежурных заступающих и сдавших дежурство, членов следственно – оперативной группы в полном составе (п.18.1).
Учет служебного (рабочего) времени, сверхурочной работы, работы (службы) в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время работников сотрудников органов внутренних дел осуществляется руководителями соответствующего подразделения и сотрудниками назначенными приказом руководителя территориального органа ответственными за составление табеля учета служебного времени.
Руководители подразделений и служб (ответственные за составление табеля учета служебного времени) несут персональную ответственность за правильный и точный учет служебного времени сотрудников (п.24)
Сотрудники кадрового подразделения 25 числа каждого месяца осуществляют сверку табелей учета рабочего времени сотрудников заступающих на службу в следственно- оперативную группу с фактически отработанным временем, а также правильность (законность) учета служебного (рабочего) времени (п.25).
Согласно приказу ОМВД России по Княжпогостскому району от 16 августа 2019 года №164 ответственное лицо за составление табеля учета рабочего времени в спорный период являлся старший оперупономоченный ОУР ФИО3 лицо его замещающее ФИО4 (л.д.156-158).
Судом установлено, что истец в рапорте об увольнении от 17 марта 2020 года указал ходатайство о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности рабочего времени в 2020 году в количестве 5 дней(л.д.19).
В приказе об увольнении от17 апреля 2020 года №455 л/с указано произвести выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности рабочего времени в 2020 году в количестве 5 дней.
Истец в судебном заседании пояснил, что в количество 5 дней, указанных в рапорте, он учитывал, время указанное в табеле учета рабочего времени в количестве 37 часов, за 6 января 2020 года – 45 мин.- то время после несения суточного дежурства, которое заканчивается в 8 час. 00 мин., связанное с приёмо - сдачей дежурства СОГ в период времени 08 час. до 08 час.30 мин. и участие в приёмо сдаче дежурства в режиме видеоконференции при руководстве МВД с 08 час.30 мин. до 09 час.30 мин.; а также 13 января 2020 года 1час. 30 мин.- аналогичная ситуация обоснования подсчета рабочего времени.
В обоснование данных требований истец представил ответ на рапорт Терехова А.А. о внесении корректировки в табели учета рабочего времени, а именно по учету отработанного времени сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные, праздничные дни, участие в планерках (селекторных совещаниях) от 01 ноября 2019 года №39/1190 за подписью Врио начальника ОМВД России по Княжпогостскому району.
Из текста данного ответа следует, что по окончанию смены Терехов А.А. присутствовал на приеме и сдаче дежурства, а также участвовал в совещании в режиме видеоконференцсвязи по приему и сдаче дежурства при руководстве МВД по Республике Коми. Таким образом, в табели учета служебного времени Терехову А.А, следует внести корректировки, учесть время по окончанию смены в приеме и сдаче дежурства, в том числе в режиме видеоконференцсвязи по приему и сдаче дежурства при руководстве МВД по Республике Коми в количестве 1 час.(л.д.142-145).
В ходе изучения табеля учета рабочего времени за январь 2020 года следует, что 6 января 2020 года у Терехова стоит 6 часов, 13 января 2020 года стоит Выходной.
Судом установлено, что приказом ОМВД России по Княжпогостскому району от 30 декабря 2019 года №194 л/с установлено, что 3 и 6 января 2020 года объявлены рабочими днями (л.д.91).
Представитель ОМВД России по Княжпогостскому району в судебном заседании показал, что ответ на рапорт истца от 17 марта 2020 года о выплате денежной компенсации сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные, праздничные дни в количестве 5 дней представить не может.
Таким образом, судом установлено, что истец обратился 17.03.2020 года с рапортом о выплате денежной компенсации сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные, праздничные дни в количестве 5 дней (37 часов переработка указанная в табеле учета рабочего времени за январь 2020 года и 3 часа - время приеме и сдаче дежурства, в том числе в режиме видеоконференцсвязи по приему и сдаче дежурства при руководстве МВД по Республике Коми за 6 января и 13 января 2020 года), ответчик в приказе об увольнении от 17 апреля 2020 года №455 л/с указал о выплате денежной компенсации сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные, праздничные дни в количестве 3 календарных дня; мотивированный ответ об отказе в выплате денежной компенсации за 2 часа, суду не представлен; после обращения истца с рапортом по переработке за 2019 год произведена корректировка учета служебного времени, включено время приема и сдачи дежурства, в том числе в режиме видеоконференцсвязи по приему и сдаче дежурства при руководстве МВД по Республике Коми как 1 час. При этом 5 января истец заступил на суточное дежурство, которое заканчивается в 8 час.00 мин следующего дня, 6 января 2020 с 08 час. до 08 час. 30мин происходила приемо- сдача дежурной смены, данное время не учтено в табеле учета рабочего времени, с 08 час.45 мин у него был рабочий день, следовательно, время по приему и сдаче дежурства при руководстве МВД по Республике Коми уже включено в рабочее время; 12 января 2020 года истец заступил на суточное дежурство, которое заканчивается в 8 час.00 мин следующего дня, 13 января 2020 с 08 час. до 08 час. 30 мин происходила приемо- сдача дежурной смены, с 08 час.30 мин. он участвовал по приему и сдаче дежурства при руководстве МВД по Республике Коми. Согласно сложившейся практики данное время учитывается как 1 час., однако данное время не учтено в табеле учета рабочего времени.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчик неправомерно отказал в выплате денежной компенсации по рапорту от 17 марта 2020 года о взыскании денежной компенсации сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные, праздничные дни в количестве 14 час. 30 мин., поскольку переработка в количестве 13 час. подтверждается табелем учета рабочего времени, представленном суду, 30 мин.- время за 6 января 2020, 1час. 00 мин – время за 13 января 2020 года – это время, которое ранее по аналогичной ситуации учитывалось при подсчете рабочего времени.
Суду представлена справка - расчет по заявленным истцом требованиям, согласно которой денежная компенсация за 1 час. в январе 2020 года составляет 338 руб. 84 коп, следовательно, за 14 час. 30 мин.- денежная компенсация составляет 4 913руб. 18 коп.(л.д.181).
Доводы представителя ОМВД России по Княжпогостскому району, что сотрудники дежурной части в соответствии с должностными обязанностями имеют право производить учет служебного времени сотрудников СОГ, судом не принимаются, поскольку судом оцениваются доказательства, относящиеся к предмету спора, однако суду не представлены табели учета рабочего времени с учетом корректировки, проведенной сотрудниками кадрового подразделения за январь 2020 года, что предусмотрено п.25 Приказа ОМВД России по Княжпогостскому району от 28 декабря 2017 года № 301.
Истец также просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за 4 дня, равную 32 часам.
Из материалов дела следует, что в январе 2020 года Терехову А.А. на основании рапорта предоставлялась компенсация в виде дополнительного времени отдыха с 20 по 26 января 2020 года. В период с 23 по 26 января 2020 года Терехов А.А. находился на больничном.
Судом установлено и истцом не оспаривается, что с рапортом о взыскании денежной компенсации за данное количество дней (часов) он не обращался, кроме того, данные требования истцом заявлены только 13 июля 2020 года.
Частью 1 статьи 59 того же Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора судами) предусмотрено, что предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника, в частности, в случае временной нетрудоспособности сотрудника (пункт 1).
Аналогичное положение, согласно которому ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника, содержится в статье 124 Трудового кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1, за время болезни в период отпуска с последующим увольнением работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, однако в отличие от общих правил (статья 124 Трудового кодекса Российской Федерации), отпуск на число дней болезни не продлевается.
Дни, предоставленные по рапорту истца с 20 по 26 января 2020 года, являются выходными днями, а не днями основного или дополнительного отпуска.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования о взыскании денежной компенсации за 32 часа, не подлежат удовлетворению, поскольку право на предоставление дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации могло быть реализовано истцом путем подачи рапорта до увольнения. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании компенсации за работу отработанную сверх нормальной продолжительности рабочего времени в количестве 52 час.15 мин., с ответчика в пользу истца необходимо взыскать денежную компенсацию за сверхурочную работу в количестве 14 час.30 мин, в размере 4 913 руб. 18 коп.
Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает возмещение в денежной форме морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения о компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, объем нарушенных трудовых прав истца, суд считает, что компенсация морального вреда в размере 15 000 руб. является разумной и справедливой. Размер компенсации заявленной истцом в сумме 250 000 руб. суд считает завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Учитывая положения статьи 393 Трудового кодекса РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском по требованию, вытекающем из правоотношений, связанных с прохождением государственной службы.
Ответчик, являясь органом внутренних дел, исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины при выступлении в качестве истца (административных истца) или ответчика (административного ответчика).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Терехова Александра Александровича удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ МВД по Республике Коми №81 от 27 января 2020 года о зачислении Терехова Александра Александровича в распоряжение МВД по Республике Коми;
Признать незаконным приказ МВД по Республике Коми №455 от 17 апреля 2020 года в части увольнения Терехова Александра Александровича 17 апреля 2020 года.
Изменить дату увольнения со службы Терехова Александра Александровича по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на 30 апреля 2020 года.
Взыскать с МВД по Республике Коми в пользу Терехова Александра Александровича денежное довольствие за дни вынужденного прогула с 18 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года в сумме 35 826 руб. 39 коп.; компенсацию за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени в выходные, праздничные дни в сумме 4 913 руб. 11 коп.; компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Исковые требования Терехова Александра Александровича о взыскании с МВД по Республике Коми недоплаченное денежное содержание в сумме 58 574 руб. 88 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивировочной его части- 07 августа 2020 года- путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт – Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Председательствующий судья О.Н.Мишина.