Дело № 2-1-454/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года п. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Гнеушевой Е.Н.,
с участием истца Монго О.И.,
представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонного) Остахова Д. А., действующего по доверенности № от 09.01.2018 года,
представителя ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Тимонина В.Л., действующего на основании доверенности № от 16.05.2016 года,
при секретаре судебного заседания Птушкиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда п. Нарышкино с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Монго Олега Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонному) ( далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонному)), Федеральному Казенному Учреждению Исправительная колония – 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее по тексту ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области) о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
установил:
Монго О.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонному) о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что с 02.08.2005 года по 01.06.2007 года он отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Советского районного суда г. Орла от 06.07.2005 года в ИК -5 УФСИН России по Орловской области. После 2007 года он узнал от лиц, отбывающих наказание в ИК-5, что им в настоящее время выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ) за проживание (работу) на территории с льготным социально – экономическим статусом в соответствии с законом РФ от 15.05.1991 года №1244-1 « О социальной защите граждан, подвергнувшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пенсионный фонд направил в УФСИН России по Орловской области письмо, в соответствии с которым с августа 2008 года осужденным стали выплачивать ЕДВ за проживание (работу) на территории, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, с августа 2005 года по июнь 2007 года отделение Пенсионного фонда в Урицком районе нарушало закон РФ от 15.05.1991 года №1244-1, его права, гарантированные ст. 39 Конституцией РФ на получение ЕДВ. В период с августа 2005 года по июнь 2007 года информация о том, что колония находится на территории, подвергшейся радиоактивному заражению, в колонии отсутствовала. Управление Пенсионного фонда нарушало требования закона « Об охране окружающей природной среды», устанавливающего обязанность обеспечивать население экологической информацией, тем самым он был лишен возможности обратиться к администрации ИК-5 и в Управление Пенсионного фонда за получением ЕДВ. Ему был причинен материальный ущерб в сумме ЕДВ за 24 месяца, кроме материального его был причинен физический и моральный вред, поскольку врачи ИК-2 и кожного – венерологического диспансера не могли установить причину его облысения, которое началось, по его мнению, после пребывания в ИК-5 п. Нарышкино. Моральный вред, выразившийся в неуведомлении его о заражении территории вследствие радиации, возможности получения ЕДВ, переживания в связи с очаговым облысением он оценивает в 50 000 рублей.
Просил суд взыскать с ответчика компенсацию материального и морального вреда в размере 60 000 рублей.
Определением суда от 28.11.2018 года ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании истец Монго О.И. исковые требования уточнил, просил суд взыскать с ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонного) сумму материального вреда в размере 10 000 рублей, с ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, суду пояснил, что в администрацию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области с заявлением о выплате ЕДВ за проживание, работу на территории с льготным социально – экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС он не обращался, поскольку не знал, что ИК-5 находится на загрязненной территории, вследствие аварии на ЧАЭС, а администрация учреждения ему об этом е сообщала. Об этом он узнал только зимой или весной 2018г. от осужденных, отбывающих наказание в ИК-2 г. Ливны.
Представитель ответчика Государственного учреждения- Управления Пенсионного Фонда РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонное) Остахов Д.А. возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что во время отбывания срока наказания Монго О.И. в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области с августа 2005 года по июнь 2007 года действовал Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты, утвержденный приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за назначением ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Монго О.И. во время отбывания срока наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области с августа 2005 года по июнь 2007 года не обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. В связи с этим данная выплата ему не устанавливалась и не выплачивалась. В случае если бы истцом было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, то сумма такой выплаты за период с августа 2005 года по июнь 2007 года составила бы 5198 руб. 05 коп. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать. Заявил ходатайство о пропуске Монго О.И. срока исковой давности
Представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Тимонин В.Л. возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что личное дело осужденного Монго О.И. было уничтожено 18.09.2018 года, в связи с чем сведения о его ознакомлении с порядком назначения и произведения ежемесячной денежной выплаты предоставить не предоставляется возможным. В период отбывания наказания Монго О.И. в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, действовал приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 года №294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Он был опубликован в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». В связи с тем, что данный нормативный документ был официально опубликован, то обязанность по ознакомлению осужденного Монго О.И. с данным документом отсутствовала. На дату опубликования осужденный Монго О.И. в колонии наказание не отбывал. Осужденные обращаются за назначением денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. В период отбывания наказания такого заявления от Монго О.И. не поступило, в связи с чем территориальным органом Пенсионного фонда РФ осужденному Монго О.И. ежемесячная денежная выплата не назначалась. Просил суд в удовлетворении искового заявления отказать. Заявил ходатайство о пропуске Монго О.И. срока исковой давности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" поселок Нарышкино Урицкого района Орловской области отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно п. 8 ст. 13 и п. 7 ст. 27.1 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п.10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004г. №294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации», граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за назначением ЕДВ в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Указанный Порядок осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ, действовал в период отбывания наказания Монго О.И. в ФКУ ИК -5 УФСИН России по Орловской области и по день его отмены Приказом Минтруда России №25н, Минздрава России №22н от 23.01.2013г.
Согласно п.14 Порядка, ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ЕДВ считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В соответствии с пунктами 15,16 Порядка, решение о назначении ЕДВ в размере, предусмотренном законодательством РФ, выносится территориальным органом Пенсионного фонда РФ не позднее чем через десять дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами. ЕДВ назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ЕДВ, в соответствии с законодательством РФ.
В судебном заседании установлено, что Монго О.И. в период с 02.08.2005 года по 01.06.2007 года отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, назначенное по приговору Советского районного суда г. Орла от 06.07.2005 года по п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ в виде 2 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, что подтверждается справкой начальника отдела специального учета ФКУ Ик-5 УФСИН России по Орловской области (Л.д. 92).
К администрации ИК-5 с заявлением о назначении ЕДВ Монго О.И. не обращался, самостоятельно в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Урицком районе Орловской области с указанным заявлением не обращался, ЕДВ ему не могло выплачиваться.
Доказательств того, что истец обращался с заявлением самостоятельно или через администрацию ИК-5 в пенсионный орган в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области им представлено не было.
В соответствии со ст. 39 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью в размере: инвалидам I группы - 10 000 рублей; инвалидам II группы - 7 000 рублей; инвалидам III группы - 5 000 рублей. В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации. Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 рублей, родителям погибшего - в размере 5 000 рублей.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 13 вышеуказанного закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Проведя анализ вышеперечисленных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что истец Монго О.И. в силу норм Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не является лицом получившим вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку не усматривается причинной связи между нахождением истца в ИК-5 в период с 02.08.2005 года по 01.06.2007 года и возникшим у него в 2008-2009 году очаговым выпадением волос. Наличие связи между очаговым выпадением волос у истца и его пребыванием в ИК-5 является лишь предположением истца.
Представителями ответчиков было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности при обращении в суд.
Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с абз. 2 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что факт пропуска Монго О.И. трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ по требованиям, предъявленным им к ГУ-УПФ РФ в Урицком районе Орловской области и ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Орловской области нашел свое подтверждение.
Довод истца Монго О.И. о том, что о нарушенном праве ему стало известно зимой или весной 2018г. от осужденных, отбывающих наказание в ИК-2 г. Ливны, суд находит несостоятельным. Так, из пояснений истца в судебном заседании следует, что в 2009 году в устной беседе врачи пояснили ему, что возникшее у него выпадение волос возможно связано с отбыванием им наказания в ИК-5, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения. Таким образом, течение срока исковой давности, предусмотренного ст.196 ГК РФ, начинается с 2009 года.
Определением суда от 15 октября 2018 года истцу Монго О.И. была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.
В соответствии со ст. 98 и ст. 88 ГПК РФ с Монго О.И. подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «Урицкий район Орловской области» в сумме 700 рублей. Оснований предусмотренных налоговым законодательством для освобождения истца от уплаты государственной пошлины, из материалов дела не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Монго Олега Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Урицком районе Орловской области (межрайонному), Федеральному Казенному Учреждению Исправительная колония – 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда – отказать.
Взыскать с Монго Олега Ивановича в доход муниципального образования Урицкий район государственную пошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 10 декабря 2018 года.
Судья Е.Н. Гнеушева