УИД № 11RS0008-01-2021-001303-33
Дело №2-710/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сосногорск Республики Коми |
22 июня 2021 года |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Ксендзовой О.Б., с участием законного представителя несовершеннолетнего истца Таболенко Т.А. – ТаболенкоА.В., прокурора Жиряковой Е.П., представителя ответчика Лащук Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней ФИО11 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки,
установил:
Прокурор г.Сосногорска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО2, <данные изъяты> к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки, в размере 35 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что по обращению ФИО8 прокуратурой г. Сосногорска проведена проверка исполнения полномочий по отлову безнадзорных животных на территории МО МР «Сосногорск», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес>, собака без сопровождения хозяина напала на несовершеннолетнюю ФИО2, причинив оцарапанные раны левой голени. В связи с полученной травмой ФИО2 была вынуждена обратиться за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», где ей была оказана медицинская помощь, назначен курс антирабической помощи (вакцинация).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком полномочий по отлову безнадзорных животных, несовершеннолетней ФИО2 причинены физические и нравственные страдания. Законный представитель несовершеннолетней ФИО2 оценивает нравственные и физические страдания дочери в размере <данные изъяты>
Определением суда делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика привлечено ООО «Ветеринарный центр».
Представитель третьего лица ООО «Ветеринарный центр» ФИО6 извещена, в суд не явилась.
Законный представитель несовершеннолетнего истца ФИО2 – ФИО8 в судебном заседании на иске настаивал, суду пояснил, что после укуса собаки, данная собака до настоящего времени бегает по улицам, при этом, бросается даже на взрослых; после случившегося ФИО2 боится взрослых собак; вследствие укуса у его дочери остался шрам на ноге.
Прокурор в суде на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском согласилась, указав, что ответственность за совершенное действительно несет УЖКХ, однако, считает размер компенсации морального вреда завышенным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сосногорска по обращению ФИО8 проведена проверка исполнения полномочий по отлову безнадзорных животных на территории МО МР «Сосногорск».
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> собака без сопровождения хозяина, напала на несовершеннолетнюю ФИО2, 2011г.р., которой были причинены оцарапанные раны левой голени. В связи с полученными травмами ФИО2 обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», где ей была оказана медицинская помощь.
Из заявления ФИО8 следует, что ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> у <адрес>, на его дочь ФИО2, <данные изъяты> напала бездомная собака без ошейника, обратились в ГБУЗ РК «СЦРБ», зафиксировали укус, назначен курс прививок. После произошедшего ребенок стал бояться собак.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст.1 указанного Федерального закона, безопасные условия для человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ч.1 ст.29 вышеназванного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с пп.9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 (далее – Правила), органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением.
Согласно п.9.5 Правил, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1, п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
Частью 1 статьи 18 вышеназванного закона определено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно п. 3 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с решением Совета МО МР «Сосногорск» от 24.03.3017 № XVI-124 «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск», полномочия по отлову безнадзорных животных возложены на УЖКХ. При этом УЖКХ является юридическим лицом, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Разработка правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения является одной из основных задач УЖКХ. Согласно п.3.30 указанного Положения, в целях выполнения возложенных задач УЖКХ осуществляет функции по организации деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального района, поселения.
Согласно представленным материалам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ заключен муниципальный контракт с ООО «Ветеринарный центр» на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории МР «Сосногорск».
Вместе с тем, проверкой прокуратуры установлено, что отлов безнадзорных собак организован УЖКХ ненадлежащим образом, о чем свидетельствует рост обращений граждан на отлов безнадзорных собак, в частности в районе <адрес>.
Кроме того, суд учитывает, что заключение муниципального контракта не освобождает УЖКХ ни от обязанности контролировать исполнение такого контракта, ни от обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, находящихся на территории муниципального образования, ни от ответственности за ненадлежащее исполнение такой обязанности.
В соответствии с положениями ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Аналогичные правила относительно компенсации морального вреда содержаться в ст.1101 ГК РФ.
Исходя из абз.2 ст.151, п.2 ст.1101 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Материалами дела подтверждается, что несовершеннолетнюю ФИО2 при указанных выше обстоятельствах покусала безнадзорная собака.
Так, из представленных медицинских документов видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <данные изъяты>. обратилась в ГБУЗ РК «СЦРБ» по факту укуса бесхозяйной собаки, где была направлена в кабинет для введения антирабической вакцины.
Из представленных суду материалов следует, что собака, покусавшая несовершеннолетнюю ФИО2, была без сопровождения кого-либо из людей, не имела намордника и поводка. Владелец собаки установлен не был. В связи с указанными обстоятельствами суд считает, что материалами дела подтверждается, что покусавшая ребенка собака является бесхозяйной. Доказательств, подтверждающих принадлежность собаки какому-либо владельцу, ответчиком не представлено.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении и в суде о том, что в результате ненадлежащего исполнения УЖКХ полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятия мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах города, несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинен моральный вред, нарушены ее личные неимущественные права, выразившиеся в том, что после нападения безнадзорного животного у нее сформировался страх перед собаками, в связи с укусом собаки ребенку причинен вред здоровью, что свидетельствует о причинении ребенку физических и нравственных страданий, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска и компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, в соответствии со ст.1101 ГК РФ, учитывает все обстоятельства дела, характер и степень нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями несовершеннолетней ФИО2, ее возраст, степень вины ответчика, степень тяжести вреда (из медицинской документации – царапины), необходимость прохождения курса антирабической вакцины, без прохождения дополнительного лечения в результате повреждения здоровья (медицинская помощь состояла из обработки раны и курса уколов), учитывая переживания несовершеннолетней после нападения собаки, учитывая требование разумности и справедливости, сумму компенсации морального вреда следует определить в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора города Сосногорска в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки – удовлетворить частично.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Сосногорск» в пользу ФИО2, <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 июня 2021 года.
Судья: А.А. Тарасов
Копия верна: судья А.А. Тарасов