Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1054/2014 ~ М-1013/2014 от 15.04.2014

ёдело №2-1054/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Зея 8 мая 2014 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Зеи Амурской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, отделу судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области и судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области Носковой ОВ об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Решением Зейского районного суда Амурской области от 11 июня 2013 года, вступившим в законную силу 30 августа 2013 года, на администрацию города Зеи Амурской области возложена обязанность по предоставлению ПАА благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в черте <адрес>, отвечающего санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 м2 по договору найма специализированного жилого помещения.

3 декабря 2013 года на основании исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного в отношении должника администрации города Зеи Амурской области, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен> и установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

4 апреля 2014 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи Амурской области исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

Администрация города Зеи Амурской области с учетом уточнения требований обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области и судебному приставу-исполнителю ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой О.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области в рамках исполнительного производства <Номер обезличен> по исполнению исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Зейским районным судом.

В судебном заседании представитель истца Колмыкова М.Г. исковые требования поддержала, пояснив, что выполнить требования исполнительного документа в течение 5 суток не представляется возможным по причинам, не зависящим от воли и действия должника. В соответствии с Законом Амурской области № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. В 2012 году г. Зеи были выделены из областного бюджета денежные средства на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории, однако приобрести квартиры не удалось, в связи с ограниченным предложением на вторичном рынке жилья в г. Зее жилых помещений требуемой площади (18 кв.м), поэтому бюджетные ассигнования были возвращены в областной бюджет. В 2013 году денежные средства на эти цели были утверждены в размере 2755540 рублей, на которые было приобретено два жилых помещений для первых состоящих в очереди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2014 году согласно уведомлению по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам до г. Зеи доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений для таких лиц в размере 4023000 рублей, на которые планируется приобрести 3-4 жилых помещения с присвоением им статуса специализированного жилого помещения для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что истцом предприняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения обязательства, при этом администрация г. Зеи постоянно информировала судебного пристава-исполнителя о принимаемых для исполнения решения мерах.

Третье лицо прокурор Зейского района Шехтель Э.Р. против удовлетворения исковых требований не возражает.

Представитель ответчика ОСП по Зейскому району, представитель ответчика УФССП России по Амурской области, ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Носкова О.В., третье лицо ПАА в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства и материалы исполнительного производства № 20361/13/08/28, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

В судебном заседании установлено, что решением Зейского районного суда от 11 июня 2013 года, вступившим в законную силу 30 августа 2013 года, на администрацию города Зеи Амурской области возложена обязанность по предоставлению ПАА благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в черте <адрес>, отвечающего санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 м2 по договору найма специализированного жилого помещения.

3 декабря 2013 года на основании исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного в отношении должника администрации города Зеи Амурской области, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен> и установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Данное постановление получено администрацией г. Зеи 3 декабря 2013 года. В настоящее время решение суда не исполнено.

4 апреля 2014 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи Амурской области исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

    В соответствии со ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

    Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.

    Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Амурской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

    Объем субвенции на реализацию указанных полномочий определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

    В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, главный распорядитель средств областного бюджета на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление муниципальным районам и городским округам на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования.

    Как следует из материалов дела, администрация г.Зеи неоднократно в течение 2012-2014 годов (последнее обращение датировано 25 марта 2014 года) обращалась в Министерство образования и науки Амурской области с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств из областного бюджета с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе ПАА

    Администрацией г.Зея во всех организациях, занимающихся вопросами организации сделок с недвижимостью, получены сведения об отсутствии выставленных на продажу жилых помещений общей площадью 18 кв.м. В связи с этим должник обращался в Министерство образования и науки Амурской области с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств для приобретения жилья рассматриваемой категории лиц с учетом превышения нормы площади предоставления.

Согласно справке Финансового управления администрации г.Зея от 23 апреля 2014 года № 02-02-157, субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступила 03 апреля 2014 года на лицевой счет Федерального казначейства, осуществляющего переданные полномочия бюджету субъекта в сумме 1341000 рублей.

18 апреля 2014 года начата процедура размещения заявки на определение поставщика (исполнителя, подрядчика): на право заключения муниципального контракта на приобретение квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия истца по исполнению решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По смыслу закона исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В силу ч. 6 и 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В судебном заседании установлено, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требования судебного пристава-исполнителя обусловлено уважительными причинами - особенностями бюджетного финансирования указанных расходных обязательств органа местного самоуправления.

Поскольку у должника отсутствовала реальная возможность исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Зейского районного суда, суд полагает возможным удовлетворить требования истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования администрации города Зеи Амурской области удовлетворить.

Освободить администрацию города Зеи Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области в рамках исполнительного производства <Номер обезличен> по исполнению исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Зейским районным судом.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня оглашения.

Судья                             Е.В.Охотская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1054/2014 ~ М-1013/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Зеи
Ответчики
ОСП по Зейскому району
УФССП
Судебный пристав исполнитель Носкова О.В.
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
15.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2014Передача материалов судье
18.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2014Судебное заседание
08.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее