№ 2а-653/2019
УИД 10RS0008-01-2019-000966-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2019 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием представителя административного истца Кашиной И.А.,
административного ответчика Агафонова В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия к Агафонову В.Д. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия обратилась в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что Агафонов В.Д., являясь собственником транспортного средства и недвижимого имущества, не исполнил обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество, пени по транспортному налогу и пени по налогу на имущество. Направленные налоговым органом налоговые уведомления и требования об уплате налога оставлены административным ответчиком без внимания. Административный истец просил суд взыскать с Агафонова В.Д. недоимку по налогу и пени в размере 7 166 руб. 64 коп.
Ранее в судебном заседании представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил взыскать с Агафонова В.Д. задолженность по транспортному налогу и пени по транспортному налогу в общем размере 7 160 руб. 72 коп.
Уточнение требований судом принято.
В судебном заседании представитель административного истца Кашина И.А. поддержала заявленные требования с учетом уточнений, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Агафонов В.Д. исковые требования признал, пояснил, что полагал, что поскольку автомобили ГАЗ 5204 и ВАЗ 21051, на которые налоговым органом произведено начисление налога, выбыли из его владения (ГАЗ 5204 уничтожен пожаром, ВАЗ 21051 вследствие поломки около 10 лет назад брошен в лесу), то обязанность по уплате налога на них отсутствует. Названные автомобили в регистрационного учета органов ГИБДД им в установленном для этого порядка своевременно сняты не были. В данной связи исковые требования признал, однако сообщил суду, что уровень его материального положения не позволит выплатить заявленную ко взысканию сумму единовременно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей. В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, автобусы и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя. На территории Республики Карелия ставки транспортного налога установлены статьей 6 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия».
Согласно статье 400, пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации плательщицами налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к числу которых отнесена, в том числе квартира.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Агафонов В.Д., являясь собственником транспортных средств ГАЗ 5204, ВАЗ 21051, ГАЗ 3110, обязанность по уплате транспортного налога и пени, указанных в налоговых уведомлениях №224506 от 04.04.2015, №89473787 от 05.08.2016, №49964954 от 09.09.2017, №10263854 от 24.06.2018, №2661539 от 01.11.2018, в добровольном порядке не исполнил.
На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой налога и пени в адрес административного ответчика направлялись требования №356 по состоянию на 08.12.2016 со сроком уплаты до 10.01.2017, №1254 по состоянию на 17.12.2016 со сроком уплаты до 17.02.2017, №147 по состоянию на 18.01.2018 со сроком уплаты до 06.03.2018, №1054 по состоянию на 28.01.2019 со сроком уплаты до 12.03.2019.
Требования налогового органа в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены. В установленном законом порядке не обжалованы. Доказательств обратного суду не представлено.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Абзацем первым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Абзацем вторым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Общая сумма заявленной ко взысканию недоимки превысила 3 000 руб. согласно требованию №1054 со сроком исполнения до 12.03.2019. Из материалов дела следует, что 06.08.2019 мировым судьей вынесено определение об отказе в вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с Агафонова В.Д., поскольку срок подачи заявления истек 26.07.2019. Данный вывод мирового судьи является ошибочным, поскольку срок для предъявления налоговым органом требований истекал 12.09.2019.
Вынесение мировым судьей определения об отказе в принятии к производству заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с Агафонова В.Д. препятствием для обращения налогового органа в суд общей юрисдикции не является.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Медвежьегорский районный суд Республики Карелия 10.09.2019.
Таким образом, срок обращения с требованием о взыскании задолженности административным истцом не пропущен.
Тот факт, что Агафонов В.Д. не проявил должную осмотрительность в отношении принадлежащего ему имущества, не произвел своевременно действия, направленные на снятие принадлежащих ему автомобилей с регистрационного учета, не сообщил налоговому органу о выбытии их из его владения в установленном для этого порядке, основанием для освобождения Агафонова В.Д. от обязанности по уплате налога и пени являться не может.
Одновременно суд учитывает, что Агафонов В.Д., ссылающийся на сложное материальное положение, не лишен возможности в последующем обратиться в суд в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Государственная пошлина в силу требований статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район».
Руководствуясь статьей 290, статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Агафонова В.Д. задолженность по налогам и сборам в общем размере 7 160 руб. 72 коп., из них по требованию №1254 от 17.12.2016: транспортный налог за 2014 год в размере 177 руб., транспортный налог за 2015 год в размере 353 руб., пени по транспортному налогу в размере 2 руб. 64 коп., начисленные за период с 02.12.2016 по 16.12.2016; по требованию №147 от 18.12.2018: транспортный налог за 2016 год в размере 353 руб., пени по транспортному налогу в размере 4 руб. 38 коп., начисленные за период с 02.12.2017 по 17.01.2018, по требованию №1054 от 28.01.2019: транспортный налог за 2015 год в размере 1875 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 1875 руб., транспортный налог за 2017 год в размере 2 463 руб., пени по транспортному налогу в размере 57 руб. 70 коп., начисленные за период с 25.12.2018 по 27.01.2019.
Взыскать с Агафонова В.Д. в доход бюджета муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2019 года