Р Е Ш Е Н И Е № 1024
Именем Российской Федерации
15 ноября 2012 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Котова Б.Г., при секретаре Чечуриной Н.Ю., с участием заявителя Кирилова В.Н. и его представителя Ушакова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № капитана Кирилова В. Н. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных с отказом в признании нуждающимся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Кирилов через своего представителя Ушакова обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии его с составом семьи из 2-х человек на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в городе Москве в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать ответчика отменить указанное решение и принять его вместе с сыном на данный учет.
В судебном заседании Кирилов настаивал на удовлетворении своего заявления и пояснил, что в связи с планируемым увольнением в 2012 году по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он обратился в отдел № ЗРУЖО с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в городе Москве, в чем ему было отказано ответчиком со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, все необходимые документы для постановки на учет он представил. За период прохождения военной службы жилья от Минобороны России он никогда не получал. По окончании военного училища он проходил военную службу в Амурской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был уволен по организационно-штатным мероприятиям. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в квартире первой жены по адресу: <адрес>, которую ранее получал ее первый муж. При оформлении регистрации у него потребовали сдать справку по форме № 1 об отсутствии жилья, выданную в Кировском высшем авиационно-техническом училище, и он ее сдал. После расторжения брака в 1999 году он снялся с регистрационного учета в данной квартире и уехал к родителям в город Тамбов. С 2001 года он поступил на военную службу по контракту в войсковую часть №, с 2009 года проходит службу в войсковой части №, в октябре 2012 года достиг предельного возраста. В 2000 году он заключил новый брак с А., и с этого же года по настоящее время зарегистрирован в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, которая с ДД.ММ.ГГГГ принадлежала ей на основании договора купли продажи. В 2008 году А. подарила указанную квартиру своему брату А., но согласно договору дарения за ним, его женой и сыном сохранено право проживания и пользования данной квартирой. В апреле 2012 года он расторг брак с А., однако продолжает проживать в указанной квартире.
Представитель заявителя Ушаков в судебном заседании просил удовлетворить заявление Кирилова и пояснил, что заявитель имеет право на получение жилого помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, поскольку в 2012 году подлежит увольнению по возрасту, жилья от Минобороны России никогда не получал. Указание в оспариваемом решении на то, что со слов Кирилова он не сдал установленным порядком квартирным органам МО РФ жилое помещение, полученное им в период прохождения военной службы, не соответствует действительности, так как он об этом ответчику не говорил.
Начальник отдела № ЗРУЖО, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, о причине неявки не известил.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Кирилова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что заявитель проходит военную службу по контракту в войсковой части № с местом дислокации в городе Североморске Мурманской области, ДД.ММ.ГГГГ достиг предельного возраста пребывания на военной службе и планируется к увольнению с военной службы по данному основанию, имеет общую продолжительность военной службы более 23 лет.
Как видно из справки формы № 9 муниципального бюджетного учреждения «Паспортно-учетная служба» ЗАТО г. Североморск от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта заявителя, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права №, свидетельства о рождении №, Кирилов, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован вместе с бывшей женой – А. и сыном – А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 32,6 кв.м., которая согласно договору купли-продажи с 1998 года принадлежала на праве собственности А., а в 2008 года была подарена А.. Брак заявителя с А. был заключен ДД.ММ.ГГГГ, прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с заявлением в отдел № ЗРУЖО с просьбой о принятии его вместе с сыном на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месту жительства – в городе Москве, представив все документы, перечень которых определен пунктом 1 Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280 (далее – Инструкция).
Однако, согласно решению начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № Кирилову на состав семьи в количестве 2-х человек отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации). В обосновании решения указано, что Кирилов с 1988 года по 1997 год проходил военную службу в войсковой части №, дислоцированной в Амурской области, где получил жилое помещение, а в последующем не сдал его квартирным органам МО РФ и оставил бывшим членам семьи. Поэтому оснований для повторного обеспечения Кирилова жилым помещением от Минобороны России не имеется.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что действия ответчика, не признавшего заявителя в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, являются неправомерными по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К числу таких специальных законов относится Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, которым устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.
Указанным законом определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе определяющий специальные условия для реализации этого права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы изъявил желание переехать в другую местность.
Пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно п.п. «и» п. 7 которых основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Следовательно, не исключается возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем при увольнении с военной службы и с учетом выраженного желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Однако, необходимым условием реализации такой гарантии является сдача военнослужащим предоставленного ему по месту службы жилого помещения, что предусмотрено как п. 14 ст. 15 Федерального закона, так и п. 18 Инструкции.
Таким образом, особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в порядке жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, указывает на необходимость введения специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений, в частности, в избранном после увольнения месте жительства после сдачи предоставленного по месту службы жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете. А согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае не представления указанных документов.
Как следует из решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, Кирилов не представил справку о сдаче жилого помещения, ранее полученного от Минобороны России, что и послужило основанием отказа в принятии его на учет.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Кирилову в период прохождения им военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жилые помещения от государства (Минобороны России) не предоставлялись.
По общему правилу, согласно ч. 1 ст. 56 и ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Лишь в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Кроме того, из ч. 1 ст. 249 ГПК РФ следует, что обязанность по доказыванию обоснованности и законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц возлагается на данных должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).
Ответчиком не представлено в суд доказательств того, что заявителю ранее было предоставлено жилое помещение, и в последующем не сдано установленным порядком квартирным органам Минобороны России.
Поэтому суд считает доводы ответчика, указанные в оспариваемом заявителем решении от ДД.ММ.ГГГГ №, не состоятельными.
Факт отчуждения в 2008 году бывшей женой заявителя однокомнатной квартиры в городе Североморске, принадлежащей ей на праве собственности с 1998 года, то есть до заключения брака с Кириловым, не является юридически значимым, поскольку данная квартира согласно ст.ст. 34, 36 Семейного кодекса Российской Федерации не являлась их совместной собственностью.
Следовательно, каких-либо обстоятельств, препятствующих постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства в городе Москве, по мнению суда, не имеется, так как заявитель желает изменить постоянное место жительства после увольнения, ранее жилья от государства не получал.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании его таковым в судебном порядке.
Одновременно суд приходит к выводу, что право Кирилова будет восстановлено путем возложения на отдел № ЗРУЖО обязанности по повторному рассмотрению его заявления о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Кирилова В.Н. – удовлетворить.
Обязать начальника отдела № федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет Кирилова В. Н. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в городе Москве в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и повторно рассмотреть его документы о принятии на учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу Б.Г. Котов