Дело № 2-229/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
25 июля 2019 года гражданское дело по иску Алипова Ю.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работ, назначение страховой пенсии по старости с момента за ее обращением,
установил:
Алипов Ю.Н. обратился в УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) с исковым заявлением о признании решения незаконным, включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работ, назначение страховой пенсии по старости с момента за ее обращением. В обоснование иска указал, что ответчиком ему отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа, при этом из страхового стажа исключены, в том числе периоды с 11.04.1985 по 16.06.1994, с 03.11.1995 по 01.04.1995, с 01.04.1996 по 01.06.2003, поскольку не подтвержден трудовой (страховой) стаж компетентными учреждениями (органами), при этом не представлена справка об уплате страховых взносов компетентными органами страны, на территории которой протекала работа. С решением ответчика от 22.01.2019 № не согласен, поскольку работа в спорные периоды отражена в трудовой книжке, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Истец, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее на исковых требованиях настаивал в полном объеме. Указал, что в спорные периоды работал на территории Республики Казахстан, что подтверждается записями в трудовой книжке. Считает что в связи с достижением 55-летнего возраста имеет право на назначение пенсии.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Также пояснила, что истец не имеет право на назначение страховой пенсии, поскольку у последнего недостаточно страхового стажа и стажа работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера.
Суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело Алипова Ю.Н., суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 № 400-ФЗ от 28.12.2013).
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из записей в трудовой книжке истца в спорные периоды истец работал: с11.04.1985 по 16.06.1994 работал электрослесарем Джамбулском ТЭЦ; с 03.01.1995 по 01.04.1995 работал электрослесарем в ПО «Казремэнерго»; с 01.04.1996 по 01.06.2003 работал в Жамбылских тепловых сетях (АО Жамбылэнергокомбинат»).
12 октября 2018 года Алипов Ю.Н. обратился в УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При решении вопроса об установлении досрочной пенсии истцу Управлением были рассмотрены следующие документы: сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; трудовая книжка серии ET-I № от 09.03.1981; военный билет от 04.11.1981 серии НС №; справка от 01.11.2018 №, представленная Центральным филиалом некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального пенсионного обеспечения» с приложением: обороты по транзитным счетам вкладчика.
Решением Управления от 22.01.2019 № Алипову Ю.Н. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Определен стаж работы: страховой стаж (календарно) 20 лет 09 месяцев 25 дней, общий трудовой стаж (с учетом льготного исчисления) 21 год 05 месяцев 12 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (учет только календарно) 13 лет 08 месяцев 13 дней (требуемый стаж 20 лет).
Из страхового стажа исключены, в том числе периоды работы Алипова Ю.Н. с 11.04.1985 по 16.06.1994, с 03.11.1995 по 01.04.1995, с 01.04.1996 по 01.06.2003. Основанием к исключению вышеуказанных периодов из страхового стажа явилось то, что не подтвержден трудовой (страховой) стаж компетентными учреждениями (органами), при этом не представлена справка об уплате страховых взносов компетентными органами страны, на территории которой протекала работа с 01.01.2002.
Проверяя обоснованность доводов истца в части включении оспариваемых периодов в страховой стаж, суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Статьей 11 Соглашения предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
С учетом приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу о необходимости включения в страховой стаж Алипова Ю.Н. периода работы с 11.04.1985 по 30.11.1991.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из объяснений представителя ответчика и материалов личного дела Алипова Ю.Н. следует, что на основании заявления Алипова Ю.Н. об оказании содействия в истребовании документов о заработной плате и стаже работы с архивных учреждений и предприятий (организаций) от 12.10.2018 УПФР по Прилузскому району Республики Коми (межрайонное) были направлены запросы в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Жамбылской области <адрес> и Дирекцию «Межведомственный расчетный центр социальных выплат» - филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Ответ от Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Жамбылской области <адрес> по настоящее время не получен.
Согласно ответа Центрального филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 01.11.2018 № накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 01.01.1998 согласно Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». По имеющимся в базе данных сведениям на Алипова Ю.Н., 19.10.1963 г.р., перечислялись обязательные пенсионные взносы. В базе данных отражается информация, содержащаяся в платежных поручениях, которыми производились перечисления обязательных пенсионных взносов. Поле «период» в платежных поручениях для перечисления обязательных пенсионных взносов в связи с изменениями в платежной системе Республики Казахстан было введено с июля 2006 года. В связи с изложенным для уточнения информации по факту уплаты обязательных пенсионных взносов предложено обратиться непосредственно на предприятия, производящие отчисления. Также приложена распечатка оборотов по транзитным счетам вкладчика, из которой видно, что Жамбылский энергокомбинат ОАО 18.02.2003 произвел платеж в размере 11 682,22 рубля, сумма 4029,57 рублей.
В тоже время запросы в учреждения, на которых работал истец в оспариваемые периоды, ответчиком не направлялись со ссылкой не то, что УПФР не занимается розыском стажа граждан, последние самостоятельно предоставляют документы, подтверждающие трудовой стаж.
Из пояснений истца последний розыском документов, подтверждающих стаж работы в спорные периоды, также не занимался.
Ответом Республиканского государственного учреждения «Национальный архив Республики Казахстан» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан от 28.06.2019 №-и определено, что документы Джамбульского ТЭЦ, ПО «Казрэмэнерго», АО «Жамбылэнергокомбинат» на государственное хранение в Национальный архив Республики Казахстан не передавались.
Из ответа АО «Казремэнерго» от 17.07.2019 следует, что в период с 1995 года в состав ПО «Казремэнерго» входило Арендное специализированное предприятие «Казэнергоремонт». Алипов Ю.Н. работал на предприятии с 03.01.1995 по 01.04.1995, но все приказы по личному составу, карточки работников, ведомости начисления заработной платы и прочие документы на своих работников АСП «Казэнергоремонт» оформляло самостоятельно, поскольку являлось юридическим лицом. Архива предприятия нет, документы не передавались. АСП «Казэнергоремонт» было ликвидировано в 2003 г., весь архив был передан в Центральный государственный архив Республики Казахстан».
В тоже время к вышеуказанному ответу суд относится критически и не может принять последнее как бесспорное доказательство, поскольку последнее не подписано должностным лицом.
Из представленных копий приказа №-к от 11.04.1985, приказа №-к от 16.05.1985 следует, что Алипов Ю.Н. с 11.04.1985 был принят электрослесарем ЭТЛ3 3 разряда на ТЭЦ-4 ЭТЛ, с 05.05.1985 переведен электрослесарем 3 разряда по ремонту электрооборудования электроцеха с окладом 104 рубля 90 копеек и выплатой премии.
В тоже время суду не представлено бесспорных доказательств того, что в спорные периоды истец был постоянно занят на работе, при этом ему выплачивалась заработная плата, в то время как при назначении дела к рассмотрению именно на истца была возложена обязанность представить доказательства о наличии необходимого стажа для назначения пенсии. Предпринятые судом меры для установления вышеуказанных сведений положительного результата не дали.
В тоже время судом установлено, что правопреемники организаций, где работал Алипов Ю.Н., не ликвидированы, что не лишает истца возможности собрать необходимые документы и повторно обратиться к ответчику с заявлением о назначении пенсии с включением вышеназванных периодов в страховой стаж.
Истец также просит назначить ему пенсию по старости, при этом из объяснений последнего следует, что с учетом достижения возраста 55 лет имеет право на назначение пенсии по старости, при этом с видом пенсии (досрочная или на общих началах) определиться не может.
В тоже время, даже с учетом включения спорных периодов в страховой стаж, у Алипова Ю.Н. не возникает права на получение пенсии как по ст. 8 Федерального закона № 400-Ф, так и по п. 6 ч. 1 ст. 32 вышеназванного Федерального закона, а, следовательно, требования истца о назначении пенсии необходимо оставить без удовлетворения.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Алипова Ю.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работ, назначение страховой пенсии по старости с момента за ее обращением - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) об отказе в назначении пенсии от 22.01.2019 № в части не включения в страховой стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 11.04.1985 по 30.11.1991.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включить Алипову Ю.Н. в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 11.04.1985 по 30.11.1991.
В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работ с 01.12.1991 по 16.06.1994, с 03.11.1995 по 01.04.1995, с 01.04.1996 по 01.06.2003, назначении страховой пенсии по старости с момента за ее обращением Алипову Ю.Н. - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 25 июля 2019 года.