Дело № 2-4299/2019
УИД 44RS0001-01-2019-005578-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Соловьевой Елены Викторовны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Костромы, действующий в интересах Соловьевой Е.В., обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан по обращению Соловьевой Е.В. В ходе проверки установлено, что Соловьева Е.В. является инвалидом II группы с диагнозом ...». Ссылаясь на нормы действующего законодательства, прокурор г. Костромы указал, что Соловьева Е.В. при получении набора социальных услуг имеет право на бесплатное обеспечение тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что до настоящего времени тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови Соловьева Е.В. не обеспечена.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Департамент финансов Костромской области, поликлиника взрослых №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1», Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база».
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Густова О.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Соловьева Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области на основании доверенности Хотулёва Л.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что тест-полоски и инсулиновые иглы бесплатно отпускаются только детям до 18 лет.
Представитель поликлиники взрослых №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» на основании доверенности Алешина Е.В. разрешение требований оставила на усмотрение суда. В письменных пояснениях по существу иска указали, что врачебной комиссией была установлена нуждаемость Соловьевой Е.В. в обеспечении тест-полосками, о чем направлялись письма в Департамент здравоохранения Костромской области.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Костромской области в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Департамент финансов Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база» в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2016 года № 1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018-2019 гг., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем диабет относится к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 г. №3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который, в числе прочего, включены тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России по 29.12.2004 г. №328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 2.1.).
Согласно п. 2.3. Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (п.2.4.).
Отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов (п.2.5).
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, которое утверждено постановлением губернатора Костромской области №546 от 27.12.2007 г., к полномочиям Департамента в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. №864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относятся переданные Российской Федерацией полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществление следующих полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий, медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п.11). Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 26).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Как следует из материалов дела, Соловьева Е.В., <дата> года рождения, является инвалидом II группы с диагнозом ..., наблюдается у эндокринолога.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии поликлиники взрослых №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» от 22 марта 2019 года № 601, Соловьева Е.В. нуждается в предоставлении, в том числе, тест-полосок к глюкометру «Сателлит» №50, 4 упаковки в год.
22 марта 2019 года заместителем главного врача поликлиники взрослых №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» Кулишенко Н.Л. в адрес Департамента здравоохранения Костромской области направлено обращение Соловьевой Е.В. и решение врачебной комиссии для рассмотрения.
08 апреля 2019 года заместителем главного врача поликлиники взрослых №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» Кулишенко Н.Л. в адрес Департамента здравоохранения Костромской области повторно направлено обращение Соловьевой Е.В. с приложением протокола заседания врачебной комиссии поликлиники взрослых №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» для рассмотрения вопроса обеспечения Соловьевой Е.В. тест-полосками и иглами к шприц-ручкам.
Письмом Департамент здравоохранения Костромской области от 21.05.2019 сообщил, что учитывая ежегодный дефицит федеральной программы льготного лекарственного обеспечения и невозможность в рамках утвержденного федерального норматива в месяц на человека в размере 861,8 руб. обеспечить возрастающую потребность граждан в медикаментах, приоритетным направлением в обеспечении пациентов с сахарным диабетом является обеспечение препаратами инсулина, заявленных медорганизациями в рамках годовых заявок, которыми все нуждающиеся пациенты обеспечиваются в полном объеме. В настоящее время с привлечением финансовых средств областного бюджета тест-полосками для определения сахара в крови в полном объеме обеспечиваются дети-инвалиды.
Судом установлено, что Соловьева Е.В. тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови до настоящего времени по медицинским показаниям в полном объеме не обеспечена.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что невыполнение Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г. Костромы подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Соловьевой Елены Викторовны удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Соловьеву Елену Викторовну, <дата> года рождения, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показаниям в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.В. Архипова
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2019 года.
Судья В.В. Архипова