Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2018 года
Дело № 2-2131/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2018 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Лобановой О.Р.,
при секретаре Савичевой В.А.,
с участием представителя истца Лукичевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой Г.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Кириллова Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В обоснование своих требований указала, что 04 апреля 2015 года умер ФИО1, постоянно, по день смерти, проживавший по адресу: <адрес>. При жизни, 03 июня 2014 года, ФИО1 составил завещание, удостоверенное нотариусом ФИО2, в соответствии с которым все имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось он завещает Кирилловой Г.А.. Единственным наследником умершего ФИО1 является Кириллова Г.А. После смерти ФИО1 открылось наследство, заключающееся, в том числе, в нежилом помещении – подвал, площадью <данные изъяты>, являющегося частью строения – здания складской базы, автостоянки и миницентра техобслуживания автомобилей, расположенном по адресу: <адрес>. Данному помещению присвоен кадастровый номер №. При обращении к нотариусу нотариального округа г. Мурманска ФИО3, последней было заведено наследственное дело в отношении умершего ФИО1 №, истцу были выданы свидетельства о праве наследования по завещанию. Вместе с тем, Кирилловой Г.А. было отказано в выдаче свидетельства о праве наследования по завещанию в отношении имущества - подвал, площадью <данные изъяты>, кадастровый номер №, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на этот объект. Указывает, что у ФИО1 отсутствовали документы, подтверждающие право собственности конкретно на данное помещение, вместе с тем, указанный подвал входит в единый комплекс здания складской базы, автостоянки и миницентра техобслуживания автомобилей, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 распоряжался и владел им, как и всеми помещениями указанного комплекса, осуществлял его ремонт как собственник, нес соответствующие расходы. Отсутствие правоустанавливающих документов на помещение – подвал, площадью <данные изъяты>, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>, лишает ее права вступления в наследство.
Учитывая изложенное, просила о включении данного имущества в состав наследственной массы и признании за ней права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по завещанию.
Определением от 04 июля 2018 года, суд произвел замену ненадлежащего ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области на надлежащего – Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее – КИО города Мурманска), исключив его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Кроме того, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее – Управление Росреестра по Мурманской области) и ГУПТИ Мурманской области.
В судебное заседание истец не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – КИО города Мурманска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила отзыв, в котором указала, что решение суда, в случае удовлетворения исковых требований, будет являться основанием для регистрации права собственности за лицом, указанным в решении суда, при условии обращения за данной регистрацией.
Представитель третьего лица – ГУПТИ Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы наследственного дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу статей 1118, 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).
К лицам, имеющим право на обязательную долю в наследстве согласно статьей 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1120 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем.
Судом установлено, что 03 июня 2014 года нотариусом нотариального округа города Мурманска Мурманская область ФИО2 удостоверено завещание ФИО1 в соответствии с которым он все свое имущество, которое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, завещал – Кириловой Г.А. (л.д.11).
Данное завещание не отменялось и не изменялось, в судебном порядке завещание не оспорено, не признано недействительным, доказательств обратного суду не представлено.
04 апреля 2015 ФИО1, <данные изъяты> года рождения, умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии ***
№, выданным отделом ЗАГС администрации города Мурманска 08 апреля 2015 года.Из материалов дела следует, что между ИЧП «Сайхун» и ФИО1 был заключен договор о передаче имущества от 30 марта 2006 года. В соответствии с п.п. 2 и 3 Договора, ФИО1 передается недвижимое имущество, а именно: нежилое здание (складская база) общей площадью <данные изъяты>, расположенная в городе Мурманске по <адрес>, принадлежащий ИЧП «Сайхун» на праве собственности, зарегистрированным Мурманским областным государственным предприятием технической инвентаризации 19 октября 1995 года за № стр.№ реестровой книги №. Данное имущество принадлежит ИЧП «Сайхун» на праве собственности, не заложено, не арестовано, не является предметом исков третьих лиц (л.д. 71). Объект передается по передаточному акту в течении 10 дней после подписания сторонами Договора (п. 4 Договора).
Согласно акту приема-передачи от 04 апреля 2006 года нежилое здание (складская база) общей площадью <данные изъяты>, расположенная в городе Мурманске по <адрес> передано ФИО1 в хорошем техническом состоянии, претензий по приему передачи объекта у сторон не имеется (л.д. 72).
Как следует из пояснений представителя Управления Росреестра по Мурманской области и материалов дела, за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на объект – нежилое помещение, площадью <адрес>, назначение – нежилое, 1 этаж, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Кроме того, данный объект, как и спорное помещение – нежилое помещение, площадь <данные изъяты>, подвал, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>, входят в состав объекта недвижимости с кадастровым номером №. В который, также входят – нежилое помещение, подвал, площадь. <данные изъяты> с кадастровым номером № (собственник ФИО4) и нежилое помещение, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № (собственник ЗАО «Северный морской инженерный сервис»). В ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на объект недвижимости с кадастровым номером №, данный объект значится, как неучтенный.
Вместе с тем, из договора передачи имущества от 30 марта 2006 года, ИЧП «Сайхун» передает ФИО1 недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, в то время, как на кадастровый учет был поставлен объект с кадастровым номером № и площадью <данные изъяты>, на основании заявления ФИО1 от 17.07.2012, объект с кадастровым номером № и площадью <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 29.06.2012, по массовой передаче данных об учтенных объектах ГУПТИ по МО, с присвоением статуса – ранее учтенный.
Как следует из представленных документов и пояснений представителя истца и представителя Управления Росреестра по Мурманской области, ФИО1 было отказано в регистрации объекта с кадастровым номером №, в связи с отсутствием необходимых правоустанавливающих документов.
Кроме того, со слов истца, ФИО1 собирался, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрировать свои права на объект с кадастровым номером №, но не успел, в связи со смертью.
Из буквального толкования договора передачи имущества от 30 марта 2006 года, и материалов дела, а именно: технического паспорта, декларации об объекте недвижимости, поэтажный план, следует, что волеизъявление сторон, указанного договора, было направлено на передачу в собственность ФИО1 не только объекта с кадастровым номером № – нежилое помещение, 1 этаж, расположенного в здании по адресу: <адрес>, но и объекта с кадастровым номером №, являющегося подвалом данного здания.
Также, данный факт, подтверждается и действиями самого ФИО1, который осуществлял необходимый ремонт спорного объекта, оплачивал все необходимые платежи (л.д. 15-19), владел, пользовался и распоряжался данным объектом, как собственник.
В соответствии со ст. 17 Федеральном закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Отсутствие предусмотренной статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что ФИО1 не была произведена регистрация права собственности объект с кадастровым номером №, не является, с учетом указанных выше положений закона, основанием для исключения спорного объекта из состава наследственного имущества.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что недвижимое имущество – подвал, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, является наследственным имуществом, оставшимся после смерти ФИО1 и подлежит включению в наследственную массу.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Материалами дела подтверждено, что наследником ФИО1 по завещанию являются Кириллова Г.А..
14 октября 2015 года Кириллова Г.А. вступила в право наследования имущества, оставшегося после смерти ФИО1, а именно: денежного вклада по карточному счету №, открытому в ОАО «СБЕРБАНК»; всех полагающихся к выплате компенсаций, в том числе компенсации на оплату ритуальных услуг по счету №; нежилое помещение, площадью <данные изъяты>, расположенное на первом этаже здания по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по завещанию, выданными нотариусом нотариального округа города Мурманск Мурманской области ФИО3 (л.д.22, 23).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что единственным наследником ФИО1 является Кириллова Г.А., истец в установленный законом срок принял часть наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, следовательно, в соответствии с положениями статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял все причитающееся ему наследство.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Учитывая, что все свое имущество, в том числе объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 при жизни завещал Кирилловой Г.А., указанное завещание не отменено, не изменено и не признано недействительным, наследники, имеющие право на обязательную долю в наследстве отсутствуют, а также тот факт, что Кириллова Г.А. в установленный законом срок приняла часть наследственного имущества, принадлежавшего ФИО1, суд находит подлежащими удовлетворению и требования истца о признании за ней права собственности на имущество, оставшееся после смерти ФИО1 в порядке наследования по завещанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кирилловой Г.А. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования – удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего 04 апреля 2015 года, нежилое помещение – подвал, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Кирилловой Г.А. в порядке наследования по завещанию право собственности на нежилое помещение – подвал, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.Р. Лобанова