Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1359/2012 ~ М-352/2012 от 17.09.2012

№ 2-1359/2012

               РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка                                                                                          25 сентября 2012 года.

                                                                                  

Радищевский районный суд, Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи - Сафарова М.Т.,

с участием заместителя прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - Абитова Ф.Ф.,

при секретаре - Козловой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к индивидуальному предпринимателю Алтынбаеву Р.А. о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, незаконным и обязании индивидуального предпринимателя Алтынбаева Р.А. оборудовать пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями лестницу, ведущую к входу в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание.

                                                                  УСТАНОВИЛ:

Прокурор Старокулаткинского района, Ульяновской области 17 сентября 2012 г. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами к индивидуальному предпринимателю Алтынбаеву Р.А. о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, незаконным и обязании индивидуального предпринимателя Алтынбаева Р.А. оборудовать пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями лестницу, ведущую к входу в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание.

Данные исковые требования прокурор Старокулаткинского района мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки были выявлены грубые нарушения закона, которые выразились в следующем.

           В соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Указанные требования законодательства индивидуальным предпринимателем Алтынбаевым Р.А. были грубо нарушены и проигнорированы. Проведенной проверкой установлено, что в р.п. ...... по ул. ......, расположено здание магазина «Диляра» принадлежащее индивидуальному предпринимателю Алтынбаеву Р.А. которое является объектом социальной инфраструктуры. На момент проверки здания этого магазина, для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) не были созданы условия для беспрепятственного их доступа к указанному объекту. В частности, лестница, ведущая к входу в помещение магазина «Диляра» не была оборудована пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов. Таким образом, в результате бездействия со стороны индивидуального предпринимателя Алтынбаева Р.А. и неисполнения возложенных законом обязанностей, выразившихся в непринятии мер к обеспечению беспрепятственного доступа в помещение магазина «Диляра» инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), были существенным образом нарушены права и свободы инвалидов, определить круг которых не представляется возможным. Согласно ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет иск и поддерживает его в суде. В соответствии ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства существенным образом нарушают права и законные интересы инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), прокурор обращается в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами.

В судебном заседании заместитель прокурора Старокулаткинского района - Абитов Ф.Ф. уточнил заявленные исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие ответчика в лице индивидуального предпринимателя Алтынбаева Р.А. выразившееся в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение здания магазина «Диляра», расположенного по адресу: ......, а также обязать ответчика оборудовать пандусами и (или) иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями лестницу ведущую к входу в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения магазина. В обосновании исковых требований заместитель прокурора Старокулаткинского района - Абитов Ф.Ф. привел доводы, аналогичные содержащимся в исковом заявлении.

Ответчик - Алтынбаев Р.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме и пояснил суду, что заявленные исковые требования прокурора являются полностью обоснованными так как лестница ведущая к входу в помещение здания магазина «Диляра» действительно до настоящего времени не оборудована пандусами и иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание. Этого не сделано ввиду незнания положений и требований ФЗ-181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В настоящее время ведется работа по устранению всех выявленных недостатков указанных в иске прокурора и данная работа будет завершена в течении одного месяца.

          Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району Бекерова Л.Ф. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором исковые требования и пояснила суду следующее.

          В соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ-181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также другим жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям. Указанные требования законодательства индивидуальным предпринимателем Алтынбаевым Р.А. до настоящего времени в полном объеме не исполнены несмотря на то, что соответствующие письменные предписания были направлены как в 2011 г. так и в 2012 г. Эти предписания ответчиком были проигнорированы. Данный факт подтверждается соответствующими актами проверок. Магазин «Диляра» расположенный по адресу: ......, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Алтынбаеву Р.А. является объектом социальной инфраструктуры. На сегодняшний день, по прежнему не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в здание данного магазина. В частности, лестница, ведущая к входу в помещение магазина «Диляра» оборудована пандусом не соответствующим требованиям ГОСТ и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», а именно угол подъема превышает норматив установленный законодательством, ширина входной двери в магазин составляет менее 90 см., кроме того, внутри помещения магазина возле входа высота порогов и перепадов пола помещения магазина выше допустимой нормы предусмотренной соответствующим требованием ГОСТ и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Тогда как по состоянию на 1 сентября 2012 г. на территории МО «Старокулаткинский район» проживает более 190 инвалида с ограниченными возможностями в передвижении, в том числе более 40 инвалидов-колясочников. Тем самым индивидуальным предпринимателем Алтынбаевым Р.А. как владельцем магазина «Диляра» на протяжении последних нескольких лет нарушаются права инвалидов.

          Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований, и полагает возможным их удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

           Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчики вправе признать иск.

В соответствии с данными положениями, а также на основании статьи 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком Алтынбаевым Р.А., поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а также служит удовлетворению заявленных истцом требований.

При признании иска ответчиком и принятии его судом, согласно положениям ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом в случае признания иска ответчиками и принятии его судом, в соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По данному делу суд принимает признание иска ответчиком Алтынбаевым Р.А., считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

           Для этого имеются все основания, предусмотренные нормами ГПК РФ.

           Так в силу положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

          Человек, его права и свободы в соответствии с положениями ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью.

           Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

            В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

             Согласно ст.42 Конституции РФ каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на защиту своих прав.

            Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

           В соответствии с положениями статьи 1 ФЗ РФ № 181 от 24.11.1995 г. инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

          В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

           В соответствии с нормами закона, к объектам социальной инфраструктуры, подлежащими оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся в том числе, административные здания и сооружения, торговые заведения, к числу которых относится и здание магазина «Диляра» принадлежащее ответчику Алтынбаеву Р.А.

            

           Таким образом в силу функций, осуществляемых магазином «Диляра» данный объект относится к социальной инфраструктуре и должен быть доступен для пользования всеми гражданами, в том числе и инвалидами.

           Согласно ксерокопии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (серии от 3.10.2007 г.) здание магазина «Диляра», располагается по адресу: ...... Данное здание находится в собственности ответчика - Алтынбаева Р.А.

           Как установлено в судебном заседании, вход в магазин «Диляра» специальными средствами (для беспрепятственного доступа инвалидов в здание данного учреждения) не оборудован, данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.

          Тогда как в отношении инвалидов действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

         Согласно п.п. 3.9, 3.13, 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильной группы населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

           В соответствии с п. 3.18 СНиП 35-01-2001 пути движения маломобильных групп населения внутри здания следует проектировать в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

           Согласно п.п. 3.28, 3.29, 3.30 СНиП 35-01-2001 ширина проступей лестниц, кроме внутриквартирных, должна быть не менее 0,3 м, а высота подъема ступеней не более 0,15 м. Уклоны лестниц должны быть не более 1:2. Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов не менее R120.

             Отсутствие пандуса и (или) иного вспомогательного оборудования и приспособления лестницы ведущей к входу в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения магазина, ответчиком также не оспаривалось. Вместе с тем отсутствие специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина «Диляра» противоречит требованиям федерального законодательства, а именно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то есть является противозаконным.

             Тогда как согласно информации предоставленной в судебном заседании представителем Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району следует, что на территории Старокулаткинского района на сегодняшний день проживает более 190 инвалида с ограниченными возможностями в передвижении, в том числе более 40 инвалида-колясочника.

             Тем самым индивидуальным предпринимателем Алтынбаевым Р.А. на протяжении 2011 г. и 2012 г. нарушаются права инвалидов (Старокулаткинского района) по обеспечению реальной возможности беспрепятственного доступа инвалидов в помещение здания магазина «Диляра» принадлежащем ответчику.

            Поэтому суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, так как это будет соответствовать правам и интересам неопределенного круга граждан Старокулаткинского района, являющихся инвалидами. Данные лица по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

            В связи с этим, следует обязать ответчика индивидуального предпринимателя Алтынбаева Р.А. оборудовать пандусами и (или) иным вспомогательным оборудованием и приспособлениями лестницу ведущую к входу в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения магазина.

           По смыслу закона, под бездействием понимается не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным актом.

          С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает бездействие ответчика Алтынбаева Р.А. по оборудованию пандусом и (или) иным вспомогательным оборудованием и приспособлением лестницу ведущую к входу в помещение здания магазина «Диляра» расположенного по адресу: ......, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения магазина, незаконным и ущемляющим права граждан-инвалидов проживающих как на территории Старокулаткинского района, так и вне территории данного муниципального образования.

          Доводы ответчика о том, что неисполение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на данном этапе происходит по уважительной причине ввиду незнания положений и требований указанного закона, суд считает необоснованными и не принимает во внимание, поскольку данные доводы в соответствии с законодательством не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Старокулаткинского района. Поэтому суд данные доводы ответчика расценивает как его попытку таким образом оправдать свое бездействие и избежать ответственности.

           Кроме того, суд также принимает во внимание, что ответчиком ранее было проигнорировано соответствующее предписание со стороны прокурора Старокулаткинского района и Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Старокулаткинскому району, направленное в адрес ответчика (по вопросу аналогичному содержащемуся в иске прокурора требованию) в 2011 году.

          Поэтому исковые требования прокурора Старокулаткинского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

         Суд выносит данное решение в соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ, т.е. на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                    РЕШИЛ:

            ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: .......

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ......

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1359/2012 ~ М-352/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области- Абитов Ф.Ф.
Ответчики
Алтынбаев Р.А.
Суд
Радищевский районный суд Ульяновской области
Судья
Сафаров Мударис Тагирович
Дело на сайте суда
radishevskiy--uln.sudrf.ru
17.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2012Передача материалов судье
17.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
17.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2012Собеседование
20.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2012Судебное заседание
28.09.2012Дело сдано в канцелярию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее