Решение по делу № 2-2207/2013 ~ М-1433/2013 от 16.05.2013

Дело № 2-2207/13                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2013 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

при секретаре Бабушкиной Т.Л.,

с участием представителя истцов Савинцевой А.В., действующей на основании доверенностей, представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю Макарчук У.Ф., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толкачевой Л. С., Самоткановой В. В. к департаменту земельных отношений администрации города Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управлению Росреестра по Пермскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка, признании права общей долевой собственности на земельный участок за собственниками многоквартирного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

    Толкачева Л.С., Самотканова В.В. обратилась в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации города Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управлению Росреестра по Пермскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , исключив вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», внеся сведения о виде разрешенного использования «под многоквартирный жилой дом»; о признании право общей долевой собственности на земельный участок за собственниками многоквартирного жилого дома.

    В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: Адрес. Земельный участок под жилым домом поставлен на кадастровый учет Дата с разрешенным использованием «под жилой дом». Дата орган кадастрового учета принял решение об исправлении ошибки и установил вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Данное обстоятельство лишает их права оформления земельного участка именно под многоквартирный жилой дом, что нарушает их законные права и интересы.

    Истцы Толкачева Л.С., Самотканова В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия.

    Представитель истцов Савинцева А.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю Макарчук У.Ф. в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 44-48).

    Ответчик департамент земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителем направлено заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия. Ранее представителем направлены письменные возражения (л.д. 36-37).

    Ответчик департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представителем направлены письменные возражения (л.д. 67-70).

    Ответчик Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Ранее представителем направлены письменные возражения (л.д. 39-40, 65).

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

    Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Адрес является двухквартирным жилым домом, что подтверждается техническим паспортом здания (строения) по состоянию на Дата, выполненным Кировским районным филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» (л.д. 91-98).

    Право собственности на Адрес указанном многоквартирном доме зарегистрировано за Самоткановой В.В., на Адрес за Толкачевой Л.С. (л.д. 14, 15).

    Земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: Адрес поставлен на кадастровый учет Дата, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от Дата (л.д. 16-18).

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены на основании оценочной описи, утвержденной Дата начальником территориального отдела Управления Роснедвижимости г. Перми (вид разрешенное использования – «под жилой дом») (л.д. 53-61).

    Дата Пермский территориальный отдел Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю решением изменил внесенные сведения о земельном участке с кадастровым номером ... в соответствии с постановлением администрации г. Перми от Дата , внес в БД ПК ЕГРЗ разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 50).

    В ответ на обращение Самоткановой В.В., письмом от Дата департамент земельных отношений администрации города Перми разъяснил заявителю порядок предоставления земельного участка под жилой дом по Адрес.

    В дальнейшем истцы, с целью оформления земельного участка под жилым домом, совершали действия направленные на формирование межевого плана. В последующем им стало известно, что в государственном кадастре недвижимости спорный земельный участок учтен с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства».

    Самотканова В.В. обратился в департамент земельных отношений с просьбой обеспечить кадастровый учет изменений характеристик земельного участка, расположенного по адресу: Адрес. По результатам рассмотрения ее заявления, департамент письмом от Дата сообщил заявителю, что жилой дом, расположенный на спорном участке является многоквартирным, поэтому собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (л.д. 20).

    Суд отмечает, что Саматканова В.В. неоднократно обращалась в орган кадастрового учета с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, однако ей было отказано в удовлетворении ее заявлений. В частности в отказах кадастрового органа отмечалось, что в соответствии с письмом департамента планирования и развития территорий г. Перми от Дата участок расположенный по адресу: Адрес отнесен к зоне индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-5. В заявлении о кадастровом учете изменений объекта недвижимости выбрано разрешенное использование – «многоквартирный жилой дом», что противоречит основным видам разрешенного использования, установленной для территориальной зоны индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-5.

    Как отмечено выше и установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу: Адрес является двухквартирным жилым домом.

    Пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», предусмотрено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что спорный жилой дом, принадлежащий истцам, является многоквартирным.

    Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).

    Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

    Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

    Соответствующие изменения были внесены и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в редакции названного Федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.

    Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

    Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4).

    С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).

    Как следует из статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

    Такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

    Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова»).

    Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

    Из указанного следует, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления самими органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета.

    При этом ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

    В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в п. 1 данной статьи, в частности земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются градостроительными регламентами.

В силу п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

При этом виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решением Пермской городской Думы 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Перми» утверждены Правила землепользования и застройки города Перми, составной частью которых являются градостроительные регламенты (часть 3 Правил).

Таким образом, при указанных обстоятельствах, учитывая, что в ранее действующем законодательстве, отсутствовало понятие многоквартирного жилого дома, и ранее (до исправления ошибки кадастровым органом) вид разрешенного использования был учтен как «под жилой дом», суд считает, что вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» спорного земельного участка нарушает права истцов, поскольку лишает их возможности зарегистрировать свои права на земельный участок.

Указанный многоквартирный дом, согласно технической документации, возведен в 1965 году, отсутствие в ранее действующем законодательстве понятия «многоквартирный жилой дом» не может влиять на права истцов. В случае, если бы данное понятие было бы легализировано в ранее действующем законодательстве, то градостроительные регламенты разрабатывались с учетом данного обстоятельства.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истцов о возложении обязанности на кадастровый орган внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , в части вида разрешенного использования, путем исключения вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и внесения сведения о виде разрешенного использования «под многоквартирный жилой дом» подлежат удовлетворению.

Более того, требования истцов о признании за ними права собственности на спорный земельный участок также подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что данное право у истцов возникло в силу закона, о чем отмечено выше.     

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Толкачевой Л. С., Самоткановой В. В. удовлетворить.

Возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Адрес, в части вида разрешенного использования, путем исключения вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и внесения сведения о виде разрешенного использования «под многоквартирный жилой дом».

    Признать за Толкачевой Л. С., Самоткановой В. В. право общей долевой собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: Адрес.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                 Т.Е. Варакшина

2-2207/2013 ~ М-1433/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Толкачева Лидия Степановна
Самотканова Валентина Васильевна
Ответчики
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Пермскому краю
Управление Росреестра Пермского края
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Варакшина Т.Е.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
16.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2013Передача материалов судье
16.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2013Предварительное судебное заседание
03.07.2013Предварительное судебное заседание
15.07.2013Судебное заседание
19.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2013Дело оформлено
25.07.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее