Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1061/2012 ~ М-831/2012 от 16.05.2012

Дело №2-1061/2012 Мотивированное решение составлено <дата>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата>              город Кола

    Кольский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Марущака С.А.,

при секретаре Рыловой А.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Китаевой А.Н. к администрации Кольского района о признании незаконным отказа в утверждении акта выбора земельного участка от <дата>, признании первоочередного права в выборе испрашиваемого земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Китаева А.Н. обратилась в суд с иском к администрации Кольского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Кольского района о признании незаконным отказа в утверждении акта выбора земельного участка от <дата>, признании первоочередного права в выборе земельного участка, признании незаконным формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым . В обоснование заявленных требований указала на то, что <дата> получила акт выбора земельного участка , расположенного в <адрес>. В соответствии с указанным актом истцом были проведены все необходимые согласования с соответствующими организациями. По итогам публичных слушаний, проведенных в <адрес> <дата> принято решение о согласовании использования указанного земельного участка под дачное строительство Китаевой А.Н. Решение опубликовано <дата> в газете <данные изъяты>. <дата> истец обратилась в администрацию Кольского района с заявлением об утверждении указанного акта выбора земельного участка. <дата> Китаевой А.Н. отказано в утверждении акта выбора земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок под индивидуальное дачное строительство полностью попадает в границы сформированного ДНТ"О." земельного участка. Отказ администрации <адрес> в утверждении акта выбора земельного участка истец считает незаконным, поскольку ДНТ"О." не проводили публичные слушания по определению условно разрешенного вида использования земельного участка, постановление администрации городского поселения Верхнетуломский о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого ДНТ"О." земельного участка не издавалось, границы испрашиваемого земельного участка, представленного на согласование и границы участка после проведения кадастровых работ не совпадают. В схеме для согласования границы испрашиваемого истцом земельного участка не входят в границы земельного участка, предоставленного ДНТ"О.". Кроме того, ДНТ"О."» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц <дата>, а значит земельный участок с кадастровым поставлен ДНТ"О." на кадастровый учет <дата> незаконно. Истец просит суд признать незаконным отказ в утверждении акта выбора земельного участка от <дата>, признать за ней первоочередное право в выборе испрашиваемого земельного участка, а также признать незаконным формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым .

В ходе рассмотрения дела Китаева А.Н. уточнила исковые требования в части признания незаконным формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым , просила суд обязать администрацию Кольского района подать в Федеральную кадастровою палату заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым .

В судебном заседании истец Китаева А.Н. и её представитель К. отказались от исковых требований в части возложения на администрацию Кольского района обязанности обратиться в Федеральную кадастровую палату с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым , а также от исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Кольского района, о чем представили письменное заявление (л.д.73). В обоснование отказа от исковых требований в части к администрации <адрес> представитель истца указала, что решением Кольского районного суда от <дата> на администрацию Кольского района уже возложена обязанность по снятию указанного земельного участка с кадастрового учета. В части отказа от исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Кольского района указала, что комитет не обладает полномочиями по распоряжению спорным земельным участком. Истец и её представитель по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении окончательно просили суд признать незаконным отказ в утверждении акта выбора земельного участка от <дата>, признать за истцом первоочередное право в выборе испрашиваемого земельного участка.

Определением Кольского районного суда от <дата> производство по делу прекращено в части исковых требований к КУМИ <адрес>, а также в части возложения на администрацию <адрес> обязанности обратиться в Федеральную кадастровую палату с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым , в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Представитель ответчика Воронина Е.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, указанным в представленном письменном отзыве. Указала, что согласно п.7.1 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Кольского района, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> от <дата> , акт выбора земельного участка является документом, удостоверяющим результат выбора земельного участка в порядке и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством Российской Федерации, а в необходимых случаях – документом, устанавливающим охранную, санитарно-защитную зону со специальным режимом использования земельного участка, что свидетельствует не о возникновении у Китаевой А.Н. прав и обязанностей в отношении испрашиваемого участка, а всего лишь является процедурой выбора участка с условиями его согласования с соответствующими организациями. Сам факт выдачи Китаевой А.Н. акта выбора земельного участка не является правовой гарантией предоставления в дальнейшем данного участка в аренду либо собственность Китаевой А.Н. Кроме того указала, что отказ администрации Кольского района в утверждении акта выбора земельного участка за от <дата> соответствует требованиям земельного законодательства, поскольку на момент обращения Китаевой А.Н. с заявлением от <дата> об утверждении акта выбора земельного участка от <дата>, ранее согласованный администрацией земельный участок с кадастровым , полностью поглотил в процессе формирования земельный участок, испрашиваемый Китаевой А.Н. и был поставлен на кадастровый учет ДНТ"О.". Учитывая исключение ДНТ"О." из Единого государственного реестра юридических лиц и, как следствие, отсутствие у товарищества правоспособности, указанный земельный участок согласно п.6 ст.30 ЗК РФ мог быть предоставлен для строительства только посредством проведения торгов. Дальнейшая процедура предоставления земельного участка не могла осуществляться на основании акта выбора земельного участка и администрация не имела оснований для его предоставления Китаевой А.Н. или любому другому конкретному гражданину. Также пояснила, что во исполнение решения Кольского районного суда от <дата> администрация Кольского района, являясь в силу п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» органом местного самоуправления, осуществляющим распорядительные функции в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, <дата> обратилась в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым , ранее предоставленного ДНТ"О.". В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете. Таким образом, когда спорный земельный участок будет снят с кадастрового учета и вновь станет государственной собственностью, истец может повторно обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка по акту выбора с предварительным согласованием. Дополнительно указала, что требование истца о признании её первоочередного права в выборе земельного участка не обосновано, поскольку фактическое незаконное использование земельного участка в течение длительного времени не является основанием для возникновения каких-либо прав на него, в том числе первоочередного права на выбор земельного участка. Право на выбор земельного участка реализуется в установленном законном порядке путем обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. Первоочередное право приобретает лицо, ранее других обратившееся с таким заявлением. Кроме того, в обоснование несогласия с исковыми требованиями указала на пропуск истцом без уважительных причин срока на обращения в суд, установленный ч.1 ст.256 ГПК РФ, поскольку Китаева А.Н. узнала о нарушении своего права <дата>.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве указал, что в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым . Вопросы утверждения акта выбора земельного участка, формирование, постановка и снятие с учета земельного участка в компетенцию регистрирующего органа не входит.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела находит исковые требования Китаевой А.Н. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.Согласно ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление земельных участков в аренду для дачного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельных участков для строительства в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов определен пунктом 5 ст.30 ЗК РФ и предусматривает следующие процедуры: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 Земельного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Кольского района от <дата> ДНТ"О." утвержден акт выбора земельного участка от <дата> и предварительно согласовано место размещения объекта <адрес> (гражданское дело , л.д. 36). В соответствии с указанным постановлением ДНТ"О." в период с <дата> по <дата> проводило кадастровые работы земельного участка, который формировался из земельных участков и (гражданское дело , л.д.36). В указанный период времени истец Китаева А.Н. обратилась в администрацию Кольского района с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Администрация Кольского района обеспечила выбор земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале , категории - земли населенных пунктов, примерной площадью <данные изъяты> кв.м. Результаты выбора оформлены актом о выборе земельного участка под индивидуальное дачное строительство в <адрес> от <дата> (л.д. 9). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц правоспособность ДНТ"О." как юридического лица прекращена <дата> в связи с исключением из реестра (л.д.74-79). Как следует из кадастровой выписки от <дата>, земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес> п.г.т. Верхнетуломский, поставлен <дата> на кадастровый учет, кадастровый (л.д.24). Постановлением администрации <адрес> от <дата> ДНТ"О." в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: п.г.т. <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – земли дачных объединений граждан (гражданское дело , л.д. 37). В результате проведения ДНТ"О." кадастровых работ и постановки земельного участка на кадастровый учет, испрашиваемый истцом Катаевой А.Н. земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., полностью вошел в границы участка, сформированного ДНТ"О.". По указанной причине <дата> администрацией Кольского района было отказано Китаевой А.Н. в утверждении акта выбора земельного участка от <дата> (л.д.11). Решением Кольского районного суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу, постановление администрации Кольского района от <дата> «О предоставлении земельного участка в аренду ДНТ"О." признанно недействительным и на администрацию Кольского района возложена обязанность обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым , предоставленного ДНТ"О." (л.д. 59-62). Как пояснила представитель ответчика в судебном заседании во исполнение указанного решения суда администрация Кольского района <дата> обратилась в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым (л.д. 80).

Таким образом, суд находит уточненные требования Китаевой А.Н. в части признания незаконным отказа в утверждении акта выбора земельного участка от <дата> подлежащими удовлетворению.

Поскольку на момент принятия ответчиком решения об отказе истцу в утверждении акта выбора указанного земельного участка ДНТ"О." утратило юридическую правоспособность в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц, отказ администрации от <дата> в утверждении истцу акта выбора земельного участка от <дата> является необоснованным.

Доводы представителя ответчика о том, что в утверждении акта выбора земельного участка истцу отказано правомерно, поскольку на момент обращения Китаевой А.Н. испрашиваемый ею земельный участок уже состоял на государственном кадастровом учете и не мог быть никому предоставлен на основании акта выбора земельного участка, суд находит несостоятельными.

Во исполнение постановления администрации Кольского района от <дата> об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта <дата> ДНТ"О." поставило земельный участок на государственный кадастровой учет. Между тем на момент постановки участка на учет ДНТ"О." как субъект данных правоотношений и юридическое лицо было ликвидировано, то есть не обладало правом реализовывать пункт 2 указанного постановления.

Обратное свидетельствовало бы о том, что незаконно поставленный на кадастровый учет земельный участок ни при каких условиях не мог бы быть предметом притязаний на него граждан и организаций, которые не могли бы претендовать на него на законных основаниях.

Более того, в соответствии с положениями ст.ст. 24, 25 Федерального закона №221-ФЗ от <дата> «О государственном кадастре недвижимости» сведения о постановке на учет указанного земельного участка могли быть аннулированы на основании заявления администрации <адрес> и исключены из государственного кадастра недвижимости. При этом постановка на учет данного участка препятствует реализации прав истца, а также иных граждан, в том числе жителей <адрес> на получение земельных участков, входящих в состав указанного участка с кадастровым .

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на неправильном токовании норм процессуального права. Указанный срок предусмотрен для обращения в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ «Об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего». Между тем, настоящий спор заявлен о праве на конкретный земельный участок, соответственно должен быть разрешен по правилам искового производства.

Таким образом, исковые требования Китаевой А.Н. о признании незаконным отказа администрации Кольского района в утверждении акта выбора земельного участка от <дата> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требование истца о признании за ней права на первоочередное получение испрашиваемого земельного участка, не подлежат удовлетворению, поскольку Китаева А.Н. не отнесена к категории граждан, имеющих в соответствии с федеральным и региональным законодательством право на выделение в первоочередном порядке земельных участков. При указанных обстоятельствах Китаева А.Н. вправе реализовать свои права на получение земельного участка на общих основаниях.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ администрации Кольского района в утверждении акта выбора земельного участка от <дата>, выданного Китаевой А.Н., в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде.

Председательствующий – подпись

2-1061/2012 ~ М-831/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Китаева Александра Николаевна
Ответчики
Администрация Кольского района
КУМИ Кольского района
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Марущак Сергей Александрович
Дело на сайте суда
kola--mrm.sudrf.ru
16.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2012Передача материалов судье
18.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2012Подготовка дела (собеседование)
22.06.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.07.2012Предварительное судебное заседание
25.07.2012Судебное заседание
09.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2012Дело оформлено
30.11.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее