РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кулешова А.В.,
при секретаре Леоновой Е.С.,
с участием представителя истца, ст. помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Чиненовой Е.В.,
ответчика Прокудиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы, гражданское дело № 2-719/2021 по иску прокурора Привокзального района г. Тулы к Прокудиной Ирине Сергеевне, о признании действий по постановке на миграционный учет иностранного гражданина незаконными,
установил:
прокурор Привокзального района г.Тулы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Прокудиной И.С. о признании действий по постановке на миграционный учет иностранного гражданина незаконными, и снятии с миграционного учета по месту пребывания иностранного гражданина. Свои исковые требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка соблюдения требований законодательства о миграционном учете иностранных граждан. В ходе проверки установлено, что согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина в место пребывания № №, а также миграционной карте серии № № №, гражданин Армении Тоноян Гарник Сиреканович, дата года рождения, прибыл в Российскую Федерацию дата. В качестве места пребывания иностранного гражданина указан адрес: <адрес>. Принимающей стороной в указанном уведомлении указана гражданка Российской Федерации Прокудина Ирина Сергеевна, дата года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>. Вышеуказанное уведомление поступило в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле дата, гражданин Армении Тоноян Гарник Сиреканович поставлен на учет по адресу: <адрес> на срок до дата. ОД ОП «Привокзальный» УМВД России по г. Туле дата в отношении Прокудиной И.С. возбуждено уголовное дело по факту фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении РФ по адресу: <адрес>, то есть по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. Таким образом, в ходе проверки установлено, что гражданка РФ Прокудина И.С., дата года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> и проживающая по адресу: <адрес>, при осуществлении миграционного учета из корыстных побуждений предоставила заведомо ложные сведения о следующем иностранном гражданине: Тонояне Г.С., поставленном на учет по адресу: <адрес>. На основании изложенного, прокурор Привокзального района г. Тулы просил суд признать действия ответчика по постановке на миграционный учет иностранного гражданина незаконными. Обязать отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Туле снять с миграционного учета по месту пребывания указанного иностранного гражданина.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Привокзального района Чиненова Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Прокудина И.С. исковые требования признала в полном объеме о чем представил соответствующее заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Туле не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо Тоноян Г.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее Закон о миграционном учете), миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 Закона о миграционном учете, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу ст. 7 Закона о миграционном учете при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 Закона о миграционном учете устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о миграционном учете для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года (далее - Правила).
Согласно п. 37 указанных Правил снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе: г) после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п. 40 указанных Правил при получении документов, предусмотренных пунктом 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В соответствии с преамбулой Закона о миграционном учете, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Из Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.
Материалами дела достоверно установлено, что согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина в место пребывания № №, а также миграционной карте №, гражданин Армении Тоноян Гарник Сиреканович, дата года рождения, прибыл в Российскую Федерацию дата.
В качестве места пребывания иностранного гражданина указан адрес: <адрес>.
Принимающей стороной в указанном уведомлении указана гражданка Российской Федерации Прокудина Ирина Сергеевна, дата года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>.
Вышеуказанное уведомление поступило в ОРИГ ОВМ УМВД России по г. Туле дата, гражданин Армении Тоноян Гарник Сиреканович поставлен на учет по адресу: <адрес> на срок до дата.
ОД ОП «Привокзальный» УМВД России по г. Туле дата в отношении Прокудиной И.С. возбуждено уголовное дело по факту фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении РФ по адресу: <адрес>, то есть по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Приговором мирового судьи судебного участка № 62 Привокзального района г. Тулы от дата Прокудина И.С. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, а именно в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении РФ по адресу: <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Прокудина И.С. при осуществлении миграционного учета предоставила заведомо ложные сведения о следующем иностранном гражданине: Тонояне Г.С., поставленном на учет по адресу: <адрес>.
То есть, сведения, предоставленные Прокудиной И.С. при осуществлении миграционного учета о пребывании иностранного гражданина, являются недостоверными и не соответствуют действительности.
При этом, суд считает, что в данном случае процедура постановки на учет, осуществленная отделом по вопросам миграции УМВД России по городу Туле, является законной, и была осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», приказа Федеральной миграционной службы от 29.08.2013 года № 364 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации».
Однако, незаконные действия Прокудиной И.С. привели к незаконной постановке на миграционный учет по месту пребывания гражданина республики Армения.
В связи с тем, что граждан республики Армения Тоноян Гарник Сиреканович был поставлен на миграционный учет незаконно, он подлежит снятию с учета по месту пребывания.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Привокзального района г. Тулы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы, удовлетворить.
Признать действия гражданки Российской Федерации Прокудиной Ирины Сергеевны по постановке на миграционный учет по адресу: <адрес>, иностранного гражданина Тоноян Гарник Сиреканович, незаконными.
Обязать отделение по работе с иностранными гражданами УМВД России по городу Туле снять с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, иностранного гражданина Тонояна Гарника Сирекановича.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: