Дело №2-453/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 июля 2017 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Шихалевой Е.Л.
при секретаре Борцовой В.А.
р рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павлова Д.В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Талицкому району об обязании поставить на учет для предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л
Павлов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Талицкому району об обязании поставить на учет для предоставления жилого помещения, мотивируя тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет (в очередь) на жилье. Получил отказ, так как ставят на учет от 18 до 23 лет. А на данный момент ему 25 лет и в очереди он никогда не состоял, потому что не был оповещен об этом. Сейчас у него одиннадцатимесячный ребенок, нет работы и проживать негде.
Просит обязать Управление социальной политики поставить его в очередь на получение жилого помещения.
В судебном заседании истец на иске настаивал, указав, что он являлся ребенком сиротой. О своем праве состоять на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда он не знал, его опекун проявил бездействие. В собственности он жилья не имеет и никакое жилое помещение за ним не закреплено.
Представитель ответчика Управления социальной политики по Талицкому району Бородулина Л.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, суду представлен письменный отзыв (л.д.27-29).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 за №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как установлено в судебном заседании, Павлов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о постановке его на учет на предоставление ему жилого помещения как лица из детей –сирот (л.д.31).
В удовлетворении заявления ему было отказано по причине того, что с указанным заявлением истцу необходимо было обратиться до достижения 23 летнего возраста. В настоящее время, он утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а следовательно утратил право на обращение с вышеназванным заявлением (л.д.30).
Между тем, рассматривая требование истца, суд установил, что Павлов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца П.Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Талицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении Павлова Д.В. Умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11,12,13,16-18)
Отец истца П.В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 1997 года состоит на «Д» учете в наркологическом кабинете МУЗ «Талицкая ЦРБ», воспитанием и содержанием ребенка не занимался.
Павлов Д.В.с ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой сначала бабушки П.Ю.С., затем тети П.Н.А. (л.д. 15,32-33)
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец признавался лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что мать была лишена родительских прав, а отец состоит на «Д» учете в наркологическом кабинете МУЗ «Талицкая ЦРБ», воспитанием и содержанием ребенка не занимался (л.д.32)
Жилое помещение за истцом не закреплено. Жилого помещения в собственности не имеет (л.д.13,37-38 ), жилого помещения по договору социального найма истцу предоставлено не было. Истец не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением Талицкого городского округа.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
На основании изложенного, требования истца о признании за ним права на получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на учет заявлены обоснованно.
Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; установление обстоятельств того, что лицо предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ и до достижения им совершеннолетия (24.11.2009г.) пребывал под опекой П.Н.А. При этом, ни опекуном, ни органами опеки и попечительства, ни образовательными учреждениями не был решен вопрос о постановке истца на учет для получения жилого помещения.
Доводы истца о том, что он своевременно не был поставлен на учет нуждающихся в получении жилья в результате бездействия опекуна, суд находит состоятельными.
В соответствии со ст.4 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В данном случае государство в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, а также назначенного опекуна, призванных защищать права этих детей, свои обязанности не выполнили и права ребенка, оставшегося без попечения родителей, не защитили.
Поскольку истец на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлся несовершеннолетним и его вины в нарушении его прав на получение жилья, не имеется, он не может нести ответственность за бездействие опекуна, органов местного самоуправления и органов опеки.
В силу ст.1, ч.9 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 за №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст.1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст.8).
Как следует из пояснений истца, о наличии своего права о постановке на учет на предоставление ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей он не знал. Об указанном праве ему не сообщалось. Узнал о праве на постановке на учет только в апреле 2017 года от своей бабушки.
На основании изложенного, Павлов Д.В. не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на предоставление ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.