Дело № 2-1353/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года с. Красноусольский
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Камалова Р.Р., при секретаре Аминовой А.Р., с участием прокурора Гафурийского района Раянова Р.Р., представителя ответчика Баймурзиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан действующего в интересах Юлуковой И.Ж. к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гафурийского района Республики Башкортостан, действующий в интересах Юлуковой И.Ж., обратился в суд с иском к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Юлукова И.Ж., является лицом, которая имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Истец просит обязать администрацию муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан предоставить указанному лицу жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения и заключить соответствующий договор.
Истец Юлукова И.Ж. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Прокурор Гафурийского района Республики Башкортостан Раянов Р.Р. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан Баймурзина А.А. в удовлетворении исковых требований возражала.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что отец Юлуковой И.Ж.. – Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать С. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ. Юлукова И.Ж. окончила МОБУ СОШ <адрес> МР <адрес>.
Постановление администрации МР <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Юлукова И.Ж. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального (специализированного) найма Юлукова И.Ж. не имеет.
Нуждаемость Юлуковой И.Ж. в жилом помещении участвующими в деле лицами не оспаривалась.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Юлукова И.Ж. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в связи с чем требования прокурора, заявленные в его интересах, подлежат удовлетворению.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В связи с чем администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обязана предоставить указанному лицу по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте территории муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, соответствующего санитарно-техническим требованиям, в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан действующего в интересах Юлуковой И.Ж. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Юлуковой И.Ж. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в пределах территории муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.Р. Камалов