РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В.,
с участием представителя административного ответчика – Администрации муниципального района Ставропольский Жинь А.Ю.
при секретаре Колодяжной П.С.,
рассмотрев административное дело № 2а-150\2019 по иску Фирстова Дмитрия Анатольевича к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным отказ в проведении аукционов,
УСТАНОВИЛ:
Фирстов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им было направлено заявление ответчику о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был получен ответ, согласно которому в проведении аукциона отказано ввиду отсутствия у административного ответчика полномочий на распоряжение узнанным участком. С предоставленным отказом административный истец не согласен. Так как считает его незаконным, нарушающим права и свободы административного истца. Просит признать незаконным отказ административного ответчика в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка, выраженный в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец Фирстов Д.А. не явился о дне слушании дела извещался, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель Административного ответчика Жинь А.Ю. действующая на основании доверенности иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушании дела извещался, о причинах неявки суд не уведомил.
Заинтересованное лицо – Министерство природных ресурсов и экологии РФ в отзыве просит в иске отказать, указывав, что спорный земельный участок находился на территории Национального парка, в связи с чем, у Администрации муниципального района Ставропольский отсутствуют полномочия по распоряжению указанным земельным участком. Данный земельный участок находится в федеральной собственности и относится к землям, изъятым из оборота. Указывает, что администрация района правомерно отказала административному истцу в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка.
Также из отзыва Министерства следует, что по общим правилам, установленным пунктами 2,4 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, изъяты из оборота и не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Пунктом 6 ст. 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Ст. 17 Закона об ООПТ (в редакции, действующей с 13.07.2015 г.) предусматривает, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Как следует из положений пункта 1 статьи 16 Закона об ООПТ, устанавливающего общую дифференциацию режима национальных парков, осуществление рекреационной деятельности на территории национальных парков допускается в специальной рекреационной зоне, а также в зоне охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 17 Закона об ООПТ особенности подготовки договоров аренды земельных участков национальных парков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 № 293 (далее - Порядок), границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды (пункт 4 Порядка).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено обязательное согласование проекта договора аренды земельного участка с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Следовательно, предоставление земельных участков в границах национальных парков для целей осуществления рекреационной деятельности осуществляется Росимуществом, после согласования договора аренды Минприроды России.
При этом согласно пункту 2 Порядка объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка:
- рекреационная зона, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
- зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности.
Следовательно, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления находящихся в федеральной собственности земельных участков в аренду исключительно для осуществления рекреационной деятельности, и только при их вхождении в рекреационную зону или зону охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Как следует из административного искового заявления, спорный земельный участок расположен в зоне хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука».
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления в аренду находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных в зоне хозяйственного назначения национальных парков.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением ограниченных в обороте, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов уполномоченный орган принимает при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных в ст. 39.16 ЗК РФ. В силу п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Подпунктом 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса). Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (п. 1). Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (п. 2). На основании информации, предоставленной ФГБУ Национальный парк "Самарская Лука», земельный участок с кадастровым номером 63:32:22020006:5107 расположен в зоне сельскохозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука», в соответствии с приложением 1 к Положению "О национальном парке "Самарская Лука", утвержденному приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69.
Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок исключен из состава земель национального парка "Самарская Лука", не имеется. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В связи с чем, земельные участки, расположенные в границах сельского поселения Рождествено, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, приобрели статус особо охраняемой природной территории. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В соответствии с п. 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Порядок принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности установлен "Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянно (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 г. N 166. Согласно п. 4 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В Самарской области, в соответствии с Приказом Росимущества от 29.09.2009 N "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом является ТУ Росимущества в Самарской области. Согласно ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в числе прочих, зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказом Минприроды России от 25.02.2015 N 69 "Об утверждении Положения о национальном парке "Самарская Лука" установлено, что вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка, согласовываются с Минприроды России.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию муниципального района Ставропольский обратился Фирстов Д.А. с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление был дан ответ, что испрашиваемый земельный участок находится в хозяйственной зоне Национального парка «Самарская Лука», в связи с чем, проект развития данной территории, подлежит согласованию с федеральными органами в области охраны окружающей среды, также согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов Министерством Природных ресурсов и эклоги РФ согласовано предоставление указанного земельного участка при условии согласования намечаемой на нем деятельности. Данное согласование не дает право на осуществление работ по строительству объектов капитального строительства.
Также из данного ответа следует, что указанная в заявлении цель использования земельного участка - ведение огородничества - не соответствуют основному виду разрешенного использования земельного участка. Ведение огородничества является вспомогательным видом разрешенного использования и допускается только в качестве дополнительного к основному. Согласно ПЗЗ с.п. Большая Рязань, основным видом разрешенного использования является блокированная жилая застройка. Деятельность, соответствующая виду разрешенного использования: строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов, состоящих из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Поскольку в соответствии с основным видом разрешенного использования на земельном участке предусмотрено строительство зданий, сооружений, с учетом письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ, он не может быть выставлен на аукцион.
ДД.ММ.ГГГГ Фирстов Д.А. повторно обратиться в Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении данного земельного участка. Письмом ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района Ставропольский ответила, что не имеет право предоставить испрашиваемый земельный участок, поскольку в Администрацию поступило письмо Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу согласования предоставления земельного участка. Из содержания письма следует, что муниципальный район не является собственником земельного участка, право распоряжения испрашиваемым земельным участком принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы. Письмом Администрация рекомендовала Фирстову Д.А. обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ Фирстов Д.А. вновь обратился в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении информации, по каким причинам администрацией муниципального района Ставропольский не были представлены правоудостоверяющие документы в Минприроды России на испрашиваемый земельный
участок.
При этом указанное обращение не являлось заявлением о проведении аукциона, как указано в административном иске, а лишь содержало требование о предоставлении информации о том, по каким причинам Администрацией муниципального района не были предоставлены документы в Минприроды России.
В ответе на данное обращение от ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ по существу его обращения.
Так, администрация муниципального района Ставропольский Самарской области в данном ответе разъяснила, что согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ, что земля и другие природные ресурсы. не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Также в ответе был дан ответ по существу обращения в части предоставления информации об обращении администрации муниципального района Ставропольский в Минприроды России, указано, чтоАдминистрация муниципального района Ставропольский письмом от ДД.ММ.ГГГГ № обратилась в министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) с просьбой согласовать предоставление указанного земельного участка в аренду для строительства.
В администрацию муниципального района Ставропольский поступил ответ из Минприроды России № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу согласования предоставления указанного земельного участка. Из содержания письма следует, что в границах национальных парков земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не предусмотрено, и поскольку муниципальный район Ставропольский не является собственником указанного участка, право распоряжения им принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через своим территориальные органы.
При этом в оспариваемом письме не содержится отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды.
Однако в Административном исковом заявлении истец просит признать незаконным отказ ответчика в проведении аукциона, содержащемся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 10 ).
С учетом изложенного, оснований для признания незаконными оспариваемых действий и решений административного ответчика, выраженных в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - не имеется.
Кроме того, суд принимает во внимание, часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В данном случае, ответы Администрации от 27.09.2017г., 06.12.2017г. в установленный законом срок не обжаловались.
По требованиям об оспаривании ответов администрации от 27.09.2017г., 06.12.2017 истец, предусмотренный законном срок для обращения за судебной защитой пропустил, о чем заявлено стороной в споре, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного искового заявления Фирстова Д.А. о признании незаконным отказа в проведении аукциона – следует отказать.
Руководствуясь ст. 175 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Фирстова Д.А. к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> выраженного в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья