Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2147/2013 ~ М-2374/2013 от 30.05.2013

Дело № 2-2147/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2013 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,

при секретаре судебного заседания Ямашкиной Ю.В.,

с участием в судебном заседании представителя истца Правительства Республики Мордовия Слатимовой А.П., действующей на основании доверенности № 01-17/329 от 15 июля 2013 года,

представителя ответчиков Чугунова А.А. и Чаиркиной Е.А. - Пономаревой О.И., действующей на основании доверенности от 14 сентября 2012 года,

представителя третьего лица Ежова В.В. - Пономаревой О.И., действующей на основании доверенности от 14 сентября 2012 года,

третьего лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Мордовия к Чугунову А.А. и Чаиркиной Е.А. об изъятии путем выкупа для государственных нужд жилого дома,

установил:

Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с иском к Чугунову А.А. и Чаиркиной Е.А. об изъятии путем выкупа для государственных нужд жилого дома.

В обоснование своих требований указало, что Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения подтверждается следующей документацией: 1) Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск (далее Генеральный план), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.11.2008 № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс) (далее - автодорога Обход г.Саранска). 2) на основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 №425 (с изменениями от 21.07.2010) и местных нормативов градостроительного проектирования г.о.Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 193 ( с изменениями от 24.12.2010) в соответствии со статьей 31 ЗК РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31.07.2009 № 1752, от 01.10.2009 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012 № 1799). Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который так же подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес> в целях размещения объекта – автодорога Обход г. Саранска.

3) Разработчиками проекта «Обход г.Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас^ Саранск Иссу Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО «ГипродорНИИ», г.Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов. В связи с этим и был указанным выше постановлением Главы администрации городского округа Саранск утвержден один вариант.

По результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11 (копия прилагается), подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других действующих норм.

Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

Согласно указанному выше акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 жилой дом, общей площадью 44 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> подлежит сносу в целях строительства вышеназванного объекта.

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 17.01.13 № 13/2013-3102 права на земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен жилой дом , ни за кем не зарегистрированы, то есть указанный земельный участок находился и находится до настоящего времени в государственной собственности, права на которую не разграничены. Кроме того, граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Вместе с тем, необходимость освобождения находящего в государственной собственности земельного участка, расположенного по указанному выше адресу, от находящихся на нем капитальных строений существует и подтверждается указанными выше документами территориального планирования.

20 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010, регистрация от 20.12.2010.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав па недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ от 11.02.2013г. № 01/030/2013-1642 обшей площадью 44 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: 1/2 доля к праве Чугунову А.А.; 1/4 доля в праве Чаиркиной Е.А.; 1/4 доля в праве Ежова В.В.

Согласно Отчету № 35/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного жилого дома(без учета самовольно построенных объектов), включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения составила 1 161 092 рубля.

Уведомление об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия было вручено собственнику Чугунову А.А. 31.05.2011, Чаиркиной Е.А. 06.07.2011.

18.01.2013 Чугунову А.А. и Чаиркиной Е.А. были направлены проекты соглашений о возмещении выкупной цены (копии прилагаются), которые были получены ответчиками 23.01.2013.

В ходе неоднократных устных и письменных переговоров с ответчиками, последние выразили несогласие с выкупной ценой принадлежащего им недвижимого имущества.

Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. Нарушение прав Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в рассматриваемом случае заключается в том, что из-за несогласия ответчиков с условиями изъятия спорного недвижимого имущества невозможно освобождение земельного участка, расположенного по <адрес>, следовательно, невозможно строительство автодороги Обход г. Саранска. Таким образом, ограничивается право населения Республики Мордовия на доступную и развитую транспортную инфраструктуру.

Просит суд после уплаты выкупной цены прекратить право собственности Чугунова А.А. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 44 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 580546 рублей.

После уплаты выкупной цены прекратить право собственности Чаиркиной Е.А. на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 44 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 290273 рубля.

В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия Слатимова А.П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебное заседание ответчики Чугунов А.А. и Чаиркина Е.А. не явились по неизвестной суду причине, при этом представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчиков Пономарева О.И. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.

В судебное заседание представитель третьего лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно надлежащим образом.

В судебное заседание третье лицо Ежов В.В. не явился по неизвестной суду причине, при этом представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Пономарева О.И. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.

Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения подтверждается следующей документацией: 1) Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск (далее Генеральный план), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.11.2008 № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс) (далее - автодорога Обход г.Саранска). 2) на основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 №425 (с изменениями от 21.07.2010) и местных нормативов градостроительного проектирования г.о.Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 193 ( с изменениями от 24.12.2010) в соответствии со статьей 31 ЗК РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31.07.2009 № 1752, от 01.10.2009 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012 № 1799). Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который так же подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес> в целях размещения объекта – автодорога Обход г. Саранска.

3) Разработчиками проекта «Обход г.Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО «ГипродорНИИ», г.Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов. В связи с этим и был указанным выше постановлением Главы администрации городского округа Саранск утвержден один вариант.

Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.

Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).

В судебном заседании установлено, что По результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11 (копия прилагается), подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других действующих норм.

Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.

В судебном заседании также установлено, что 25 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер ) на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25.11.2010 № 177), регистрация от 25.12.2010.

20 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010, регистрация от 20.12.2010.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

09 марта 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010), регистрация от 09.03.2011.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 17.01.13 № 13/2013-3102 права на земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен жилой дом , ни за кем не зарегистрированы, то есть указанный земельный участок находился и находится до настоящего времени в государственной собственности, права на которую не разграничены. Кроме того, граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав па недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ от 11.02.2013г. № 01/030/2013-1642 жилое помещение, обшей площадью 44 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: 1/2 доля к праве Чугунову А.А.; 1/4 доля в праве Чаиркиной Е.А.; 1/4 доля в праве Ежова В.В.

Чугунову А.А. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление было получено им 31.05.2011.

Чаиркиной Е.А.было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление получено ею 06.07.2013.

Согласно отчету № 35/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года выкупная цена спорного жилого дома(без учета самовольно построенных объектов), включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения составила 1 161 092 рубля.

18.01.2013 Чугунову А.А. и Чаиркиной Е.А. были направлены проекты соглашений о возмещении выкупной цены, которые были получены ответчиками 23.01.2013.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия 26 июня 2013 года по ходатайству ответчиков по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Из экспертного заключения № 13/07/339-н, подготовленного ООО «Рыночные оценочные системы» следует, что рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 17 июля 2013 года составляет округленно 1540600 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК Российской Федерации. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").

Отчеты № 35/2012 подготовленные Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно, в Отчете отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности. Отсутствует балансовая стоимость объектов оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данных отчетах, суду не представляется возможность определить характеристики взятых аналогов для сравнения.

В отчете № 35/2012 не учитывались все затраты и убытки которые понесут ответчики в связи с изъятием у них земельного участка и жилого дома.

Суд считает, что Отчет № 35/2012, подготовленный Торгово-промышленной Палатой Республики Мордовия является необоснованным, недостаточным и не заслуживающим внимания суда, он не может служить доказательством при вынесении решения.

Вместе с тем, в экспертном заключении № 13/07/339-н, подготовленном ООО «Рыночные оценочные системы» дана полная характеристика объектов оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома, пристроя к жилому дому) имеется ряд таблиц. При проведении данной экспертизы использовался сравнительный метод, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения), метод переноса, кроме того дана полная характеристика аналогов.

В экспертном заключении № 13/07/339-н, подготовленном ООО «Рыночные оценочные системы »содержится вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик.

Заключение составлено экспертом, имеющим право на проведение такого рода экспертизы, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По мнению суда, экспертное заключение № 13/07/339-н, подготовленное ООО «Рыночные оценочные системы» соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 Гражданского кодекса Российской Федерации);

В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.

При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что имеется исключительность случая изъятия земельного участка, принадлежащего ответчикам и отсутствие иных возможных вариантов размещения автодороги регионального или межмуниципального значения.

Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как установлено в судебном заседании жилое помещение, обшей площадью 44 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: 1/2 доля к праве Чугунову А.А.; 1/4 доля в праве Чаиркиной Е.А.; 1/4 доля в праве Ежова В.В.

Вместе с тем собственник Ежов В.В. не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения не был уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, не был уведомлен о дате осуществленной государственной регистрации такого решения органом, принявшем решение об изъятии.

В связи с этим суд считает, что исковые требования Правительства Республики Мордовия к Чугунову А.А. и Чаиркиной Е.А. об изъятии путем выкупа для государственных нужд жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Правительства Республики Мордовия к Чугунову А.А. и Чаиркиной Е.А. об изъятии путем выкупа для государственных нужд жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия, через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.П. Парамонов

1версия для печати

2-2147/2013 ~ М-2374/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Правительство Республики Мордовия в лице ГКУ "Упрдор Республики Мордовия"
Ответчики
Чугунов Александр Александрович
Чаиркина Елена Александровна
Другие
Государственный комитет имущественных и земельных отношений РМ
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Парамонов Сергей Петрович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
30.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2013Передача материалов судье
04.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2013Судебное заседание
26.06.2013Судебное заседание
26.07.2013Производство по делу возобновлено
29.07.2013Судебное заседание
30.07.2013Судебное заседание
01.08.2013Судебное заседание
02.08.2013Судебное заседание
05.08.2013Судебное заседание
08.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2013Дело оформлено
20.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее