Дело № 12-14/2021
УИД 04RS0020-01-2020-001457-64
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 февраля 2021 года г. Северобайкальск
Судья Северобайкальского городского суда Республики Бурятия Атрашкевич В.В.,
при секретаре Витязевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Кавынах» Соболевского С.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Цыренжаповой А.С. от 01 сентября 2020 года, в отношении ООО «Кавынах» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Цыренжаповой А.С. от 01 сентября 2020 года ООО «Кавынах» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, директором ООО «Кавынах» Соболевским С.В. подана жалоба, в обоснование доводов которой указано, что совершенное административное правонарушение ущерба государственным, общественным интересам и непосредственно гражданам не причинено. Просил учесть соразмерность совершенного правонарушения применяемой санкции, отсутствие умысла и каких-либо последствий. Со ссылкой на положения ст. 2.9 КоАП РФ, ст. 4.1.1 КоАП РФ, просил суд принять во внимание сложившуюся экономическую ситуацию в связи с приостановлением деятельности Общества с 31.12.2019 г. в связи с истечением договора аренды лесного участка, остаток денежных средств по состоянию на 07.09.2020 г.убытки Общества в размере 4 990 314 руб. Просил отменить постановление и при назначении наказания применить ч.1 ст. 4.1.1 и заменить административный штраф на предупреждение.
В судебном заседании представитель ООО «Кавынах» по доверенности Орлова О.В. жалобу по изложенным в ней доводам поддержала, просила суд также учесть что плата за негативное воздействие была внесена обществом в ноябре 2020 г. Также при рассмотрении жалобы просила проверить законность проведения проверки в отношении общества.
Представитель Межрегионального управления Росприоднадзора по Иркутской области и БПТ Алексеева А.Н. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что при вынесении постановления инспектором был рассмотрен вопрос о возможности признания правонарушения малозначительным. Проверка в отношении ООО «Кавынах» проводилась на основании поручения заместителя председателя правительства Российской Федерации, которым ООО «Кавынах» было включено в список пользователей лицензий по которым необходимо было провести проверку. В соответствии с внесенными изменениями в распоряжение Росприроднадзора № 17-р от 18.07.2019 г. проверка проводилась документарно.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 8.41Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом (ст. 23 названного выше Федерального закона).
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N ФЗ-7 "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Судом установлено и из материалов настоящего дела следует, что приказом руководителя Межрегионального управления Росприоднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории № 446-од от 13 мая 2020 г. было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Кавынах».
Основанием для проведения проверки являлось распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 17-р от 18.07.2019 г. с учетом внесенного в него изменения Распоряжением № 23-р от 21.04.2020 г.
В свою очередь основанием для издания распоряжения от 18.07.2019 г. являлось поручение заместителя председателя правительства Российской Федерации А. Гордеева от 17 июня 2019 г. №АГ-П9-4932, которым на органы Росприроднадзора была возложена обязанность провести внеплановые проверки лицензий на предмет выполнения лицензионных условий, в число пользователей лицензии по которым было дано поручение о проведение проверки было включено и ООО «Кавынах».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что проведение внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Кавынах» в период 2020 года было осуществлено органом Росприроднадзора на законных основаниях, с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора), установленных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438. ( п. 1 «в», п. 2)
Из акта № НЗВАТ-407-в от 02.07.2020 г. составленного по результатам проверки, исследованных судом материалов дела, установлено, что ООО «Кавынах» осуществляет деятельность по добыче минерального сырья по лицензии на право пользования недрами от 27.09.2000 № УДЭ 00593 БР. Проект отработки россыпи золота <адрес> разработан в 1995 г, утвержден генеральным директором 05.07.1995 г, согласован с Бурятским Управлением Госгортехнадзора 28.06.1995 г.
13.03.2013 г. согласовано Дополнение № 2 к проекту отработки россыпи золота руч. Кавынах (Нижний участок) в Северобайкальском районе Республики Бурятия.
18.09.2019 г. согласована проектная документация «Дополнение № 2 к техническому проекту отработки россыпи золота <адрес>
Согласно маркшейдерской справке в 2019 году на участке были выполнены горные работы и добыча золота при разработке россыпи. Так за указанный период (2019 год) был выполнен объём основных работ на площади отработки - 16,6 тыс. м2, в том числе вскрыша торфов, промывка товарных песков, золото, шлиховое золото. При разработке россыпи за 2019 год произведена пионерная врезка в блоке 1-2-С 1, добычные работы захватили часть блоков 1-2-С 1 и 1-3C1 на общей площади 78,7 тыс. м2. В результате работ было промыто 96,0 тыс. м3 товарных песков и добыто 43,9 кг шлихового золота.
На горном участке осуществляется вскрыша горных пород с последующей выемкой и погрузкой пустых горных пород в автоотвал; заправка спецтехники при помощи автотопливозаправщика; для откачки грунтовых вод используется насосная станция, для энергоснабжения насосной станции и освещения участка используется дизельная электростанция (ДЭС-200). При этом осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух: от дизельной электростанция и работы спецтехники; от полевой ремонтной машины; при проведении вскрышных работ.
В 2019 году ООО «Кавынах» при выполнении горных работ и добычи золота при разработке россыпи за 2019 год были образован отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых.
Таким образом, установлено, что в период 2019 г. при осуществлении указанных работ Обществом производился выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образовывались отходы производства, тем самым оказывается негативное воздействие на окружающую среду в связи с чем ООО «Кавынах» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, вместе с тем плата за воздействие на окружающую среду ООО «Кавынах» в установленный законом срок, то есть до 01 марта 2020 г. внесена не была.
Фактические обстоятельства нарушения подтверждены протоколом об административном правонарушении, иными материалами дела которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 названного Кодекса.
Действия предприятия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «Кавынах» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Тот факт, что плата за негативное воздействие была внесена Обществом в ноябре 2020 г. основанием для признания правонарушения малозначительным также не является. Административный штраф назначен обществу в минимальном размере.
Наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ допускается замена административного штрафа предупреждением, судом также не установлена, в связи с чем оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает.
Каких-либо нарушений процессуальных требований закона, влекущих необходимость отмены постановления, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Цыренжаповой А.С. от 01 сентября 2020 года, в отношении ООО «Кавынах» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Кавынах» на указанное постановление - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд РБ в течение 10 суток с момента вручения копии решения.
Судья В.В.Атрашкевич