ДЕЛО № 5-87/2022 (5-3116/2021)
УИД 03RS0003-01-2021-014409-77
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Уфа 18.02.2022 года
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Добрянская А.Ш.
с участием лица, составившего протокол об административном правонарушении – и.о. ведущего специалиста-эксперта отдела эпидемиологического надзора Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Сальниковой Д.В.,
законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ, Каримовой С.С.,
защитника юридического лица ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ Егоровой И.В., действующей на основании доверенности от 15.10.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Республиканский клинический перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, находящегося по адресу: <адрес> <адрес>, фактически находящегося по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Республиканский клинический перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ) вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований санитарных правил в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно:
с 19.10.2021 – 24.11.2021 при проведении эпидемиологического расследования, при осмотре помещений и документов акушерского отделения патологии беременности № 2 ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ по адресу<адрес> выявлены нарушения требований санитарных правил в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно:
09.11.2021 при анализе представленной документации установлено, что согласно журналу сводок акушерского отделения патологии беременности № 2 ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ (начат: 12.07.2021, окончен: 23.08.2021) и журнала учета приема беременных, рожениц и родильниц (форма № 002/у, начат: 13.07.2021, окончен 12.08.2021) в период регистрации случаев новой коронавирусной инфекции с 01.08.2021 по 16.08.2021 не организована максимальная выписка пациенток из отделения, кроме того в отделение в период с 16.08.2021 по 23.08.2021 поступило 117 женщин, что является нарушением п. 5.7 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Законный представитель лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – главный врач ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ Каримова С.С. в судебном заседании вину юридического лица признала, пояснив, что выписка больных не была организована, поскольку в предродовом отделении находились пациенты с разных районов республики по медицинским показаниям, и если бы они были выписаны, то возможно она как главный врач могла быть привлечена к уголовной ответственности за неоказание помощи больному, поэтому в приоритет были поставлены жизнь и здоровья женщин и плода.
Защитник ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ Егорова И.В. в судебном заседании также признала частично факт нарушения санитарных правил, но просила учесть, что данное правонарушение совершено впервые, отсутствие умысла на его совершение, т.к. в приоритет были поставлены жизнь и здоровье женщин и плода. Просила принять во внимание тяжелое финансовое положение юридического лица.
Выслушав законного представителя и защитника лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, допросив в качестве свидетелей: заместителя начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по РБ Насыкову Д.Р. и специалиста-эксперта отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по РБ Сальникову Д.В., пояснивших обстоятельства совершенного административного правонарушения ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции, действующей на момент проведения эпидемиологического расследования) при выявлении лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 и лиц с подозрением на заболевание в непрофильных медицинских организациях проводятся:
- перевод больного COVID-19 в специализированную медицинскую организацию;
- установление лиц, контактировавших с больными COVID-19, среди работников медицинских организаций и больных, их изоляция в домашних условиях или госпитализация в том числе по эпидемиологическим показаниям, лабораторное обследование на COVID-19 и установление медицинского наблюдения на срок 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным, назначение средств экстренной профилактики (профилактического лечения);
- закрытие отделения на "прием", максимальная выписка пациентов из отделения, заключительная дезинфекция;
- в зависимости от эпидемиологических рисков закрытие стационара на "прием" с обсервацией больных и работников медицинских организаций.
В силу ч.З ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в акушерском отделении патологии беременности № 2 ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ в период регистрации случаев новой коронавирусной инфекции с 01.08.2021 по 16.08.2021 не была организована максимальная выписка пациенток из отделения, кроме того в отделение в период с 16.08.2021 по 23.08.2021 поступило 117 женщин, что является нарушением п. 5.7 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Несоблюдение установленных санитарных правил ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ правильно квалифицированы Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Событие правонарушения, вина ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 24.11.2021; поручением о проведении эпидемиологического расследования № 08-47 от 18.10.2021; протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.10.2021, от 22.10.2021; протоколом изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 19.10.2021; актом эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи № 08-47 от 24.11.2021; скриншотом с деловой почты Vipnet Client; медицинскими картами беременной, роженицы и родильницы, получающей медицинскую помощь в стационарных условиях ФИО9 № №; историей родов ФИО8 выпиской из журнала учета инфекционных заболеваний (переводы в другие стационары с ИХА +, начат с 25.03.2021г.; выпиской из журнала ИХА экспресс из носоглотки на антигены с начала августа 2021 по 20 августа 2021; журналом учета приема беременных, рожениц и родильниц, начат 13.07.2021, окончен 12.08.2021;
Протокол об административном правонарушении и исследованные документы составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами совершенного административного правонарушения.
Процедура привлечения юридического лица ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ к административной ответственности, включая порядок извещения должностного лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела, а также срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Учитывая вышеизложенное, считаю необходимым определить ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ наказание в виде административного штрафа.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.6.3 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом изложенных выше правовых положений, в целях исключения избыточного ограничения прав считаю возможным назначить юридическому лицу ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ административное наказание в виде административного штрафа с учетом снижения ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, до 100 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 4.1, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Республиканский клинический перинатальный центр Министерства здравоохранения Республики Башкортостан признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Судья А.Ш. Добрянская
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам:
расчетный счет 40101810100000010001
Банк получателя: Отделение - НБ Республики Башкортостан г. Уфа БИК 0480730001
Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан (Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан)
ИНН 0276090428
КПП 027601001
КБК: 14111601061010003140
Штрафы за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации ли угрозе ее возникновения
ОКТМО: 80701000
УИН: 14104020007000101316