Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1612/2011 ~ М-1689/2011 от 09.09.2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й     Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Изобильный                                                    16 сентября 2011 года

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Спиридоновой И.А.,

при секретаре судебного заседания Нурулиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда                             гражданское дело по заявлению Алексанян Д.М. об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления,

                                          У С Т А Н О В И Л :

в суд обратилась Алексанян Д.М. с заявлением о признании постановления администрации пос.Рыздвяного Изобильненского района от ДД.ММ.ГГГГ за и действия администрации пос.Рыздвяного Изобильненского района об исключении её из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 1 человек, под №1, исключении её из списка граждан, ставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма составом 1 человек, под №1 незаконными; возложении обязанности на администрацию пос.Рыздвяного включить Алексанян Д.М. в общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и в список граждан имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма с даты постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий - ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 1 человек.

         Заявитель Алексанян Д.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала и пояснила, что состоит в списке граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма администрации п.Рыздвянного Изобильненского района СК с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи-1 человек, под №1. Состояла до ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в администрации пос.Рыздвяного Изобильненского района СК под №1. И в списках граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма в администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района СК под №1, так как она является инвалидом 2 группы и имеет согласно постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года « Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» заболевание - эпилепсии с припадками.

В настоящее время согласно извещения администрации пос.Рыздвяного от ДД.ММ.ГГГГ её исключили из всех списков граждан-очередников, в связи с тем, что общая площадь занимаемого жилого помещения (79,10 кв.м.) превышает установленную учетную норму в соответствии с решением Совета поселка Рыздвяного Изобильненского района СК от 30.11.2010г.,№438 (12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи).

В связи с её заболеванием - эпилепсия она вынуждена была зарегистрироваться временно и проживать в домовладении брата, по адресу <адрес>, так как ей тяжело передвигаться, в любой момент она может упасть из-за приступов, спускаясь с пятого этажа квартиры, где зарегистрированы её отец и братья по адресу <адрес>, так как такие случаи уже происходили с ней, и она вынуждена проживать в домовладении брата, так как не имеет в собственности своего жилья, не имеет средств снять или приобрести жилье в силу своего физического и материального состояния. Домовладение принадлежит её брату Алексанян Д.М., на праве собственности, согласно свидетельства о государственной регистрации права на недвижимость от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент ставится вопрос о создании семьи братом Алексанян Д.М. и заселением в домовладение, в связи с этим она будет вынуждена выселиться, не имея при этом никакого жилья. Тем самым также ущемляется право владения, пользования собственностью её брата Алексанян Д.М. Ею в администрацию поселка Рыздвяного были предоставлены документы подтверждающие её инвалидность и заболевание (справка серия МСЭ-2009 и выписки из истории болезни о имеющемся заболевании-эпилепсии), но по сведениям администрацией были утеряны данные документы, в связи с отсутствием документов подтверждающих тяжелую форму хронического заболевания она была исключена из списков внеочередников.

То есть на тот момент, когда администрация ставила её на учет в списки внеочередников это право подтверждалось документами, а в настоящее время данные документы отсутствуют, хотя администрация каждый год брала сведения о её заболевании из школы, где она училась, потом подтверждение о заболевании предоставлялись её матерью Б. Её вины в отсутствии подтверждающих документов о заболевании эпилепсии с частыми припадками в администрации пос.Рыздвяного - нет, так как она постоянно предоставляла данные документы.

Считает данное решение незаконным и необоснованным, так в соответствии с ФЗ-№181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» ст. 17 инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

Вместе с тем, в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что гражданами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Данными действиями администрации пос.Рыздвянного Изобильненского района, СК, были нарушены её права и свободы как гражданина.

       Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица, администрации п.Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края Букреева И.Н., в судебном заседании пояснила, что требования Алексанян Д.М. незаконны, доводы необоснованны по следующим основаниям:

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Алексанян Д.М. состояла на учете в администрации поселка Рыздвяного с ДД.ММ.ГГГГв общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1 в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, вставших учет до ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи -1 человек, под номером 1; в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1.

На основании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края» (в деле данные документы имеются), согласно которому Алексанян Д.М. была исключена из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи - 1 человек, а именно:

из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1.

из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, вставших учет до 1 марта 2005 г., составом семьи -1 человек, под номером 1;

из списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1 на основании пункта 1 части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма), а именно, в связи с тем, что общая площадь занимаемого жилого помещения (79,10 кв.м.) превышает установленную учетную норму в соответствии с решением Совета поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ (12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи).

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Домовладение (жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>, в котором с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает Алексанян Д.М., принадлежит ее родному брату - А. на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 26 от ДД.ММ.ГГГГ В вышеуказанном домовладении, вместе с Алексанян Д.М. зарегистрированы и проживают ее брат - А.2, <данные изъяты> и мать- Б., <данные изъяты> (сведения отражены в акте обследования жилищных условий гражданина от ДД.ММ.ГГГГ и домовой книге домовладения в копии учетного дела).

До ДД.ММ.ГГГГ Алексанян Д.М. была зарегистрирована и проживала в <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> края, предоставленной ее отцу - А.1, 1956 года рождения, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время вышеуказанная квартира является муниципальной собственностью поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из реестра государственного имущества <адрес>», изданного для исполнения распоряжения Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ -рп, а также на основании акта приема-передачи от ГУП ЖКХ Изобильненского района Ставропольского края на баланс администрации п. Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ а также выпиской из реестра муниципальной собственности (копии прилагаются).

В данное время, согласно поквартирной карточки в <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> края, вместе с нанимателем (А.1) зарегистрированы его сыновья: А.3, 1982 года рождения, А., 1984 года рождения (собственник жилого <адрес> и в котором проживает Алексанян Д.М.), и невестка -А.4, 1990 года рождения. С заявлением о приватизации квартиры наниматель и члены его семьи в администрацию поселка Рыздвяного на сегодняшний день не обращались.

Следовательно, изменилось постоянное место жительства Алексанян Д.М. и ее жилищные условия. В связи с регистрацией и проживанием с ДД.ММ.ГГГГ Диана Михайловна приобрела право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 79,10 кв.м

Таким образом, действия администрации поселка Рыздвяного, выразившиеся в исключении Алексанян Д.М., ставшей на учет ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи - 1 человек, из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно: из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1 изсписка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, вставших учет до ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи -1 человек, под номером 1;

из списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1 на основании пункта 1 части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма) законны и правомерны.

В своем заявлении Алексанян Д.М. ссылается на то, что она страдает тяжелой формой хронического заболевания - эпилепсией с частыми припадками. Невозможность совместного проживания с таким больным в одном жилом помещении должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями лечебно - профилактических учреждений по месту жительства больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно - профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом. Необходимое заключение с указанием конкретного заболевания у Дианы Михайловны отсутствует.

Просит отказать в заявленных требованиях.

         

Согласно ч.2 ст.47 ГПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.

Определением суда о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле были привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Министерство финансов Ставропольского края для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей по защите прав, свобод и законных интересов других лиц.

Представитель Министерства труда и социальной защиты населения СК К. извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, телефонограммой, в порядке ст. 113 ГК РФ, в суд не явился, в своем отзыве указал, что при наличии необходимых условий признание граждан нуждающимися в улучшений жилищных условий относится к исключительному ведению органа местного самоуправления по месту жительства, который при этом должен строго руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации (далее -ЖК РФ), другими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Ставропольского края.

На основании информации администраций городских округов и муниципальных районов министерство формирует краевые списки граждан для обеспечения их жилым помещением в соответствии федеральным законодательством, в т.ч. в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Далее указанные списки направляются в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, которое уполномочено на предоставление гражданам субсидии для приобретения гражданам жилья.

По состоянию на 14 сентября т.г. Алексанян Д.М. как инвалид значится в краевом списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. номер очереди 1114.

Информации о снятии ее с учета в министерство не поступало.

Одновременно следует отметить, что основанием снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении являются причины, изложенные в ст. 56 ЖК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим.

Министерство не располагает информацией, по каким основаниям Алексанян Д.М. была признана нуждающейся в жилом помещении, соответственно не может дать заключение о правомерности (неправомерности.) снятия ее с учета. В то же время, как следует из заявления Алексанян Д.М. она в настоящее время проживает по адресу, который отличается от адреса, по которому она значится в краевом списке. То есть, налицо изменение условий проживания, что дает основание полагать, что действия администрации пос. Рыздвяного были правомерны.

В то же время, в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сведениями, относится ли заявительница к указанной категории, министерство не располагает.

Просит дело рассмотреть без участия их представителя, в рамках действующего законодательства.

Представитель министерства финансов Ставропольского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, телефонограммой, в порядке ст. 113 ГК РФ, в суд не явился, отзыв не представил.

Суд полагает правильным рассмотреть дело без участия представителя министерства финансов Ставропольского края, поскольку согласно норм ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, рассматривается судом в течение десяти дней. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, исследовав материалы дела, учетное дело Алексанян Д.М., выслушав лиц, участвующих в деле, полагает правильным удовлетворить заявление Алексанян Д.М. частично, а именно признать незаконным постановление администрации пос.Рыздвяного от ДД.ММ.ГГГГ за в части исключения Алексанян Д.М. из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 1 человек, под №1, исключении её из списка граждан, ставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма составом 1 человек, под №1, с возложением обязанности на администрацию пос. Рыздвяного по исправлению этих нарушений.

Свидетель Б. в судебном заседании пояснила, что является матерью Алексанян Д.М., считает, что её дочь Диану исключили незаконно из списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с заболеванием Дианы, частыми приступами эпилепсии, полным отключением сознания в этот момент, неожиданными падениями, проживание в квартире на пятом этаже по адресу <адрес>, опасно и невозможно. Администрация поселка Рыздвяного несколько раз снимала ее с очереди, обещала, что Диана получит квартиру. Жилым домом по <адрес> владеет на праве собственности А., родной брат Алексанян Д.М., он в этом доме планирует создать и проживать со своей семьей. Просила удовлетворить требования Алексанян Д.М.

       

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

      Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Одновременно следует отметить, что основанием снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении являются причины, изложенные в ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ). Указанный перечень является исчерпывающим.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования Алексанян Д.М. в части, суд исходит из того, что в судебном заседании установлено, что Алексанян Д.М. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, чего не отрицали стороны в судебном заседании, состоит:

в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма администрации пос. Рыздвяного, составом семьи - один человек, под № 1;

в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в администрации пос.Рыздвяного ;

в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма в администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района СК под №1, так как она является инвалидом 2 группы и имеет согласно постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года « Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» заболевание - эпилепсии с припадками.

Вместе с тем, согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление администрации поселка Рыздвяного от ДД.ММ.ГГГГ «Об очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края», в отношении Алексанян Д.М. и Г., по которому Алексанян Д.М. была исключена из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи - 1 человек, а именно:

из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1.

из списка граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, вставших учет до ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи -1 человек, под номером 1;

из списка граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1 на основании пункта 1 части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма), а именно, в связи с тем, что общая площадь занимаемого жилого помещения (79,10 кв.м.) превышает установленную учетную норму в соответствии с решением Совета поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края от 30 ноября 2010 г. № 438 (12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи).

Как указано в отзыве Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Алексанян Д.М. как инвалид значится в краевом списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. номер очереди 1114. Информации о снятии ее с учета в министерство не поступало.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне. Этот перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и включает в себя следующие заболевания (исчерпывающий перечень конкретных заболеваний):

активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;

злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

эпилепсия с частыми припадками;

гангрена конечностей;

гангрена и некроз легкого;

абсцесс легкого;

пиодермия гангренозная;

множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

кишечный свищ;

уретральный свищ.

Одновременно, как установлено судом и видно из материалов дела, заявитель является инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МУЗ «Изобильненская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Алексанян Д.М.состоит на «Д» учете у врача психиатра с диагнозом: эпилепсия генерализованная, судорожная форма с частыми приступами, с изменением личности; справкой серии МСЭ-2009 о том, что Алексанян Д.М. является инвалидом с детства, второй группы и Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, судом установлено, что заявитель Алексанян Д.М. страдает тяжелой формой хронического заболевания.

Согласно паспортным данным заявителя, Алексанян Д.М. Диана зарегистрирована в <адрес>.

Как следует из извещения администрации пос. Рыздвяного от ДД.ММ.ГГГГ Алексанян Д.М. исключена из списков граждан-очередников, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что общая площадь занимаемого помещения (79, 10 кв. м) превышает установленную учетную норму (12 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи).

Вместе с тем, из представленного свидетельства о государственной регистрации права серии следует, что жилым <адрес> владеет на праве собственности А..

Из акта обследования жилищных условий Алексанян Д.М. от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в <адрес> проживают брат А.2, мать Б. и заявитель Алексанян Д.М..

Суд считает, что доводы представителя администрации <адрес> о том, что поскольку изменилось постоянное место жительства Алексанян Д.М. и ее жилищные условия, в связи с регистрацией и проживанием с ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 79,10 кв.м, в связи с чем ее следует исключить из всех трех списков нуждающихся в жилых помещениях, незаконны, так как в судебном заседании установлено, что в этом доме проживает родной брат и мать заявителя, дом является собственностью другого родного брата заявителя, в <адрес> в <адрес> вместе с нанимателем (А.1) зарегистрированы его сыновья: А.3, 1982 года рождения, А., <данные изъяты> (собственник жилого <адрес>), и невестка -А.4, <данные изъяты>. Таким образом, квартира заселена несколькими семьями, собственником указанной квартиры является отец заявителя, жилой <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности родному брату заявителя, сама Алексанян Д.М. Диана относится к категории граждан-инвалидов и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет какого-либо закрепленного за ней жилого помещения.

Статья 27Конституции Российской Федерации представляет каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст.3 ФЗ РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

        Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 02.02.1998 г. № 4 - П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713», регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В судебном заседании заявитель обосновывая заявленные требования указала, что в связи с её заболеванием, частыми приступами эпилепсии, неожиданных падений в связи с этим, проживание в квартире на пятом этаже по адресу <адрес>, опасно, то же подтвердила и свидетель Б.

Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия заявителя по вселению в дом брата и регистрации в нем.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В части первой ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, кроме того, суд считает, что за Алексанян Д.М., не реализовавшей до 1 марта 2005 г. свое право на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма, независимо от времени ее принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что Алексанян Д.М., являющаяся инвалидом, страдающая тяжелой формой хронических заболеваний, вставшая до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, она вправе претендовать на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории граждан-инвалидов, нуждается в жилом помещении и не имеет какого-либо закрепленного за ней жилого помещения.

При этом проживание заявителя в доме брата, площадью 79, 10 кв.м. не может служить основанием для исключения заявителя Алексанян Д.М., как гражданина-инвалида из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 1 человек, под №1, исключении её из списка граждан, ставших на учет до 1 марта 2005 года, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма составом 1 человек, под №1.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Удовлетворяя частично заявление Алексанян Д.М., а именно в части признания незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за об исключении Алексанян Д.М. из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 1 человек, под №1, исключении её из списка граждан, ставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма составом 1 человек, под №1 и поскольку орган местного самоуправления, в лице администрации п.Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края, исключил заявителя из трех указанных списков, суд считает необходимым обязать администрацию п.Рыздвяного устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Алексанян Д.М., путем возложения обязанности на администрацию пос.Рыздвяного включить Алексанян Д.М. в общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и в список граждан имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма с даты постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий - ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 1 человек.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 51, ст. 53 ЖК РФ, Указом Президента РФ № 714 от 07.08.2008 г., ст.ст. 56, 194-199, 210, гл.25 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

заявление Алексанян Д.М. об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края - удовлетворить.

Признать действия органа местного самоуправления - администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края, выразившиеся в вынесении постановления администрации поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края от 22 августа 2011 года об исключении Алексанян Д.М. из общего списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 1 человек, под №1; исключении Алексанян Д.М. из списка граждан, ставших на учет до 1 марта 2005 года, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма составом 1 человек, под №1 - незаконными.

Возложить обязанность на администрацию поселка Рыздвяного Изобильненского района Ставропольского края по включению Алексанян Д.М. в:

общий список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1;

список граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, вставших учет до 1 марта 2005 г., составом семьи -1 человек, под номером 1;

      список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, составом семьи -1 человек, под номером 1 на основании пункта 1 части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

         Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение десяти дней через Изобильненский районный суд             

       

     Судья                                                                   И.А. Спиридонова

2-1612/2011 ~ М-1689/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексанян Диана Михайловна
Ответчики
Администрация п.Рыздвяного
Суд
Изобильненский районный суд Ставропольского края
Судья
Спиридонова Инна Анатольевна
Дело на странице суда
izobylnensky--stv.sudrf.ru
09.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2011Передача материалов судье
12.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2011Предварительное судебное заседание
16.09.2011Судебное заседание
20.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2012Дело оформлено
16.02.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее