Дело №2-7656/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ13 сентября 2013 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой И.И.,
при секретаре Мироновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы администрации города Ульяновска о признании незаконным предписания Министерства строительства Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрация г.Ульяновска обратился в суд с заявлением о признании незаконными акта контроля Министерства строительства Ульяновской области за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от 15.04.2013 № 36 и предписания от 15.04.2013 № 10 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в обоснование указав следующее.
03.06.2013г. в администрацию города Ульяновска поступили акт контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности №36 от 15.04.2013 и предписание от 15.04.2013 №10 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства Ульяновской области от 15.04.2013. Данным предписанием Главе администрации города Ульяновска предложено в срок до 20.06.2013 рассмотреть заявление О.С.В. о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по <адрес>, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, а также до 30.08.2013 привести в соответствие с Градостроительным кодексом РФ постановление Главы г. Ульяновска от 16.02.2007 № 645 «Об утверждении Порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска» и постановление мэрии г. Ульяновска от 15.09.2010 № 4798 «Об утверждении муниципальной услуги по переводу жилых помещений в нежилые помещения».
С вышеуказанными актом и предписанием администрация не согласна по следующим основаниям.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое регулируются Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Министерство строительства Ульяновской области уполномочено осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области на основании Положения о контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 01.11.2007 №381. Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 № 33/300-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства Ульяновской области».
В соответствии с пунктом 3.1. Положения контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности включает: 3.1.1.Контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности. 3.1.2.Контроль за соблюдением установленных федеральными законами
сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. 3.1.3.Контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством
о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов
территориального планирования, правил землепользования и застройки,
документации по планировке территории, градостроительных планов земельных
участков.
Однако в перечень полномочий Министерства строительства Ульяновской области не входит контроль за рассмотрением органами местного самоуправления обращений граждан, а также контроль в сфере жилищного законодательства.
Таким образом, требование о необходимости в установленный предписанием срок рассмотреть заявление О.С.В. о переводе жилого помещения в нежилое помещение выставлено Министерством строительства Ульяновской области, с нарушением компетенции указанного органа.
Постановление Главы города Ульяновска от 16.02.2007 №645 «Об утверждении порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска» принято в сфере жилищного законодательства в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления.
Положения постановлений Главы города Ульяновска от 16.02.2007 № 645 «Об утверждении порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска» и мэрии города Ульяновска от 15.09.2010 № 4798 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по организации работ по переводу жилых помещений в нежилые помещения» не противоречат статье 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей случаи осуществления строительства, реконструкции без получения разрешения на строительство. Частью 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
На основании вышеизложенного, Глава администрации и обратился в суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации г.Ульяновска уточнил ранее заявленные требования и окончательно просил признать незаконным предписание от 15.04.2013 №10, выданное Министерством строительства Ульяновской области, об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В судебном заседании представитель администрации г.Ульяновска на удовлетворении заявления с учетом уточнения настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил суду, что 17.06.2013г. Главой администрации г.Ульяновска вынесено постановление «О переводе жилого помещения в нежилое помещение» по заявлению О.С.В.
Представитель Министерства строительства Ульяновской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил в суд письменный отзыв, в котором указал следующее. В соответствии с п.1.1. ст.6.1 Градостроительного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Министерство строительства Ульяновской области осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 № 33/300-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства Ульяновской области» ( п. 2.44 раздела 2 Положения).
При осуществлении полномочий по контролю Министерство руководствуется также Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.11.2007 № 381 «Об утверждении Положения о контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области» и Приказом Министерства строительства Ульяновской области от 22.01.2010 № 07-од «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства Ульяновской области по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности».
В соответствии с вышеуказанным Постановлением и Приказом Министерство строительство проводит плановые и внеплановые проверки. Внеплановые проверки проводятся по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) субъектов проверок, связанными с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации (абз. 3 п. 5.5 Положения и п. 20 Административного регламента).
По обращению О.С.В. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое Министерством строительства Ульяновской области проведена внеплановая проверка соблюдения администрацией муниципального образования «город Ульяновск» законодательства о градостроительной деятельности. По результатам проверки в администрацию г. Ульяновска были направлены акт контроля от 15.04.2013 №36 за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и предписание от 15.04.2012 №10 по акту контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В результате проведённой проверки выявлено нарушение ст. 23 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято не позднее, чем сорок пять дней со дня представления документов. Заявление О.С.В. о переводе жилого помещения в нежилое помещение на момент проведения проверки не было рассмотрено администрацией г. Ульяновска, и 45-дневный срок рассмотрения заявления был пропущен.
В соответствии с п. 3.1.1 вышеуказанного Положения о контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области контроль Министерства строительства за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности включает в том числе контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности.
В результате проверки также выявлено несоответствие муниципальных правовых актов администрации г. Ульяновска Градостроительному кодексу РФ, а именно: постановления мэрии г.Ульяновска от 15.09.2010 № 4798 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по организации работ по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения»; постановления Главы г. Ульяновска от 16.02.2007 № 645 «Об утверждении Порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска».
В соответствии с указанными муниципальными правовыми актами, если для использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения необходимо проведение его переустройства и (или) перепланировки и (или) реконструкции и (или) иных работ, не требующих для их проведения получения разрешения на строительство в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, уведомление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) является основанием проведения указанных работ в соответствии с представленным заявителем проектом.
Разрешение на реконструкцию применительно к случаям перевода жилых (нежилых) помещений в нежилое (жилое) помещение требуется по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Применительно к случаям перевода жилых (нежилых) помещений в нежилое (жилое) помещение законодатель предусмотрел случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Этими случаями являются переустройство и перепланировка.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещение. Иными словами при перепланировке сносятся, переносятся или разбираются не несущие конструкции жилого помещения внутри помещения.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Следовательно, применительно к жилым помещениям замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов будет требовать получения разрешения на строительство (реконструкцию).
Также в соответствии с Федеральным законом РФ от 18.10.1995 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Перевод жилых помещений в нежилое влечёт за собой изменение архитектурного облика, поскольку изменяется внешний фасад здания (производится пробивка дверного проёма взамен оконного, возводится крыльцо, лестница).
Доводы администрации г. Ульяновска о том, что в перечень полномочий Министерства строительства не входит контроль в сфере жилищного законодательства, являются необоснованными. Министерство строительства осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. К иным отношениям можно отнести и жилищное законодательство, поскольку многие понятия как Жилищного кодекса РФ, так и Земельного кодекса РФ переплетаются с Градостроительным кодексом РФ.
Представители Комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Ульяновска в судебном заседании поддержали доводы представителя администрации г.Ульяновска.
О.С.В. в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Министерство строительства Ульяновской области направило на имя Главы администрации города Ульяновска акт контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности №36 от 15.04.2013 и предписание от 15.04.2013 №10 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Данным предписанием Главе администрации города Ульяновска предложено в срок до 20.06.2013 рассмотреть заявление О.С.В. о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по <адрес>, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, а также до 30.08.2013 привести в соответствие с Градостроительным кодексом РФ постановление Главы г. Ульяновска от 16.02.2007 № 645 «Об утверждении Порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска» и постановление мэрии г. Ульяновска от 15.09.2010 № 4798 «Об утверждении муниципальной услуги по переводу жилых помещений в нежилые помещения».
Согласно акту №36 контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в ходе проведенной Министерством проверки установлено, что 07.11.2012г. в администрацию Заволжского района г.Ульяновска обратился гражданин О.С.В. с заявлением и документами о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. По состоянию на момент проверки какого-либо решения по обращению О.С.В. администрация г.Ульяновска не приняла.
Постановление №2551 «О переводе жилого помещения в нежилое помещение» по заявлению О.С.В. от 07.11.2012г. принято администрацией г.Ульяновска в лице Главы администрации 17.06.2013г.
Также судом установлено, что Главой г.Ульяновска 16.02.2007 принято постановление № 645 «Об утверждении Порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска», а 15.09.2010г. мэрией г. Ульяновска принято постановление №4798 «Об утверждении муниципальной услуги по переводу жилых помещений в нежилые помещения».
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По мнению суда, заявленные Главой администрации г.Ульяновска требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как разъяснено в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Так, условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое регулируются Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 8.1. Градостроительного кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее в настоящей статье - органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности), в том числе контроль за:
1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;
2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;
3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право:
1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций;
2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны:
1) направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
2) направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором;
3) принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Министерство строительства Ульяновской области уполномочено осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области на основании Положения о контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории Ульяновской области, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 01.11.2007 №381, которое разработано в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и постановлением Правительства Ульяновской области от 14.09.2010 № 33/300-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства Ульяновской области».
В соответствии с пунктом 3.1. Положения контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности включает:
- 3.1.1.Контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности.
- 3.1.2.Контроль за соблюдением установленных федеральными законами
сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- 3.1.3.Контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
Согласно п.п. 3.2 - 3.4. Положения контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности - это совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверки соответствия муниципальных правовых актов (уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления Ульяновской области) положениям действующего законодательства о градостроительной деятельности и закреплением результатов проверки в форме акта контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее - акт контроля) согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Контроль за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности - совокупность действий уполномоченных должностных лиц Министерства, связанных с проведением проверки сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и закреплением результатов проверки в форме акта контроля.
Таким образом, в перечень полномочий Министерства строительства Ульяновской области не входит контроль за рассмотрением органами местного самоуправления обращений граждан по вопросам, касающихся отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ, и, в частности, вопросам рассмотрения обращений граждан о переводе помещений из жилых в нежилые, а также контроль в сфере жилищного законодательства.
Следовательно, требование Министерства в адрес Главы администрации г.Ульяновска о необходимости в установленный предписанием срок рассмотреть заявление О.С.В. о переводе жилого помещения в нежилое помещение вынесено Министерством строительства Ульяновской области с превышением компетенции указанного государственного органа, в связи с чем в этой части предписание является незаконным.
Предписание в части приведения в соответствие с Градостроительным кодексом РФ постановления Главы города Ульяновска от 16.02.2007 № 645 «Об утверждении порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска» и постановления мэрии города Ульяновска от 15.09.2010 № 4798 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по организации работ по переводу жилых помещений в нежилые помещения», по мнению суда, также не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно оспариваемому предписанию и доводам представителя Министерства строительства области, указанные акты администрации г.Ульяновска предоставляют возможность при переводе жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое проводить работы по реконструкции объектов капитального строительства, а именно жилых помещений, без получения разрешения на строительство, что противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым на проведение реконструкции жилого помещения в любом случае требуется получение разрешения на строительство.
Так, согласно п.9 Порядка рассмотрения документов, представленных для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, утвержденного вышеуказанным Постановлением Главы города Ульяновска №645 от 16.02.2007, если для использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения необходимо проведение его переустройства и (или) перепланировки, и (или) реконструкции, и (или) иных работ, не требующих для их проведения получения разрешения на строительство в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, указанное в пункте 7 настоящего Порядка уведомление является основанием проведения указанных работ в соответствии с представленным заявителем проектом. Завершение указанных работ оформляется актом приемочной комиссии по форме, утвержденной настоящим постановлением.
Абзацем 2 пункта 9 Порядка также предусмотрено, что если для использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения необходимо проведение реконструкции и (или) иных работ, требующих получение разрешения на строительство, заявитель в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке получает перед началом проведения указанных работ разрешение на строительство, по завершении работ - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Аналогичные положения содержатся в п.2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по организации работ по переводу жилых помещений в нежилые помещения, утвержденного Постановлением мэрии города Ульяновска от 15.09.2010 № 4798.
По мнению суда, вышеприведенные положения нормативных актов муниципального образования «город Ульяновск» не противоречат ст.51 градостроительного кодекса РФ, как указывает в своем предписании Министерство строительства Ульяновской области.
Так, в соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Статья 51 Градостроительного кодекса РФ (Разрешение на строительство) устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 5 указанной статьи предусмотрены случаи, когда разрешение на строительство выдается при осуществлении строительства, реконструкции, а именно в отношении:
2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр;
3) объекта использования атомной энергии - уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункт 17 данной статьи предусматривает, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, сам Градостроительный кодекс РФ предусматривает случаи, когда выдача разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, представляющую собой изменение параметров объекта капитального строительства, не требуется.
Так, разрешение на строительство (реконструкцию) не требуется и при осуществлении изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а также при капитальном ремонте объектов капитального строительства (п.п.4, 4.1 ч.17 ст.9 ГрКРФ).
Приказом Министерства регионального развития РФ №624 от 30.12.2009 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Следовательно, на все остальные работы, в том числе, по реконструкции объектов капитального строительства, не включенные в Перечень, выдача разрешения на реконструкцию не требуется.
Таким образом, из смысла положений вышеприведенного законодательства следует, что в определенных случаях при проведении работ по реконструкции объекта капитального строительства, т.е. при изменении параметров объекта капитального строительства, выдача разрешения на реконструкцию законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, положения постановления Главы города Ульяновска от 16.02.2007 № 645 «Об утверждении порядка принятия решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории г. Ульяновска» и постановления мэрии города Ульяновска от 15.09.2010 № 4798 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по организации работ по переводу жилых помещений в нежилые помещения» не противоречат нормам Градостроительного кодекса РФ в указанной в предписании Министерства строительства Ульяновской области части.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании вышеизложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Главы администрации города Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконными предписание №10 от 15.04.2013 года, вынесенное Министерством строительства Ульяновской области на имя Главы администрации муниципального образования «город Ульяновск».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.И.Петрова