Дело № 2-3/204/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2015 года г. Гаджиево
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Барабановой Т.К.
при секретаре Бирулиной Ю.Л.
с участием
представителя истца Лысакова Б.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к войсковой части № о признании членом семьи военнослужащего,
У С Т А Н О В И Л:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к войсковой части № (далее по тексту в/ч №) о признании несовершеннолетнего ребенка жены членом его семьи. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с (ФИО)2, у которой имеется несовершеннолетний ребенок от предыдущего брака - (ФИО)3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поскольку материальное положение матери не позволяет обеспечить содержание ребенка, считает, что признание несовершеннолетней членом его семьи как военнослужащего обеспечит её льготами и компенсациями в соответствии с Федеральным Законом «О статусе военнослужащих».
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования и доводы, изложенные в иске, поддержал, пояснил, что ребенок находится на содержании (ФИО)1, последний оплачивает её обучение в ФГБОУ «Российский государственный педагогический университете им. А.И. Герцена», ежемесячно перечисляет денежные средства, занимался воспитанием и развитием ребенка. Просил признать (ФИО)3 членом семьи истца и возложить обязанность на ответчика внести соответствующую запись в послужной список военнослужащего.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – (ФИО)2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений и ходатайств об отложении рассмотрения дела не представила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - ФГУК «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений не представил.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судом принято решение о рассмотрении дела без участия сторон.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из преамбулы Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" видно, что данный Закон определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно абзацу 5 пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем согласно п. 22. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Согласно пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникавших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Как видно из сравнения норм двух приведенных выше законодательных актов, ЖК РФ устанавливает более широкий круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, являющегося нанимателем жилого помещения, чем это определено Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Следовательно, круг лиц, имеющих право как члены семьи военнослужащего на обеспечение совместно с военнослужащим жилой площадью по месту его службы, определяется именно нормами Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела и пояснений истца установлено, что (ФИО)1 является военнослужащим и проходит военную службу в войсковой части № (л.д. 10).
Как усматривается из имеющейся копии свидетельства о заключении брака истец и (ФИО)2 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).
Несовершеннолетняя (ФИО)3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком (ФИО)2 от предыдущего брака (л.д. 17-18). Биологический отец (ФИО)3 – (ФИО)4 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).
В процессе рассмотрения дела, судом установлено, что указанные лица проживают одной семьей, данным жилым помещении пользуются сообща, ведут совместное хозяйство, имеют общий семейный бюджет.
Так, согласно информации, представленной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №» несовершеннолетняя (ФИО)3 училась в указанном учреждении ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживала по адресу: <адрес>, совместно с родителями (ФИО)1 и (ФИО)2, которые активно участвовали в жизни ребенка (л.д. 30).
Также доказательством наличия фактических семейных отношений является то обстоятельство, что на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО)1 и членам его семьи: жене – (ФИО)2, а также дочери жены (ФИО)3 предоставлена служебная жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 23-25). Ребенок зарегистрирован в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 26).
Как следует из акта обследования жилищных условий семьи (ФИО)1, составленного специалистами Управления образования администрации МО ЗАТО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в указанном жилом помещении созданы надлежащие условия для проживания и воспитания несовершеннолетней (ФИО)3. Истец воспитывает девочку ДД.ММ.ГГГГ, при этом добросовестно выполняет отцовские обязанности по отношению к ней, содержит материально, покупает одежду, обувь, продукты питания, принадлежности для учебы, оплачивает обучение (л.д. 74-76).
В настоящее время (ФИО)3 обучается в ФГБОУ «Российский государственный педагогический университете им. А.И. Герцена» на платном факультете, стоимость одного семестра составила (...). При этом, стороной договора об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования от ДД.ММ.ГГГГ являлся (ФИО)1, который взял на себя обязательство по оплате обучения (ФИО)3 в указанном учебном заведении (л.д. 57).
Данных о непроживании ребенка по указанному адресу совместно с истцом до ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Разрешая дело по существу, суд исходит из соотношения доходов истца и матери несовершеннолетнего, и определения уровня обеспеченности матери нести расходы на содержание ребенка.
Так, согласно сведениям, представленным МБДОУ «Детский сад № 46» «Северяночка» (ФИО)2 работает в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и получает пособие в размере (...) в месяц, другого дохода не имеет (л.д. 36).
Анализ представленных доказательств показывает, что совокупный доход матери ниже установленного Постановлением Правительства Мурманской области от 31 июля 2013 года от №430 (в посл. ред. №315 от 11.06.2013г.) прожиточного минимума и не позволяет обеспечивать средствами всех детей необходимые для их полноценного существования.
Как следует из справки о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячный размер дохода (ФИО)1 составил около (...), годовой – (...) (л.д. 31).
В связи с этим суд приходит к выводу, что основным источником дохода семьи истца является его заработная плата, которая идет на содержание всех проживающих совместно с ним членов семьи, а, следовательно, несовершеннолетняя (ФИО)3 находится на полном содержании (ФИО)1, самостоятельного заработка не имеет, получает от него материальную помощь, которая является для неё постоянным и основным источником дохода, что подтверждается выписками по счету, открытому в ОАО «Сбербанк России» на имя (ФИО)3, согласно которым, истец регулярно перечисляет последней денежные средства в размере примерно (...). Указанные обстоятельства также подтверждаются выписками по счетам (ФИО)1 (л.д. 38-56).
Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» на неусыновленных детей супруга военнослужащего от другого брака социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего.
Порядок внесения сведений о членах семьи военнослужащих в их личные дела регулируется Правилами составления и ведения личных дел (Приложение № 5 к Наставлению по учету личного состава Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.12.2005г. №085).
К членам семьи военнослужащего, сведения о которых должны быть внесены в его личное дело, относятся лица, названные в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».
Запись сведений о членах семьи производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГС или решений судов.
Таким образом, принимая во внимание, что ребенок проживает с истцом одной семьей с шестилетнего возраста, постоянно находится на его иждивении, между ними сложились родственные отношения, суд приходит к выводу, что (ФИО)3 в силу закона, а именно статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, является членом семьи (ФИО)1, и с учетом указанного, несовершеннолетняя по смыслу статьи 2 ФЗ "О статусе военнослужащих" является членом семьи истца.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в том числе в части обязания командира войсковой части № внести ребенка в личное дело военнослужащего, поскольку из материалов дела усматривается, что в личном деле военнослужащего (ФИО)1 не внесена запись о том, что несовершеннолетняя (ФИО)3 является членом его семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования (ФИО)1 к войсковой части № – удовлетворить.
Признать несовершеннолетнюю (ФИО)3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи (ФИО)1.
Обязать командира восковой части № включить несовершеннолетнюю (ФИО)3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в личное дело (ФИО)1, как члена семьи военнослужащего.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Гаджиево в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.К. Барабанова