ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 декабря 2021 г. г. Самара
Судья Кировского районного суда г. Самары Баданов А.Н.,
при секретаре Ненашевой Т.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Бочкова В.И., представившего доверенность от 01.06.2021,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении
юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>
установил :
ООО «Гиппократ» нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при следующих обстоятельствах.
16.11.2021 в 12 час. 00 мин. в ходе плановой выездной проверки, проведенной специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде на основании решения от 10.11.2021 № по адресу: <адрес>, установлено, что ООО «Гиппократ» нарушены санитарные правила и гигиенические нормативы, а именно:
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21),
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»» (далее - СанПиН 2.1.3684-21),
СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (далее - СП 2.2.3670-20),
Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч.4 ст.213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее - Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н),
СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03),
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 №222).
В частности:
- освещенность общая на рабочем месте операторская катализа (р.м. оператора у ПЭВМ), операторская БРУ (р.м. оператора у ПЭВМ) не соответствуют нормативным величинам, установленным п.4 табл. 5.25 СанПин 1.2.3685-21; освещенность комбинированная от общего (рабочее место химика, зал № 1 производственная лаборатория) не соответствует нормативным величинам, установленным п.5 табл.5.25 СанПин 1.2.3685-21, что является нарушением п.1.5 СП 2.2.3670-20;
- проба сточной воды и проба «вода открытого водоема» не соответствует требованиям СанПин 1.2.3685-21 по показателям: колифаги, обобщенные калиформные бактерии, термотолерантные калиформные бактерии, что является нарушением СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21;
- не представлены протоколы лабораторных испытаний, свидетельствующие о реализации производственного контроля за условиями труда в соответствии с имеющейся программой производственного контроля, что является нарушением п. 1.4, 2.4 СП 2.2.3670-20;
- сотрудниками ООО «Гиппократ» не пройден обязательный ежегодный медицинский осмотр, что является нарушением приложения №1 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н;
- в проекте санитарно-защитной зоны отсутствуют расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), что является нарушением п. 2.1, 2.2, 2.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 16 Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 №222.
В судебном заседании защитник ООО «Гиппократ» Бочков В.И. вину в совершении административного правонарушения признал, подтвердил изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, ходатайствовал о прекращении производства по делу ввиду малозначительности, пояснил, что в настоящее время нарушения частично устранены, а именно устранены нарушения, касающиеся:
- освещенности общей на рабочем месте операторской катализа (р.м. оператора у ПЭВМ), операторской БРУ (р.м. оператора у ПЭВМ);
- не соответствия пробы сточной воды и пробы «вода открытого водоема» требованиям СанПин 1.2.3685-21;
- представления протоколов лабораторных испытаний, свидетельствующих о реализации производственного контроля за условиями труда в соответствии с имеющейся программой производственного контроля;
не устранены нарушения, относительно:
- прохождения сотрудниками ООО «Гиппократ» обязательного ежегодного медицинского осмотра;
- отсутствия в проекте санитарно-защитной зоны расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.).
Выслушав объяснения представителя юридического лица, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10000 до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Из письменных материалов дела следует и судом установлено, что 16.11.2021 в 12 час. 00 мин. в ходе плановой выездной проверки, проведенной специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде на основании решения от 10.11.2021 № по адресу: <адрес>, установлено, что ООО «Гиппократ» нарушены санитарные правила и гигиенические нормативы, а именно:
- освещенность общая на рабочем месте операторская катализа (р.м. оператора у ПЭВМ), операторская БРУ (р.м. оператора у ПЭВМ) не соответствуют нормативным величинам, установленным п.4 табл. 5.25 СанПин 1.2.3685-21; освещенность комбинированная от общего (рабочее место химика, зал № 1 производственная лаборатория) не соответствует нормативным величинам, установленным п.5 табл.5.25 СанПин 1.2.3685-21, что является нарушением п.1.5 СП 2.2.3670-20;
- проба сточной воды и проба «вода открытого водоема» не соответствует требованиям СанПин 1.2.3685-21 по показателям: колифаги, обобщенные калиформные бактерии, термотолерантные калиформные бактерии, что является нарушением СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21;
- не представлены протоколы лабораторных испытаний, свидетельствующие о реализации производственного контроля за условиями труда в соответствии с имеющейся программой производственного контроля, что является нарушением п. 1.4, 2.4 СП 2.2.3670-20;
- сотрудниками ООО «Гиппократ» не пройден обязательный ежегодный медицинский осмотр, что является нарушением приложения №1 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н;
- в проекте санитарно-защитной зоны отсутствуют расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), что является нарушением п. 2.1, 2.2, 2.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 16 Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 №222.
Указанные выше обстоятельства не оспариваются лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и подтверждаются в том числе:
протоколом об административном правонарушении № от 26.11.2021;
актом выездной плановой проверки от 26.11.2021 №;
предписанием об устранении нарушений № от 26.11.2021;
протоколом отбора проб воды от 16.11.2021№; протоколом испытаний (измерений) и заключением № от 19.11.2021;
протоколом отбора проб воды от 16.11.2021№; протоколом испытаний (измерений) и заключением № от 19.11.2021;
протоколом отбора проб воды от 16.11.2021№; протоколом испытаний (измерений) и заключением № от 19.11.2021;
протоколами испытаний (измерений) и заключениями № от 19.11.2021; № от 19.11.2021; № от 23.11.2021; № от 23.11.2021; № от 23.11.2021;
протоколом результатов лабораторных испытаний № от 31.03.2021;
решением Министерства природы и цикличной экономики № от 09.09.2020 о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Гиппократ»;
программой производственного контроля над соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий;
письменным объяснением представителя юридического лица от 22.12.2021.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, суд признает их допустимыми доказательствами и считает возможным положить в основу постановления.
Достоверность, допустимость и относимость доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все представленные доказательства проверены в совокупности друг с другом, им дана правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, а требует лишь установление того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из приведенной нормы КоАП РФ, понятие вины юридического лица складывается из наличия правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Вина ООО «Гиппократ» в данном случае заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
Доказательств невозможности соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, причинам, не представлено.
С учетом изложенного выше судья приходит к выводу о том, что вина ООО «Гиппократ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, установлена и доказана в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, не истек.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами являются признание вины в совершении административного правонарушения, частичное устранение допущенных нарушений по состоянию на момент рассмотрения дела об административном правонарушении.
Довод защитника о наличии оснований для применения положений ст. 2.9. КоАП РФ и об освобождении от административной ответственности судья находит несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Анализ положений ст. 2.9., ч. 1 ст. 6.3. КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о том, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.6.3. КоАП РФ может быть признано малозначительным, поскольку посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Таким образом, с учетом характера совершенного административного правонарушения суд считает необходимым назначить ООО «Гиппократ» наказание в виде административного штрафа, поскольку данный вид административного наказания обеспечит достижение целей административного наказания. Штраф, с учетом установленных по делу смягчающих обстоятельств, в том числе частичного устранение допущенных нарушений, необходимо назначить в минимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд
постановил :
признать Общество с ограниченной ответственностью «Гиппократ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (Десять тысяч) руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса с представлением судье копии документа, свидетельствующего об уплате штрафа.
Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Кировский районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Срок составления мотивированного постановления – 22 декабря 2021г.
Судья А.Н. Баданов