Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г.о. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе
председательствующего Дерунова Д.А.,
при секретере судебного заседания Пендюриной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску прокурора Ленинского района города Самары в защиту интересов РФ к Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области о признании незаконным действий и возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Самары обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области о признании незаконным действий и возложении обязанности осуществить действия, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Самары проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области. Согласно Единого государственного реестра юридических лиц ФИО1 значится как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ООО «ПОДЪЕМ», ИНН <данные изъяты>, точнее является учредителем (единственным участником) и директором указанного юридического лица.
ООО «ПОДЪЕМ» не могло осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: численность работников и материально-производственная база недостаточны для ведения деятельности в тех объемах, которые следуют из налоговой декларации по НДС за 1, 2 квартал 2022 года, недостоверность об адресе (месте нахождения), отсутствие движения денежных средств на расчетном счете, что свидетельствует об отсутствии взаиморасчетов ООО «ПОДЪЕМ» с поставщиками и покупателями.
Таким образом, в налоговых декларациях по НДС за 1 квартал 2022 года (корректировка/ версия №), 2 квартал 2022 года (корректировка/ версия №) ООО «ПОДЪЕМ» отражены недостоверные сведения об операциях, не связанных с реальной экономической деятельностью организации, и настоящие налоговые декларации не соответствуют положениям норм НК РФ.
Вместе с тем, указанные налоговые декларации приняты МИ ФНС России № 18 по Самарской области.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным факт принятия МИ ФНС России № 18 по Самарской области налоговой деклараций по НДС за 1 квартал 2022 года (корректировка/ версия № 0), 2 квартал 2022 года (корректировка/ версия № 0,1) в отношении ООО «ПОДЪЕМ». Обязать МИ ФНС России № 18 по Самарской области исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 1 квартал 2022 года (корректировка/ версия № 0), 2 квартал 2022 года (корректировка/ версия № 0,1) в отношении ООО «ПОДЪЕМ». Запретить МИ ФНС России № 18 по Самарской области осуществлять прием и обработку налоговых деклараций по НДС в отношении ООО «ПОДЪЕМ». Обратить судебный акт по настоящему делу к немедленному исполнению.
Помощник прокурора Ленинского района ФИО5 в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика- ФИО6, действующая на основании доверенности и диплома, ФИО7, действующая на основании доверенности административные исковые требования признали.
Заинтересованное лицо- УФНС России по Самарской области в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Причины неявки суду не известны.
Представитель ООО «Подъем» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, путем направления судебной повестки. Причины неявки суду не известны. В силу положений ст. 101 КАС судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Суд учитывает, что информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.
Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административный иск подан по результатам проверки соблюдения требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами.
В этой связи подача прокурором иска в суд правомерна.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Самары проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства о регистрации юридических лиц, налогового законодательства должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области.
Согласно Единого государственного реестра юридических лиц ФИО1 значится как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ООО «ПОДЪЕМ», ИНН 6314048565, точнее является учредителем (единственным участником) и директором указанного юридического лица.
По результатам проведенных контрольных мероприятий в отношении ООО «ПОДЪЕМ» налоговым органом установлено:
- неуплата НДС за 1 квартал 2022 года, 2 квартал 2022 года в результате неправомерного предъявления к вычету НДС от «недобросовестных» контрагентов, при отсутствии реальных хозяйственных отношений, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение, которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля в отношении ООО «ПОДЪЕМ» установлены признаки «транзитных» организаций, используемых для создания формального документооборота без ведения реальной финансово-хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды организациями-выгодоприобретателями:
- в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ПОДЪЕМ» (заявление заинтересованного лица (собственника помещения) от ДД.ММ.ГГГГ);
- в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности руководителя ООО «ПОДЪЕМ» от ДД.ММ.ГГГГ;
- движение денежных средств на расчетном счете отсутствует;
- сумма налоговых вычетов по НДС – 100%;
- отсутствие численности;
- отсутствие основных средств;
- сумма неподтвержденных налоговых вычетов (расхождения после завершения камеральной налоговой проверки) – 2 516 868, 44 руб.;
Указанным юридическим лицом представлена налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2022 года от ДД.ММ.ГГГГ (корректировка №), сумма исчисленного НДС по книге покупок (раздел 8) – 702 856, 67 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж (раздел 9) – 710 478, 14 руб., сумма НДС, исчисленная к уплате – 7 621, 00 руб., подписант – законный представитель ФИО1
В книги покупок (разделе 8) ООО «ПОДЪЕМ» заявлены счета-фактуры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по взаимоотношениям с контрагентом:
ООО «Стимул» ИНН № на сумму НДС – 702 857, 00 руб. Настоящее юридическое лицо не могло осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ФИО8 и ДД.ММ.ГГГГ – в отношении адреса регистрации внесены записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поступление денежных средств от ООО «ПОДЪЕМ» отсутствует.
Таким образом, о создании формального документооборота между ООО «ПОДЪЕМ» и ООО «Стимул» свидетельствует то, что численность работников и материально-производственная база недостаточны для ведения деятельности в тех объемах, которые следуют из налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2022 года.
В книге продаж (раздел 9) ООО «ПОДЪЕМ» заявлены счета-фактуры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по взаимоотношениям с контрагентами: ООО «ТАШ» ИНН № на сумму НДС 147 745 руб., ООО «ЗАВЕСА» ИНН № на сумму НДС 133 550, 00 руб. ДД.ММ.ГГГГ в отношении адреса регистрации ДД.ММ.ГГГГ в отношении руководителя внесены записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ООО «ВОЛГАСЕРВИС ФИО2» ИНН № на сумму НДС 125 717, 00 руб., ООО «СОЮЗ РВ» ИНН №
ООО «ПОДЪЕМ» не могло осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: численность работников и материально-производственная база недостаточны для ведения деятельности в тех объемах, которые следуют из налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2022 года, недостоверность об адресе (месте нахождения), недостоверность в отношении руководителя.
ООО «ПОДЪЕМ» представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2022 года от ДД.ММ.ГГГГ (корректировка №), сумма исчисленного НДС по книге покупок (раздел 8) – 7 164 513, 96 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж (раздел 9) – 7 193 395, 24 руб., сумма НДС, исчисленная к уплате – 28 881, 00 руб., подписант – законный представитель ФИО1
ООО «ПОДЪЕМ» представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2022 года от ДД.ММ.ГГГГ (корректировка №), сумма исчисленного НДС по книге покупок (раздел 8) – 9 142 118, 94 руб., сумма исчисленного НДС по книге продаж (раздел 9) – 9 173 395, 25 руб., сумма НДС, исчисленная к уплате – 31 276, 00 руб., подписант – законный представитель ФИО1
В книги покупок (разделе 8) ООО «ПОДЪЕМ» заявлены счета-фактуры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по взаимоотношениям с контрагентами:
ООО «САЙГА» ИНН № на сумму НДС – 2 434 250,00 руб. Данное юридическое лицо не могло осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: учредитель и руководитель в одном лице, в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности в отношении руководителя от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности юридического адреса от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие недвижимого имущества, земельных участков, налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2022 не подана.
В ходе анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО «ПОДЪЕМ» перечисления денежных средств в адрес ООО «САЙГА» не установлены.
ООО «СОУТ» ИНН 9703041455 на сумму НДС 3 521 068, 00 руб. Данная организация не могла осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: учредитель и руководитель в одном лице, отсутствие недвижимого имущества, земельных участков.
ООО «РАТУША» ИНН 9703041462 на сумму НДС 2 713 570 руб. Указанное юридическое лицо не могло осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: учредитель и руководитель в одном лице, отсутствие недвижимого имущества, земельных участков.
В ходе анализа движения денежных средств по расчетным счетам ООО «ПОДЪЕМ» перечисления денежных средств в адрес ООО «РАТУША» не установлены.
Таким образом, о создании формального документооборота между ООО «САЙГА», ООО «СОУТ», ООО «РАТУША», ООО «ГАВАНЬ» и ООО «ПОДЪЕМ», выявление недостоверности сведений об адресе (месте нахождения), недостоверных сведений в отношении руководителя, численность работников и материально-производственная база недостаточны для ведения деятельности в тех объемах, которые следуют из налоговых деклараций по НДС за 2 квартал 2022 года.
В книге продаж (раздел 9) ООО «ПОДЪЕМ» заявлены счета-фактуры за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по взаимоотношениям с:
- ООО «Авторазвитие» ИНН № на сумму НДС 2 204 710 руб.; (в ЕГРЮЛ внесена недостоверности в отношении юридического адреса от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРЮЛ внесена недостоверность в отношении руководителя от ДД.ММ.ГГГГ);
- ООО «СОЛИС» ИНН № на сумму НДС 1 980 000,00 руб.,
- ООО «УРАЛЬСКАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ» ИНН № на сумму НДС 1 822 969, 00 руб.
ООО «ПОДЪЕМ» не могло осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: численность работников и материально-производственная база недостаточны для ведения деятельности в тех объемах, которые следуют из налоговой декларации по НДС за 1, 2 квартал 2022 года, недостоверность об адресе (месте нахождения), отсутствие движения денежных средств на расчетном счете, что свидетельствует об отсутствии взаиморасчетов ООО «ПОДЪЕМ» с поставщиками и покупателями.
Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», представление в налоговый орган первичных документов не влечет автоматического применения налоговых вычетов, а является лишь основанием для подтверждения факта реальности хозяйственных операций и уплаты налогов, поэтому при решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов учитываются результаты проведенных налоговыми органами проверок достоверности и непротиворечивости представленных документов, а также предприятий-контрагентов. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). О необоснованности налоговой выгоды, в том числе, могут свидетельствовать:
- подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на покупателе, поскольку именно он является субъектом, который применяет вычет (Постановления Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 № 14473/10, от 09.11.2010 № 6961/10, от 30.10.2007 № 8686/07, от 30.01.2007 № 10963/06, Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2011 № А40-12389/11-75-48 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.04.2012 № ВАС-3896/12), Определение ВС РФ от 29.10.2014 № 308-КГ14-2792, Постановление АС СКО от 24.02.2015 № А32-5093/2012).
Если налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности контрагенты хозяйственных операций не осуществляли, схема взаимодействия контрагентов указывает на их цель - получение необоснованной налоговой выгоды, оцениваются все доказательства по делу в совокупности и взаимной связи для исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
По результатам проведенных контрольных мероприятий в отношении ООО «ПОДЪЕМ» налоговым органом установлено: неуплата НДС за 1 квартал 2022 года, 2 квартал 2022 года в результате неправомерного предъявления к вычету НДС от «недобросовестных» контрагентов, при отсутствии реальных хозяйственных отношений, то есть налоговое правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 3 ст. 122 НК РФ.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля в отношении ООО «ПОДЪЕМ» установлены признаки «транзитных» организаций, используемых для создания формального документооборота без ведения реальной финансово-хозяйственной деятельности с целью получения необоснованной налоговой выгоды организациями-выгодоприобретателями: в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) внесена запись о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ПОДЪЕМ» (заявление заинтересованного лица (собственника помещения) от ДД.ММ.ГГГГ); в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности руководителя ООО «ПОДЪЕМ» от ДД.ММ.ГГГГ; движение денежных средств на расчетном счете отсутствует; сумма налоговых вычетов по НДС – 100%; отсутствие численности; отсутствие основных средств; сумма неподтвержденных налоговых вычетов (расхождения после завершения камеральной налоговой проверки) – 2 516 868, 44 руб.
ООО «ПОДЪЕМ» не могло осуществить поставку товаров, оказать услуги, выполнить работы, так как обладает признаками «транзитных» организаций: численность работников и материально-производственная база недостаточны для ведения деятельности в тех объемах, которые следуют из налоговой декларации по НДС за 1, 2 квартал 2022 года, недостоверность об адресе (месте нахождения), отсутствие движения денежных средств на расчетном счете, что свидетельствует об отсутствии взаиморасчетов ООО «ПОДЪЕМ» с поставщиками и покупателями.
Таким образом, установлено создания Обществом фиктивного документооборота без реального совершения операций, отраженных в представленных декларациях по НДС за указанные периоды. В представленных Обществом налоговых декларациях отражены недостоверные сведения об операциях, несвязанных с реальной экономической деятельностью.
Вместе с тем, указанные налоговые декларации приняты МИ ФНС России № 18 по Самарской области.
В силу ст. 3 ФЗ РФ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Необоснованное принятие в обработку налоговых деклараций противоречит политике государства по противодействию отмывания денежных средств.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 188 КАС РФ суд может распорядиться о немедленном исполнении его решения, если любое промедление может нанести значительный ущерб охраняемым публичным или частным интересам.
С учетом установленных по делу обстоятельств, поскольку МИФНС №18 заявленные требования Прокуратуры Ленинского района признали в полном объеме, суд приходит к выводу, что решение подлежит немедленному исполнению.
Исполнительный лист не выдается на основании решения суда, вынесенного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.175-180,215,216,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Ленинского района города Самары– удовлетворить.
Признать незаконным факт принятия МИ ФНС России № 18 по Самарской области налоговой деклараций по НДС за 1 квартал 2022 года (корректировка/ версия №), 2 квартал 2022 года (корректировка/ версия №) в отношении ООО «ПОДЪЕМ».
Обязать МИ ФНС России № 18 по Самарской области исключить из обработки налоговые декларации по НДС за 1 квартал 2022 года (корректировка/ версия №), 2 квартал 2022 года (корректировка/ версия №) в отношении ООО «ПОДЪЕМ».
Запретить МИ ФНС России № 18 по Самарской области осуществлять прием и обработку налоговых деклараций по НДС в отношении ООО «ПОДЪЕМ».
Данное решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский районный суд г. Самары.
Решение в окончательной форме принято 24.04.2023 года.
Председательствующий: