РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.12.2015 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием представителя истца ФИО4, при секретаре Остроуховой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2383/2015 по иску ФИО2 к Администрации Сысертского городского округа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском Администрации Сысертского городского округа о признании права собственности на земельный участок, ссылаясь в обоснование иска на то, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке по вышеуказанному адресу. Акт согласования местоположения границы земельного участка был согласован со смежными землепользователями, а также с заместителем председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа. Однако ответчик отказывается предоставить земельный участок в собственность, указывая, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании ордера, исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы искового заявления, просила: Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, по адресу: <адрес>, площадью 1439 кв.м., с кадастровым номером №40817810604900317040, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство,
Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом и своевременно, причина неявки не известна.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о государственной регистрации права №40817810604900317040, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, запись регистрации №40817810604900317040 истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
Правопредшественнику истца ФИО5 указанный жилой дом принадлежал на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
За указанным домом закреплен земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1439 кв.м., с кадастровым номером №40817810604900317040, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
Таким образом, истцу принадлежит исключительное право приватизации земельного участка, поскольку им на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке.
При разрешении спора ответчик в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства того, что земельный участок подлежит ограничению в обороте и не может быть предоставлен истцу в собственность.
Суду не представлено описания границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием, а также каких-либо картографических обозначений, позволяющих установить удаленность спорного участка от уреза воды, в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Доводы ответчика о том, что участок расположен в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем, участок является ограниченным в обороте и не предоставляется в частную собственность, суд признает необоснованными, поскольку они не подтверждены допустимыми и бесспорными доказательствами.
Между тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В соответствии с подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.
При отсутствии такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В силу ч. 4 названного Закона кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В настоящем случае, как следует из содержания имеющейся в материалах настоящего дела кадастровой выписки о земельном участке, сведения об обременениях, в том числе о нахождении его в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в нем отсутствуют.
Кроме того, решение исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 "О зоне санитарной охраны Нижне-Сысерсткого водохранилища и режиме ее содержания" противоречит Санитарным правилам и нормам «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктами 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Постановлением Правительства Свердловской области от 30.05.2007 № 479-1111 установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов является Министерство природных ресурсов Свердловской области. Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области от 30.05.2007 № 479-1111 утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, производится приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (по проектам зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения) и Министерством здравоохранения Свердловской области (по проектам округов санитарной или горно-санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем границы зон санитарной охраны Нижне-Сысерсткого водохранилища Министерством природных ресурсов Свердловской области в установленном законом порядке не утверждались.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002.
Пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 28.06.2005) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
При этом в материалы дела не представлены доказательства того, что решение исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 опубликовано в установленном порядке.
С учетом изложенного, доводы о том, что решение исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 "О зоне санитарной охраны Нижне - Сысерсткого водохранилища и режиме ее содержания" не оспорено и недействительным не признано, судом во внимание не принимается, поскольку в силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Аналогичные положения были предусмотрены и в ст. 66 Конституции Российской Федерации - России" (принятой ВС РСФСР 12.04.1978), согласно которой, закон, предусматривающий ограничение прав граждан, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31.10.1995 N 8, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей предприятий, учреждений, организаций и т.д.).
В соответствии с решением исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 второй пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения по верхней границе - 45 км. от водозабора, по боковой граница - по обоим берегам <адрес> и её притоков до верхней границы на расстоянии 500 м от летне-осенней межени.
Согласно действующим требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на водоемах граница удалена по акватории во все стороны от водозабора на 3 км при наличии нагонных ветров до 10 % и 5 км., если ветров более 10 %. Боковые границы определяются при равнинном рельефе местности не менее 500 м.; при пологом склоне - 750 м; при крутом склоне - не менее 1000м.
Таким образом, поскольку решение исполкома Свердловского Совета Народных депутатов от 11.03.1988 № 81 "О зоне санитарной охраны Нижне - Сысерсткого водохранилища и режиме ее содержания" противоречит Санитарным правилам и нормам «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, следует руководствоваться последними, т.е. СанПиН 2.1.4.1110-02.
Кроме того, необходимо отметить, что Администрация Сысертского городского округа при утверждении правил землепользования и застройки Сысертского городского округа руководствовалась именно СанПИН 2.1.4.1110-02 (ч. 3 ст. 91 правил землепользования и застройки Сысертского городского округа).
При рассмотрении дела в суде ответчиком не были представлены доказательства (заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти Свердловской области), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность истцов испрашиваемого земельного участка.
Из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, усматривается, что данный земельный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов", и, как установлено в судебном заседании, находится в черте населенного пункта на расстоянии более пятисот метров от источника питьевого водоснабжения, не в береговой зоне.
Таким образом, доводы о нахождении данного земельного участка в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не основаны на законе.
Поскольку судом установлено, что в настоящее время право собственности на жилой дом зарегистрировано за истцом, земельный участок состоит на кадастровом учете, а также, учитывая, что ответчик не доказал законность вынесенного им отказа в предоставлении в собственность земельного участка истцу а также то, что данный отказ нарушает права истца на исключительное право приватизации земельного участка, расположенного под сооружением, принадлежащим истцу на праве собственности, оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Администрации Сысертского городского округа о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, по адресу: <адрес>, площадью 1439 кв.м., с кадастровым номером №40817810604900317040 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
Данное решение является основанием для регистрации за ФИО2 права собственности на земельный участок, по адресу: <адрес>, площадью 1439 кв.м., с кадастровым номером №40817810604900317040, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья: Мурашов А.С.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.