РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2011 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВА В.А.,
истца БРУЦКОЙ Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1892/2011 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах БРУЦКОЙ Н.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Министерству финансов Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
7 сентября 2011 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах БРУЦКОЙ Н.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в котором просил:
обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» поставить БРУЦКУЮ Н.А. на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающуюся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, направить документы об этом в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области;
возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в срок шесть месяцев после вступления решения суда в законную силу приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» Свердловской области, для БРУЦКОЙ Н.А.; и безвозмездно передать приобретенное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» для целевого распределения его БРУЦКОЙ Н.А.;
обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» оформить полученную квартиру в собственность муниципального образования и предоставить переданное ей Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилое помещение, приобретенное для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - БРУЦКОЙ Н.А. по договору социального найма.
В обоснование требований прокурор указал, что БРУЦКАЯ Н.А. (добрачная фамилия Ч.) ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления Главы Администрации Ленинского района г. Н. Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № истец была определена в детский дом за счет родителей. Мать истца Ч. в сентябре <...> года лишена родительских прав в отношении истца на основании решения Ленинского районного суда города Нижний Тагил; отец истца Ч. умер ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за истцом закреплено не было, истец воспитывалась в ГОУ СО «Нижнетагильский детский дом-школа №», где имела регистрацию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в <...>, в течение обучения проживала в общежитии училища. После окончания училища истцу было предоставлено место в общежитии по адресу: г. Н. Тагил, <адрес>, где она проживает по настоящее время. Примерно в 2000-2001гг. истец была постановлена в очередь на получение социального жилья; в 2003 году ей было предложено жилье в <адрес> за плату с рассрочкой выплаты в течение 20-ти лет с внесением первого взноса в размере 10 % стоимости квартиры. При этом истцу не было разъяснено право на постановку на учет в льготную очередь для получения социального жилья. На сегодняшний день, истец поставлена в очередь на получение жилья под номером 1062.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец имеет право на получение вне очереди жилья по договору социального найма в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав. С учетом этого на заседании Президиумам Правительства Свердловской области 16 августа 2010 года было принято решение разработать план поэтапного обеспечения жильем в необходимом объеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающий, начиная с 2010 года, ввод не 400 квартир.
Неисполнение требований действующего законодательства, направленного на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает право истца на жилье, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации.
Старший помощник прокурора Ленинского района город Нижний Тагил Свердловской области МАСЛЕННИКОВ В.А. и истец БРУЦКАЯ Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 24 октября 2011 года № 20-04-01-6695, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика в письменном отзыве указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возражает против заявленных требований по следующим основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 57 устанавливает, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения. Из этого не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП.
Решение суда подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу либо в течение 2-х месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, обязанность, о возложении которой просит истец, будет иметь срок, в течение которого она должна быть исполнения, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленный Порядком обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, что повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения детей-сирот, т.к. фактическим истец требует предоставить жилье без соблюдения норм, предусмотренных Порядком и без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Истец фактически просит предоставить дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком.
Просил в иске отказать.
Представитель Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 8 ноября 2011 года, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решении о рассмотрении спора по существу в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве представитель ответчика указал, что ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям.
Истец в соответствии с Постановлением Главы города Нижний Тагил от 4 декабря 2002 года № 1019 принята на учет для приобретения (купли-продажи) жилого помещения муниципального жилищного фонда. Данный вид учета производится на основании личных заявлений граждан и не связан с учетом граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилых помещений на условиях социального найма. С заявлением о принятии на учет, как лицо, относящееся к категории детей-сирот, истец до наступления возраста 23 лет в органы местного самоуправления не обращалась.
За счет средств областного бюджета категория детей-сирот обеспечивается в случае, если они не имеют закрепленного жилого помещения. В настоящее время истец проживает в жилом помещении муниципального жилищного фонда социального использования по адресу: <адрес>. Со здания статус общежития снят на основании Постан6овления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №. Площадь жилого помещения составляет более <...> кв. метров. При наличии данных обстоятельств истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. обеспечена жилой площадью более учетной нормы.
Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление от 19 октября 2011 года. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица в письменном отзыве в обоснование своей позиции по делу указал, что согласно статьей 8 от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Правительство Свердловской области в соответствии с действующим законодательством в данной сфере обеспечивает составление проекта областного бюджета, где бюджетные ассигнования на обеспечение данной категории граждан предусмотрены и на 2011 год. Ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления. Для установления права на обеспечение жилым помещением на основании закона № 159-ФЗ необходимо, чтобы гражданин относился к установленной категории и не имел закрепленного жилого помещения. Порядок обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями предполагает постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, который необходим для определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.
Установление в решении суда срока, относительно возложения на ответчиков определенных действий, связанных с передачей имущества, является незаконным и заведомо неисполнимым в указанные сроки, поскольку сроки передачи жилых помещений, приобретение жилых помещений, предоставление списков, регулируются нормами действующего законодательства, кроме того содержат сроки совершения действий уполномоченными на то органами.
Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует разрешению спора по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения стороны истца, огласив возражения ответчиков и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 38, частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 163-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом Свердловской области от 26 ноября 2010 года № 100-ФЗ «Об областном бюджете на 2011 год» функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с указанным Порядком получателем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований.
Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.
Статус БРУЦКОЙ Н.А. как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о ее рождении ДД.ММ.ГГГГ, в котором матерью указана Ч., отцом - Ч.; решением Ленинского районного суда г. Н. Тагила 19 сентября 1993 года о лишении Ч. родительских прав в отношении дочери, свидетельством о смерти отца, умершим ДД.ММ.ГГГГ; Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Н. Тагила от ДД.ММ.ГГГГ № об определении истца в детский дом за счет родителей.
Истец являлась воспитанницей ГОУ СО «Нижнетагильский детский дом-школа №», где имела регистрацию. При помещении в детский дом-школу жилая площадь за истцом не закреплялась, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, справкой детского дома от 12 мая 1998 года исх. 104, и справкой инспектора по охране прав детей, согласно которым на момент помещения истца в детский дом имущества и жилья не имела (квартиру родители продали). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <...>, на период обучения проживала в общежитии училища.
До окончания пребывания истца в детском доме, руководителем детского дома ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника управления по жилищной политике при Главе Администрации города Нижний Тагил направлялось письмо, в котором указывалось, что истец в июне <...> года выпускается из детского дома в <...>, и просил поставить истца на льготную очередь по получению жилья или предоставить место в общежитии по окончании училища. Письмо завизировано надписью о предоставлении общежития по окончанию училища.
При направлении истца на обучение в <...>, Администрация города Нижний Тагил в адрес образовательного учреждения направила письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 31-470, в котором гарантировала, что в период обучения и после окончания училища вопросы социальной защиты быта, трудоустройства детей, не имеющих родителей, будут решать совместно с училищем органы опеки и попечительства Администрации Ленинского района.
По окончанию училища Администрацией города Нижний Тагил истцу, как выпускнику детского дома, был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ № на вселение в общежитие по адресу: <адрес>, койко-место. Истец вселилась в данное общежитие и зарегистрирована в нем по настоящее время.
Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области отДД.ММ.ГГГГ № дом по адресу: <адрес> отнесен к специализированному жилищному фонду; Постановлением Главы города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанное постановление отменено.
Доводы стороны ответчика, что в настоящее время истец занимает комнату № по <адрес> на условиях социального найма, документально не подтверждено, договора социального найма суду не представлено, факт заключения данного договора истцом опровергается; в справке о регистрации от 25 октября 2011 года по месту жительства истца в доме по <адрес> отсутствуют сведения о номере квартиры или комнаты, ее размерах; также отсутствуют данные сведения и в карточке регистрации. По сведениям МУ «СПО» от 31 октября 2011 года № 10214, по принятой на 1 января 2009 года от МУП «ЕЦПиР» базе начислений платы за пользование муниципальными жилыми помещениями (наем) лицевой счет по адресу: <адрес>, был открыт на нанимателей Ц. (жилая площадь <...> кв. метров) и на нанимателя Л. (жилая площадь <...> кв. метров). Из пояснений истца следует, что до настоящего времени оплачивает жилищно-коммунальные услуги за <...> кв. метра. Из указанных обстоятельств следует, что договор социального найма с истцом не заключался, жилищно-коммунальные услуги до настоящего времени начисляются за койко-место, счет открыт на двух лиц, в том числе истца, второе лицо членом семьи истца не является.
Ссылки стороны ответчика на то обстоятельство, что истец до достижения возраста 23 лет и до настоящего времени не признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, состоит на учете по приобретению жилья, судом не могут быть приняты во внимание.
Из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.
В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
До настоящего времени жилье истцу не предоставлено, более того администрация детского дома, где находилась истец, обращалась в муниципалитет по вопросу предоставления истцу жилого помещения, затем непосредственно сама истец с таким вопросом обращалась в Администрацию города, однако ей было предложено приобретение жилья в рассрочку, с чем она согласилась.
Вместе с тем, гарантированные государством права истца нарушены, до настоящего времени жильем в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета она не обеспечена.
Также несостоятельны и доводы представителя третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» на необоснованность заявленных требований, влекущих нарушение Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, посредством строительства (приобретения) жилого помещения для истца вне рамок выделенных денежных средств на эти цели, и нарушение прав лиц, относящихся к той же социальной категории, что и истец.
Российская Федерации, являясь социальным государством, что закреплено в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство и его органы, принявшее на себя обязательство по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны исполнять данные обязательства и недостаточность денежных средств не может служить основанием для неисполнения государством и его органами принятых на себя обязательств. Удовлетворение требований истца не может повлечь нарушение прав других лиц, относящихся к той же социальной категории, поскольку их права не взаимосвязаны и удовлетворение требований истца не исключает и умаляет прав других лиц, защита и соблюдение которых возложена на государственные органы исполнительной власти. Исходя буквального толкования статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что право истца на обеспечение жильем социального использования нарушено, то соответственно на ответчиков должна быть возложена обязанность по участию в процедуре предоставления жилья истцу, установленной Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок предоставления жилья - не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является нецелесообразным, поскольку Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, предусмотрены сроки совершения соответствующий действий уполномоченными на то органами, которые не могут зависеть или изменяться от усмотрения других лиц.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах БРУЦКОЙ Н.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» принять БРУЦКУЮ Н.А. на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, нуждающегося вне очереди в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; включить в Список нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; направить Список в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение для БРУЦКОЙ Н.А. за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области, и безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области для целевого распределения его БРУЦКОЙ Н.А..
Обязать Администрацию муниципального образования «город Нижний Тагил» Свердловской области оформить в муниципальную собственность жилое помещение, переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области построенное (приобретенное) для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, БРУЦКОЙ Н.А., и заключить с БРУЦКОЙ Н.А. договор социального найма жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения изготовления мотивированного текста решения, с подачей кассационной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Председательствующий - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА