Судья: Лебедева Е.А. № 33А-4488
Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-1447/2020)
(42RS0009-01-2020-001598-50)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«10» июня 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Быковой С.В.,
судей Бегуновича В.Н., Пронченко И.Е.
при секретаре Логунове В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску Артемьева Евгения Георгиевича к Администрации г. Кемерово об оспаривании решения № 02-01-01/218 от 14.02.2020 г., выраженного в виде информационного ответа на уведомление о проведении публичного мероприятия
по апелляционной жалобе Артемьева Е.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 февраля 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Артемьев Е.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Кемерово об оспаривании решения № 02-01-01/218 от 14.02.2020 г., выраженного в виде информационного ответа на уведомление о проведении публичного мероприятия.
Требования мотивирует тем, что 14 февраля 2020 г. он обратился к административному ответчику с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме шествия 29 февраля 2020 г. с 12-00 до 14-00 в месте от пр. Ленина дом 91 до пр. Ленина, дом 33/1 в г. Кемерово. Цель публичного мероприятия - «Шествие посвящено гибели ФИО12 и против изменения Конституции».
Также данное уведомление было подписано заинтересованными лицами - Ковальчук Н.П. и Грушевским В.Н.
18 февраля 2020 г. он получил отказ административного ответчика в согласовании указанного публичного мероприятия, который является незаконным, т.к. причины отказа он считает необоснованными, не имеющими правового значения, отказ нарушает права на проведение публичного мероприятия, установленные ст.31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19.0б.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статье 11 Европейской Конвенции о защите прав человека.
Областной закон 81-03 от 09.07.2012 г. «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий», положенный в основу отказа Администрации г. Кемерово является неконституционным, поскольку ограничивает его право, в частности как гражданина, на свободу проведения собраний и митингов в тех местах, где проводятся публичные мероприятия,
Просил признать незаконным решение Администрации г. Кемерово от 18.02.2019 г. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Артемьев Е.Г. в судебном заседании уточнил дату оспариваемого решения, просил признать незаконным решение Администрации г. Кемерово от 14.02.2019 г. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, основания заявленных требований оставил прежними.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 февраля 2020 г. Артемьеву Е. Г. в удовлетворении требований отказано..
В апелляционной жалобе Артемьев Е.Г. просит решение суда отменить, т.к. отказ в проведении публичного мероприятия документально не обоснован, поскольку ранее запланированное мероприятие не помешало бы проведению шествия.
Организаторы публичного мероприятия заведомо не могли согласиться с данные ответом, поскольку указание административным ответчиком на ст. 2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-03 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий», по его мнению, не основано на законе, на нормативном правовом акте, имеющих для правоприменителя большую юридическую силу, по крайней мере в части п. 2, 3, 4, 7 и 8, так как используемый в них термин «прилегающая к ним более чем на 100 м территория» противоречит ввиду заведомого отсутствия границ земельных участков данных территорий значению термина «прилегающая территория» из п.9 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ.
Считает, что коллизия должна разрешаться в пользу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, равно как и в силу отсутствия наделения регионального законодателя правом регулирования значений терминов из 54-ФЗ.
Указанные в ст. 2 Закона Кемеровской области №81-03 ограничение ничтожны, неприемлемы, недопустимы для правоприменителя в силу норм ч. 3 ст. 6 Федерального закона №131-Ф3, абзаца 2 ч.1. ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Кроме того, считает, что установление законодателем субъекта РФ общего запрета проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, РФ в местах, находящихся в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями, - в то время как Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ч. 2 ст. 8) не предусматривает подобного рода запретов на проведение публичных мероприятий вблизи федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (за исключением территорий, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента Российской Федерации и к зданиям, занимаемым судами) - выходит за пределы законодательных полномочий субъектов Российской Федерации и свидетельствует о несоответствии такого запрета статьям 31, 55 (часть 3), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (часть 2) Конституции РФ».
Таким образом, согласно ст. 31 Конституции РФ, ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека, Постановлению КС РФ от 01.11.2019г. № 33-П, положения статьи 2 областного закона 81-ОЗ от 09.07.2012г. «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий», являются незаконными и применению не подлежат.
Оценивая в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд должен был прийти к выводу о том, что отказ административного ответчика в согласовании публичного мероприятия является необоснованным и незаконным.
Считает, что выводы суда об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий и решения административного ответчика являются неправильными и не основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, имеющихся в деле, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этим же федеральным законом предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации данных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах (часть 2.1 статьи 8).
В то же время Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относит: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничную зону, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (часть 2 статьи 8), а в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности указанный федеральный закон предусматривает дополнительное определение законом субъекта Российской Федерации мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2 статьи 8).
При этом в качестве основания для отказа в согласования проведения публичного мероприятия Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусматривает указание в уведомлении о его проведении в качестве места проведения публичного мероприятия места, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 9 постановления от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснил, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 14.02.2020 г. в администрацию города Кемерово поступило уведомление Артемьева Е.Г. о проведении публичного мероприятия в форме шествия 29.02.2020 с 12.00 до 14.00 часов по маршруту: от пр.Ленина, д.91 до пр.Ленина, 33/1. Тема мероприятия: шествие, посвященное годовщине гибели ФИО11 и против изменения Конституции. Предполагаемое количество участников акции до 100 человек. (л.д.8).
Информация о результатах рассмотрения уведомления о проведении шествия была доведена до сведения Артемьева Е.Г., письмом администрации города от 14.02.2020 г. № 02-01-01/218, в сроки, установленные п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", что сторонами не оспаривалось. Письмо администрации города от 14.02.2020 №02- 01-01/218 вручено Артемьеву Е.Г. 16.02.2020 г. лично под роспись (л.д.9-11).
Основанием к отказу в проведении мероприятия указаны следующие основания: в соответствии с ч.3.1 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон), ч.2 ст.3 Закона Кемеровской области от 05.04.2011 № 32-03 «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования», заключение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, о возможности проведения публичного мероприятия может являться основанием для доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия.
Согласно заключению Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово от 14.02.2020 г., проведение 29.02.2020 с 12.00 до 14.00 часов шествия от пр.Ленина, д.91 до пр.Ленина, 33/1 с предполагаемым количеством участвующих до 100 человек невозможно, поскольку приведет к снижению пропускной способности улиц и образованию значительных заторовых ситуаций, что воспрепятствует нормальному движению транспортных средств и пешеходов.
При этом, ст.2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-03 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» определены места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе: торговые и развлекательные комплексы (центры), объекты спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации культуры, детские, медицинские организации, относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним; парки, детские и спортивные площадки, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним.
На протяжении маршрута шествия по пр. Ленина расположены: кинотеатр (пр. Ленина, 91); центр практической психологии, аптека (пр. Ленина, 89); детский сад (пр. Ленина, 87а); стоматология, медицинский центр (ул.9 января, 2); Кемеровский педагогический колледж (пр. Ленина, 79, 81); аптечное учреждение (пр. Ленина, 75); стоматологический кабинет (пр. Ленина, 72); Областной центр детского технического творчества и безопасности дорожного движения (пр. Ленина, 70); Кемеровская областная библиотека для детей и юношества, губернская оптика, аптека (пр. Ленина, 71); аптека (пр. Ленина, 66); стоматология (пр. Ленина, 67а); аптека, детская площадка (пр. Ленина, 67); аптека, детская площадка (пр. Ленина, 63); стоматологическая клиника, кабинет врача-нарколога ГБУЗ «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» (пр. Ленина, 60); центр фитнеса и реабилитации «Перфекто» (пр. Ленина, 59а); Кемеровский государственный цирк (пр. Ленина, 56); центр дополнительного профессионального образования (пр. Ленина, 55); спортивный клуб, детская площадка (пр. Ленина, 49); аптека (пр. Ленина, 48); детская площадка (пр. Ленина, 45); детская площадка (пр. Ленина, 41); медицинская лаборатория (пр. Ленина, 39); стоматологический кабинет (пр. Ленина, 32); клиника современных медицинских технологий, школа иностранных языков (пр. Ленина, 33/3).
Территория, прилегающая ближе чем на 100 метров к вышеуказанным объектам, является непрерывной на всем протяжении маршрута шествия, указанного в уведомлении.
Часть маршрута шествия по пр. Ленина проходит на территории, прилегающей ближе чем на 100 метров к парку «Антошка» и Парку Ангелов.
На протяжении маршрута шествия расположены шесть остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта. В вышеуказанных жилых домах наряду с перечисленными объектами расположены объекты торговли и бытового обслуживания. В связи с этим проведение шествия может создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Соответственно проведение шествия, указанного в уведомлении, создаст неудобства жителям города, а также не согласуется с правами и интересами лиц, не принимающих участие в указанном публичном мероприятии.
Таким образом, место проведения шествия, указанное в уведомлении, обоснованно отнесено к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается.
В соответствии с ч.3 ст.12 Закона орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия в случае, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом врио начальника ОГИБДД УМВД РФ по г.Кемерово (л.д.36), картами города Кемерово (л.д.37-63).
Согласно ч.2 ст.3 Закона Кемеровской области от 05.04.2011 №32-ОЗ О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» заключение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, о возможности проведения публичного мероприятия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, может являться основанием для доведения до сведения организатора публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения в месте проведения публичного мероприятия.
Согласно ст.2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 №81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, настоящей статьей определяются места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе:
1) вокзалы, аэропорты, торговые и развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации культуры, детские, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения;
2) территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к местам, указанным в подпункте 1 настоящего пункта;
3) утратил силу. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 02.04.2020 N 36-ОЗ;
4) территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к котельным, водоочистным и водозаборным сооружениям, объектам хранения горюче-смазочных и взрывоопасных материалов;
5) тротуары;
6) остановочные пункты общественного пассажирского транспорта;
7) парки, детские и спортивные площадки, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним;
8) утратил силу. - Закон Кемеровской области - Кузбасса от 02.04.2020 N 36-ОЗ.
В ответе от 14.02.2019 г. Артемьев Е.Г. был проинформирован о том, что постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» (в редакции постановления от 02.08.2018 № 322) на территории города Кемерово определены следующие специально отведенные для проведения публичных мероприятий места:
- территория, расположенная в 24 метрах южнее здания № 15д по ул. Механизаторов, в 18 метрах севернее подъездных железнодорожных путей, в 150 метрах восточнее здания № 156 по ул. Механизаторов, в 72 метрах юго- западнее здания № 15а по ул. Механизаторов (для проведения мероприятий с численностью до 1100 чел.);
- территория, расположенная в 112 метрах юго-восточнее здания № 68 по ул. Терешковой, в 190 метрах северо-восточнее здания № 49 по ул. Терешковой, с южной стороны - по границе земельного участка с кадастровым номером №№, с восточной стороны - по границе земельного участка с кадастровым номером №№ (для проведения мероприятий с численностью до 3750 чел.).
В соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», п.2 ст.4 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-03 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» в одном специально отведенном месте в одно и то же время не допускается проведение более одного публичного мероприятия. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте в одно и то же время очередность использования специально отведенного места определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом местного самоуправления.
Из представленных материалов следует, что в администрацию города Кемерово 13.02.2020 г. были поданы уведомления от Кемеровского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», от Кемеровского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» о проведении митингов 29.02.2020 с 07.00 до 19.00 часов в вышеуказанных специально отведенных местах, Артемьеву Е.Г. было предложено рассмотреть вопрос о проведении мероприятия, указанного в уведомлении, в вышеуказанных местах 29.02.2020 г. с 19.00 до 21.00 часов.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, отказ что в согласовании проведения публичного мероприятия является законным и обоснованным.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применил материальный закон и не нарушил нормы процессуального закона.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: