Председательствующий: Табакова Е.А. Дело № 33-1660/2020
(2-4575/2019)
55RS0007-01-2019-006257-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Беспятовой Н.Н., Панкратовой Е.А.
при секретаре Ким М.А.
рассмотрела в судебном заседании 01 июня 2020 года
дело по апелляционной жалобе Кичигиной Ю. В. на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кичигиной Ю. В. к Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности произвести социальную выплату отказать».
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кичигина Ю.В. обратилась в суд с иском к Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности произвести социальную выплату.
В обоснование иска указала, что ее семья с 2004 года состоит в Администрации города Омска на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Омской области от <...> № <...>-п в качестве социальной выплаты семье, имеющей ребенка-инвалида, в соответствии с п.п. 2 п. 4 указанного Порядка.
Согласно п. 21 Порядка, расчет размера выплаты для предоставления средств из федерального бюджета производится исходя из нормы общей площади жилья, равной 18 кв.м на человека, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Омской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату предоставления выплаты. Расчет размера выплаты в части предоставления средств из областного бюджета с учетом средств, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, в отношении граждан, указанных в подп. 3 п. 3 ста. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а также инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, производится исходя из общей площади жилья, равной 33 кв.м на человека, и стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территориях соответствующих муниципальных образований Омской области, устанавливаемой Минэнерго Омской области. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья по Омской области, установленная Минстроем России на II квартал 2018 года составляла 36,076 тыс. руб.
Истица обратилась к ответчику за предоставлением ей соответствующей выплаты, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на ее имя было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты из средств федерального бюджета в размере 649 368 руб. на строительство или приобретение жилого помещения № ВИ/19-33/32, то есть, из расчета 18 кв.м на человека. С целью внесудебного урегулирования спора, она обратилась к ответчику за перерасчетом размера и доплатой социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако от ответчика поступил отказ в перерасчете со ссылкой на отсутствие средств областного бюджета. Считает, что размер предложенной выплаты занижен, не соответствует закону, делает невозможным реализацию законного права семей, имеющих детей-инвалидов на приобретение жилья, с учетом цен на жилье в Омской области. Размер социальной выплаты истцу на строительство или приобретение жилого помещения из средств областного бюджета должен составлять 541 140 руб., тем самым отказ ответчика произвести соответствующую выплату нарушает права ребенка-инвалида и семьи, на иждивении которой он находится.
Просила обязать Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области произвести доплату социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета, исходя из общей площади жилья равной 15 кв.м на человека и стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территории Омской области.
В судебном заседании истица Кичигина Ю.В. иск поддержала, суду пояснила, что до настоящего времени указанная доплата ответчиком не выплачена.
Представитель ответчика Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, в отзыве на иск в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кичигина Ю.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, иск удовлетворить.
Отказывая в удовлетворении иска, суд не выяснил вопрос о том, какие действия предпринимались ответчиком для того, чтобы в областном бюджете были предусмотрены денежные средства для указанных целевых выплат; не соглашается с выводом суда о том, что обязанность по предоставлению спорной выплаты является обязанностью федерального бюджета, что противоречит норма действующего федерального закона.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истицы Кичигиной Ю.В., ее представителя Казаковой Т.Н., поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Обеспечение жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов и ставших на учет до 1 января 2005 года в Омской области осуществляется в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п.
Согласно подпункту 2 пункта 4 указанного Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, социальной выплаты.
Право гражданина на получение выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении выплаты, которое оформляется Минстроем Омской области и передается органам местного самоуправления Омской области для вручения гражданину (пункт 13 Порядка).
Как следует из материалов дела, Кичигина Ю.В. является матерью ребенка-инвалида Кичигина М.Е., <...> года рождения (л. д. 7, 77).
По информации департамента жилищной политики Администрации г. Омска постановлением главы администрации Кировского административного округа города Омска от 06.04.2004 № 76 «О постановке на учет для улучшения жилищных условий» был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Кичигин Е.С., <...> года рождения, составом семьи из трех человек (он, жена - Кичигина Ю.В., сын - Кичигин М.Е., <...> года рождения).
Решением комиссии по жилищным вопросам департамента от <...> очередь заявителя переведена на Кичигину Ю.В., состав семьи изменен на два человека (Кичигина Ю.В., Кичигина М.Е.).
На основании заявления, поступившего в Администрацию города Омска <...>, и представленных документов, Кичигина Ю.В. была включена в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2019 году по городу Омску (л. д. 18-19, копия учетного дела на л. д. 20-65).
<...> Кичигиной Ю.В. выдано свидетельство № ВИ/19-33/32 о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 649 368 рублей за счет средств федерального бюджета, оформленное на ее имя Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (л. д. 8).
Не согласившись с размером выплаты, <...> Кичигина Ю.В. обратилась в министерство с заявлением, в котором указала, что считает рассчитанный размер социальной выплаты заниженным, не соответствующим Порядку, утвержденному постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п. Так, согласно п. 21 указанного нормативного акта, расчет размера выплаты в части предоставления средств из областного бюджета с учетом средств, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, в отношении семей, имеющих детей-инвалидов, производится исходя из общей площади жилья, равной 33 кв. м на человека, и стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территориях соответствующих муниципальных образований Омской области, устанавливаемой Минстроем Омской области. Просила пересчитать сумму социальной выплаты, на получение которой ее семья имеет право, и оформить свидетельство на соответствующую сумму (л. д. 9).
В ответе на обращение от <...> Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области указало на отсутствие возможности увеличить размер выплаты, в том числе в части выплаты за счет средств областного бюджета, ввиду ограниченных доходных источников данные расходы в областном бюджете с 2014 года не предусматривались (л. д. 10).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер выплаты, указанный в свидетельстве от <...> в размере 649 368 рублей, определен в соответствии с действующим законодательством и предусмотрен за счет средств федерального бюджета, увеличение размера выплаты невозможно ввиду отсутствия средств областного бюджета на реализацию полномочий.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Как следует из части 2 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном порядке для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и стоимость предоставляемого или приобретаемого жилья.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Пунктом 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, предусмотрено, что реализация полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в форме обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется в пределах средств, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, а также средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно подпункту 2 пункта 4 Порядка обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями в соответствии с Порядком осуществляется один раз в форме предоставления социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 21 Порядка расчет размера выплаты в части предоставления средств из федерального бюджета производится исходя из нормы общей площади жилья, равной 18 кв.м на человека, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Омской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату предоставления выплаты.
Расчет размера выплаты в части предоставления средств из областного бюджета с учетом средств, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, производится исходя из общей площади жилья, равной 33 кв.м на человека, и стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территориях соответствующих муниципальных образований Омской области, устанавливаемой Минстроем Омской области.
Согласно Закону Омской области от 28 декабря 2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Омской области составляет 18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи и 33 кв.м. – на одиноко проживающего человека.
Из приведенных положений закона следует, что предоставление социальных выплат в объеме большем, чем предусмотрено в бюджете субъекта РФ, осуществлено быть не может. При отсутствии в областном бюджете средств на указанные социальные выплаты отсутствуют правовые основания для их взыскания.
По представленным Минэнерго Омской области сведениям с 2014 года ввиду ограниченных доходных источников данные расходы в областном бюджете не предусматривались.
Предусмотренная в Законе Омской области от 20.12.2018 N 2121-ОЗ (ред. от 20.02.2020) «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» денежная сумма 39 424 300 рублей для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целиком состоит из субвенций из федерального бюджета. Средства бюджета субъекта федерации на предоставление указанной меры социальной поддержки на 2019, а также плановый период 2020 и 2021 гг. в бюджете Омской области не предусмотрены.
В силу статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Следовательно, установление дополнительных мер социальной поддержки, каковой в данном случае и является компенсация расходов на строительство или приобретения, установленная Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-П, органами государственной власти субъекта Российской Федерации является правом, а не обязанностью и предоставление таких мер осуществляется только в пределах имеющихся средств бюджета.
Размер выплаты в данном случае рассчитан верно (18 кв.м. (общая площадь жилья) х 36 076 рубля (средняя рыночная стоимость 1 кв.м.) = 649 368 рублей). Мера социальной поддержки предоставлялась в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости произведения выплаты из расчета 33 кв.м. судебной коллегией отклоняются, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о том, что в бюджет Омской области на 2018 год были заложены расходы на финансирование жилищного обеспечения инвалидов в порядке Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановления Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Суждения заявителя о необходимости расчета названной выше социальной выплаты с учетом среднерыночной стоимости квадратного метра жилья на каждого члена семьи опровергается приведёнными выше положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, согласно которым субсидия на улучшение жилищных условиях предоставляется только льготной категории граждан, к каковой в данном случае относится ее сын.
В данном случае объем субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в размере 649 368 рублей определен в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, каковым в данном случае является только ребенок –инвалид Кичигин М.Е.; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (36 076 руб.).
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, верно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: