2-1453/2021
24RS0046-01-2020-005608-89
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Милуш О.А.,
при секретаре Казаковой А.В.
с участием процессуального истца – старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Беляевской Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах муниципального образования г. Красноярск и неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Бабаеву Фаиду Бабали Оглы о признании бездействия по уплате за негативное воздействие на окружающую среду незаконным, понуждении к произведению расчета и оплате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действующий в интересах муниципального образования г. Красноярск и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Бабаеву Ф.Б.о. о признании бездействия по уплате за негативное воздействие на окружающую среду незаконным, понуждении к произведению расчета и оплате.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ИП Бабаева Ф.Б.о. в кафе «Вечернее» <адрес> в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ответчика является оказание услуг общественного питания населению в кафе «Вечернее», расположенном по <адрес>. В результате деятельности кафе оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связанное с образованием, размещением отходов производства и потребления, в связи с чем в процессе деятельности образуются виды отходов: отходы кухонь; коммунальные отходы; отходы ртутных ламп; люминесцентные ртутьсодержащие трубки (отработанные); отходы чистящих и моющих средств от уборки помещений и территории; отходы упаковочной бумаги и картона незагрязненные; использованная стеклянная тара, и др. Образование отходов подтверждается договором № от 01.09.2008, заключенным с ООО «Жилкомцентр», на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, объяснением Бабаева, актом проверки от 24.06.2020. Кроме того, на момент проверки кафе эксплуатировалась, имелись сотрудники, оборудование для кафе, товарный ассортимент блюд, напитков и др. Вместе с тем, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год ИП Бабаевым Ф.Б.о. не производился. Таким образом, невнесение или внесение не в полном объеме платы за негативное воздействие на окружающую среду наносит вред имущественный интересам Российской Федерации – субъекта Российской Федерации Красноярского края и соответствующих муниципальных образований.
В указанной связи процессуальный истец просит признать незаконным бездействие ИП Бабаева Ф.Б.о. по невнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (2019 год) в установленные законом сроки. Обязать ответчика встать на учет в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, произвести расчет по сумме платы, и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
Процессуальный истец – старший помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Беляевская Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Ответчик ИП Бабаев Ф.Б.о. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и своевременно по адресу, указанному в исковом заявлении и месту регистрации, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не поступало.
Представитель третьего лица Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ), под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей Закона, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статья 16 Закона N 7-ФЗ предусматривает специальный экологический платеж, подлежащий зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 2), указанный платеж взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (пункт 1). При этом объем или масса таких выбросов (сбросов, размещенных отходов) являются платежной базой для исчисления данной платы в силу пункта 1 статьи 16.2 этого же Федерального закона.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 284-О, указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
В то же время особенность данного экологического платежа заключается в том, что осуществление указанных видов деятельности сопряжено не с изъятием компонентов природной среды, а с поступлением в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; такое негативное воздействие, в свою очередь, способно повлечь за собой возникновение подлежащего возмещению вреда окружающей среде, т.е. деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (статья 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Как следует из пунктов 1, 2 и 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ, платежной базой для исчисления названной платы является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышения.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Кроме того, положения об обязанности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и размещение отходов закреплены также ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии е законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует и материалов дела и установлено в судебном заседании, Бабаев Ф.Б.о. является индивидуальным предпринимателем с 11.11.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя № (л.д. 8).
25.07.2014 между Департаментом градостроительства администрации города Красноярска и ИП Бабаевым Ф.Б.о. заключен договор № на размещение временного сооружения, в соответствии с условиями которого Департамент градостроительства администрации города Красноярска предоставил ИП Бабаеву Ф.Б.о. право на размещение временного сооружения: павильона, в соответствии с номером № в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.09.2012 № (в редакции постановления администрации города Красноярска от 19.06.2014 №), по адресу: №, и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а Бабаев Ф.Б.о. обязался установить и эксплуатировать временное сооружение в установленном законодательством и настоящим Договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему Договору (Приложение №2) и являющимся его неотъемлемой частью (л.д. 10-15,18,19).
В соответствии с п. 1.2 срок действия договора устанавливается 01.07.2015.
Дополнительным соглашением №№/с от 13.07.2015 к договору от 25.07.2015 №№ на размещение временного сооружения срок действия договора продлен до 01.01.2017 (л.д. 16-17).
Из дополнительного соглашения № №/с от 19.01.2017 к договору от 25.07.2015 №№ на размещение временного сооружения следует, что срок действия Договора продлевается до 01.01.2020 (л.д. 9).
Данные обстоятельства также подтверждаются распоряжением администрации Свердловского района в городе Красноярске от 18.05.2009 № «О размещении временного сооружения на территории района», из которого следует, что Бабаеву Ф.Б.о. разрешено дальнейшее использование земельного участка площадью 355 кв.м (в том числе площадь временного сооружения 198,20 кв.м., занимаемого павильоном «Вечернее» <адрес>, на срок по 30.03.2012 (л.д. 22).
Из акта проверки исполнения природоохранного законодательства ИП Бабаевым Ф.Б.о. в кафе «Вечернее» по <адрес>, от 24.06.2020 следует, что прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка ИП Бабаева Ф.Б.о., который осуществляет деятельность в кафе «Вечернее» по <адрес>, в ходе проверки установлено, что кафе располагается в одноэтажном здании, имеется кухонное оборудование, барная стойка, мебель для кафе. На момент проверки кафе эксплуатировалась, в баре имелась продукция (напитки, шоколад), в зале имелось меню с товарным ассортиментом блюд, рабочий штат. В ходе деятельности кафе образуются отходы: незагрязненные отходы, подобные коммунальным; отходы кухонь; отходы дезинфицирующих средств, отходы уборки территории, и др. ИП Бабаевым заключен договор на вывоз отходов № с ООО «Жилкомцентр» (л.д. 23-24), с другими организациями не заключал. В связи с тем, что в ходе деятельности кафе, которое эксплуатируется ИП Бабаевым длительный период времени, образуются отходы, имеется презумпция экологической опасности, а, следовательно, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду ежегодно (экологический сбор). На момент проверки плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (до 01 марта 2020 года) ИП Бабаевым не вносилась, заявление о постановке на учет в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю не подавалось. Кроме того, из объяснения Бабаева следует, что будет принимать меры к устранению нарушений закона (л.д. 20-21).
Согласно ответу на запрос от 30.04.2021 № Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора), в настоящее время, по данным Управления, объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ИП Бабаевым Ф.Б. на учет не поставлено. ИП Бабаев Ф.Б. на учете в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду не числится, расчеты платы за предыдущие периоды в Управление не представлялись, плата не вносилась (л.д. 48-49).
Поводом для обращения прокурора Свердловского района г. Красноярска в суд с иском в защиту муниципального образования г. Красноярск и интересов неопределенного круга лиц явилось неустранение выявленных нарушений природоохранного законодательства.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтверждены, доказательств устранения допущенных нарушений ответчиком не представлено.
Своими действиями ИП Бабаев Ф.Б.о. нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доказательств надлежащего исполнения возложенных обязательств ответчиком, а также возражений относительно заявленных требований прокурора, ИП Бабаев Ф.Б.о., в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
В этой связи, суд признает наличие противоправного бездействия ИП Бабаева Ф.Б.о. по устранению нарушений норм природоохранного законодательства, в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку бюджет Российской Федерации не дополучит суммы, являющиеся статьей формирования соответствующего бюджета, и в связи с чем Российская Федерация не имеет возможности направлять денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, что в свою очередь нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства в указанной части.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, по мнению суда, для исполнения ответчиком решения в части совершения определенных действий, последнему должен быть установлен конкретный срок, при несоблюдении которого, постановленное судом решение может быть обращено к принудительному исполнению.
С учетом конкретных обстоятельств, мнения стороны истца, суд полагает возможным установить для ИП Бабаева Ф.Б.о. срок для устранения допущенных нарушений норм природоохранного законодательства, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ, с ИП Бабаева Ф.Б.о. подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах муниципального образования г. Красноярск и неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Бабаеву Фаиду Бабали Оглы о признании бездействия по уплате за негативное воздействие на окружающую среду незаконным, понуждении к произведению расчета и оплате удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Бабаева Фаида Бабали Оглы встать учет в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Обязать индивидуального предпринимателя Бабаева Фаида Бабали Оглы исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 2019 год и предоставить декларацию о плате за отчетный период в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бабаева Фаида Бабали Оглы в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Апелляционная жалоба подается в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска.
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2021.
Судья Милуш О.А.